Методологические основы стратегического планирования развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 100.77 Кб (Скачать документ)

     При этом жители различают наиболее важные (в том числе и в перспективе) факторы качества жизни и наиболее проблемные (т.е., наиболее актуальные на сегодняшний день) факторы качества жизни (см. рис. 7). Во второй группе факторов наиболее важными признаны «жилье», «медицинское обслуживание», «коммунальные услуги», «рабочие места», «экология», «городской транспорт», «личная безопасность».

     Таким образом, в центре внимания городских  властей города Калининграда должны быть, прежде всего, те факторы, которые  являются одновременно и наиболее важными, и наиболее проблемными, в т.ч. «медицинское обслуживание», «жилье», «рабочие места», «коммунальные услуги», «экология», «личная безопасность». 

Рисунок 7. Оценка текущего состояния качества жизни города Калининграда 

Рейтинг факторов качества жизни  с толчки зрения «злободневных» проблем  и долгосрочной  важности

Наиболее  важные стороны качества жизни Наиболее  проблемные стороны качества жизни
1. Медицинское  обслуживание 1. Жильё
2. Жильё 2.Медецинское  обслуживание
3.Рабочие  места 3.Коммунальные  услуги
4. Коммунальные  услуги 4.Рабочие места
5.Экология 5.Городской  транспорт
6. Личная  безопасность 6.Экология
7.Профессиональное  образование 7.Личная безопасность
8.Школьное  образование 8.Доступность  потребительских товаров
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями  области, может быть обеспечена в  конечном итоге за счет низких издержек и на основе использования уникальных отечественных научно-технических  достижений. Природно-климатические  условия и требования высокого качества жизни делают практически невозможными другие варианты. Поэтому существо экономических преобразований должно состоять в том, чтобы, не ломая сложившейся  специализации экономики области, выделить в качестве приоритетных производства, во-первых, базирующиеся на местных  ресурсах, во-вторых, способные удовлетворять  потребности населения области, в-третьих, основанные на передовых  отечественных достижениях науки  и техники, в первую очередь, полученных в области. В настоящее время  экономическая политика области  имеет преимущественно антидепрессивную направленность, в дальнейшем же должен произойти перенос центра тяжести на ее структурно-инновационную перестройку.          

Основные  направления развития  налогового и неналогового финансового потенциала Калининградской области могут быть следующие:

-         мониторинг финансовых и экономических показателей крупных и средних предприятий области с целью определения причин изменения налогооблагаемой базы и, при необходимости, принятия мер, препятствующих ее снижению, включая и внесение законодательных инициатив в части оптимизации налоговой системы;

-         стимулирование предприятий по развитию налоговой базы. Несмотря на то, что полномочия субъектов в сфере регулирования налогового и бюджетного законодательства весьма ограничены, оставшиеся из них должны быть максимально и эффективно задействованы. Прежде всего, это касается полномочий в области предоставления налоговых льгот. Механизм льготирования должен быть не только прозрачным и гибким, но и обеспечивать паритетные интересы хозяйствующих субъектов и бюджета;

-         интенсивное интегрирование малого бизнеса и экономику региона. Решение данной задачи невозможно без дальнейшего развития благоприятных экономических предпосылок, стимулирующих мотивацию субъектов легализовать и расширять свой бизнес.

-         Расширение ипотечного кредитования. Жилищное строительство – один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики, что обусловлено растущей потребностью населения в улучшении жилищных условий. Способствовать его развитию – означает расширять и укреплять инфраструктуру региона, развивать сферу обслуживания и создавать в этой связи новые рабочие места.

     Для решения выявленных в процессе анализа  ключевых демографических проблем  необходима реализация следующих стратегических направлений:

-         Разработка и реализация единой региональной концепции воспитания,   образования    и   социализации    молодого   поколения, включая законодательное и финансовое обеспечение и строгий контроль за исполнением со стороны органов управления.

-         Разработка региональной программы психологической и профессиональной адаптации граждан, включая сельское население.

-         Поддержка молодых семей, включая содействие в трудоустройстве, организации бизнеса, создание условий для решения жилищных проблем (на основе долгосрочного кредитования, развития ипотеки и др. - по опыту других регионов), В организационном плане реализация данной стратегии может быть возложена на Региональный центр молодой семьи с подразделениями (филиалами) в муниципальных образованиях.

-         Укрепление института семьи. Оказание психологопедагогической поддержки семьям, уделяя особое влияние многодетным семьям.

-         Формирование комфортной среды жизнедеятельности пожилых граждан и ветеранов на основе развития региональной системы реабилитации инвалидов, организации в лечебно-профилактических учреждениях отделений для пожилых и престарелых граждан.

     Важность  и необходимость реализации перечисленных  стратегических направлений обусловлена тем, что при развитии сложившихся деструктивных тенденций в демографической сфере психофизические защитные механизмы всего населения области могут быть превышены уже в ближайшие годы, но в первую очередь это касается молодого населения.

     Обеспечение доступности, повышение качества и  эффективности относятся к наиболее актуальным стратегическим направлениям развития системы образования Калининградской области. Можно предложить следующие действия по их реализации:

-         совершенствование регионального образовательного комплекса в   направлении  обеспечения  преемственности   всех   уровней  образования, соответствия   профессиональных   образовательных   программ   потребностям  региона  в  квалифицированных  кадрах,   развития  системы непрерывного образования с разработкой и внедрением региональных нормативов   бюджетного   финансирования   государственных   учебных заведений;

-         обеспечение оптимального соотношения на территории области государственных и коммерческих образовательных учреждений;

-         развитие многоканальной системы финансирования учреждений здравоохранения, образования и науки, культуры;

-         усиление направленности научного и вузовского потенциалов на взаимодействие с реальным сектором экономики;

-         повышение приоритетности подготовки специалистов для сферы высоких технологий, сферы услуг.   

     Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что динамика демографических процессов  находится в русле общегосударственных  тенденций; для принципиального  изменения ситуации необходима концепция  демографического развития Российской Федерации на длительную перспективу, которая должна служить ориентиром для региональных органов управления при разработке и реализации программ, касающихся оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни и других аспектов демографического развития. Но с другой стороны, сама региональная политика должна быть ориентирована на улучшение общей демографической ситуации в области, в том числе на решение конкретных проблем в муниципальных образованиях.

      Для сохранения положительной динамики роста реальных доходов и повышения  уровня жизни населения области  необходимо: обеспечить стабильное повышение  заработной платы на основе совершенствования  договорных отношений в сфере  оплаты труда, повышения   доходов  работников   бюджетных   учреждений,   сокращения различий в реальной оплате труда работников равнозначной квалификации.

      В  сфере образования необходимо достижение доступности, повышение качества и эффективности, в частности, совершенствование регионального образовательного комплекса в направлении обеспечения преемственности всех уровней образования.

      Для смягчения остроты проблем здравоохранения  в Нижегородской области необходимо провести реформирование системы по следующим направлениям: реструктуризация системы оказания  медицинской  помощи, перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, обеспечение первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи; осуществление перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи; обеспечение перехода к новым методам оплаты труда медицинских работников. 
 
 

Список  литературы 

1.     Айвазян С.А., Герасимова И.А. Социальная структура и социальное расслоение населения Российской Федерации. – М.: ЦЭМИ РАН, 2002.

2.     Большаков Н.М., Кузьбожев Э.Н. Основы социально-экономического прогнозирования. – Сыктывкар: СЛИ, 1999.

3.     Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2000.

4.     Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика. // Управленческое консультирование. 1999. № 3.

5.     Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

6.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.

7.     Гранберг А.Г. Проблемы стратегии территориального развития России. – М.: СОПС, 2001

8.Местное  экономическое развитие. – М.: Совет  по городскому экономическому  развитию, 1998.

9.Методологические  аспекты и опыт стратегического  планирования территориального  развития в регионах России  и развитых странах Запада: методическое  пособие. // Под ред. А.И. Гаврилова.  – Н. Новгород, Изд-во  ВВАГС, 2005.

10.Основы  местного самоуправления и организации  муниципального хозяйства. // Под  ред. А.И. Гаврилова. – Н.  Новгород, Изд-во ВВАГС, 2004.

11.Смирнов  С.А. Стратегическое планирование. – М.: МЭСИ, 1999.

12.Стратегическое  планирование и управление. // Под  ред. А.Н. Петрова. – СПб.: СПбУЭФ, 2000.

13.Стратегическое  управление: регион, город, предприятие. // Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2005.

14.Управление  социально-экономическим развитием  России: концепции, цели, механизмы. // Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 2002.

Приложение

Приложение 1. Целевые показатели социально-экономического развития города

 
Показатели  стратегического  развития Калининграда Ед.измер. 2009-2010 2011-2015 2016-2025
Промышленное  производство Среднегодовой темп роста, % 96-104 110-112 108-112
Розничный товарооборот Среднегодовой темп роста, % 102-106 110-115 113-115
Инвестиции Среднегодовой темп роста, % 90-108 110-115 120
Производительность  труда Среднегодовой темп прироста, % 112-115 110-112 110-112
Реальная  заработная плата Среднегодовой темп роста, % 95-98 98-108 106-108

Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона