Методологические основы стратегического планирования развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 100.77 Кб (Скачать документ)

     В процесс стратегического планирования целесообразно вовлечь всех заинтересованных участников - предпринимателей, политиков и население. В рамках проведения конференций, семинаров и рабочих групп с участием экспертов и жителей региона можно отработать предложения по приоритетам и критериям создаваемого плана. Для организации работы над стратегическим планом региона целесообразно создать специальную рабочую группу.

     Отдельной составляющей стратегического плана  развития региона должен стать прилагаемый  к нему "План действий администрации  по реализации стратегического плана", контролируемый лично главой администрации  региона.

     Не  в каждом регионе современной  России удается создать стратегический план собственного развития. Регион должен не только иметь потенциал развития и соответствующие ресурсы, но и  создать высокий уровень общественного  согласия и готовность поставить  общерегиональные приоритеты выше частных или институциональных.

     К основным характеристикам стратегического  плана социально-экономического развития региона относятся следующие:

· выделение  сильных и слабых сторон региона, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона, прежде всего по созданию лучших условий  жизни людей;

· краткие  идеи и принципы, которые ориентируют  производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

· партнерское  взаимодействие всех региональных сил. План представляет собой не директиву, а скорее компиляцию разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны  предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением  относительно специфических мер  стратегического характера, которые  важны и для производства, и  для жителей региона;

· план - это комбинация долгосрочного видения  и сегодняшних мер. Это не только долгосрочные цели, но и план действий. По всем основным направлениям осуществления  стратегии развития целесообразно  разработать подцели, механизм их достижения, определив цену такого достижения, предполагаемый эффект, способы контроля и мониторинга.

     Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, - как  повысить уровень благосостояния жителей  и заложить прочные 2основы для его дальнейшего повышения в будущем? Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства и продаж регионального продукта. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми задачами экономического развития региона являются:

· создание новых высокооплачиваемых рабочих  мест;

· привлечение  в регион новых производств;

· обновление структуры производства;

· развитие методов продвижения и продаж регионального продукта.

     Наиболее  характерные проблемы экономического развития российских регионов - это  не только привлечение в регион экономических  агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание  занятости на высоком уровне, решение  насущных экологических проблем.

     Коротко цикл стратегического планирования социально-экономического развития региона можно представить в следующем виде:

1. Определение  целей развития.

2. Анализ  внешней среды развития региона.

3. Анализ  потенциала развития региона.

4. Использование  имеющихся и создание новых  местных преимуществ.

5. Разработка  концепции и стратегии развития.

6. Разработка  плана конкретных действий и  осуществление стратегии.

7. Анализ  эффективности и результативности, корректировка целей и методов  их достижения. 
 

1.3.Правовое обеспечение стратегического планирования 

     В условиях формирующейся системы  рыночного хозяйствования все российские регионы сталкиваются с кругом схожих проблем, связанных с несовершенством  имеющейся системы регионального  планирования, особенно при принятии стратегических решений, и проблемами, возникающими при попытках преодолеть и восполнить указанный недостаток. К сожалению, нельзя не согласиться  с точкой зрения, отмечающей отсутствие фундаментальных отечественных  исследований по региональному планированию в рыночных условиях.

     К этому можно добавить, что дополнительные трудности создала резкая критика  “планирования”, как категории  управления, отзвучавшая в конце 80-х, когда “планирование” было чуть ли не противопоставлено “рыночной экономике”. В результате чего даже несовершенная, но функционировавшая система планирования была существенно нарушена.

     Возобновившиеся впоследствии разговоры о необходимости  планирования и возрастающей в новых  условиях роли регионов, не принесли принципиально  новых изменений в практику регионального  планирования. Во многих случаях были реанимированы ранее испытанные методы планирования без учета того обстоятельства, что в условиях децентрализации, внешней конкуренции и частной собственности все они нуждаются в серьезном обновлении. Разрабатываемые и распространяемые с федерального уровня методические материалы оказываются или слишком “глубокомысленными” для практической работы, или фокусирующими чрезмерное внимание на частных деталях.

     Разрабатываемые на их основе стратегические документы  имеют некоторое внешнее сходство с тем, чем они должны быть, но их внутреннее содержание не позволяет  с уверенностью признать, что они  и в самом деле этим являются. Нуждается в дополнительной методической помощи процесс прогнозирования. Выбор  стратегических приоритетов, по большей  части, является простым перечислением  отраслей, представленных на территории. Комплексные социально-экономические  программы оказываются не в состоянии  измерить ни глубину проблем, ни эффект от их решения.

     Еще большим недостатком является отсутствие единой, не повторяющейся и не противоречащей самой себе системы планирования. Создание многочисленных, многообразных  и разносрочных Прогнозов, Концепций, Планов и Программ, как будто из желания лишний раз подтвердить свою приверженность плановым методам управления, зачастую лишь сбивает с толку государственный аппарат и приумножает малоэффективный документооборот. Все эти документы неизбежно либо вторят, либо противоречат друг другу и лишь дискредитируют сами себя.

     За  счет необоснованно чрезмерного  разнообразия документов, варьирующихся  по названиям, формам, срокам, показателям  и прочим составляющим, они оказываются  почти несовместимыми друг с другом, что не позволяет на основе их обобщения  создать единую картину социально-экономического положения страны в целом. Отсюда понятны и оправданы попытки  федеральных властей внедрить унифицированный  макет региональной комплексной  программы социально-экономического развития. Хотя, представленный документ не обеспечивает должной ясности в понимании системы взаимосвязей различного рода федеральных, региональных, муниципальных, комплексных, целевых, отраслевых и т.д. концепций, программ, планов, стратегических планов и других подобных документов, которыми представлено отечественное государственное планирование. При этом, отсутствие обобщающих показателей социально-экономического и экологического состояния региона затрудняет комплексную оценку эффективности программ, также как и соотнесение социально-экономического положения различных регионов и выделение приоритетных направлений развития.

   Перечень  недостатков достаточно длинен, но, обобщая их, можно выделить проблемы и недостатки, свойственные всей системе  регионального стратегического  планирования, которые можно разделить  на две основные группы:

  • Научно-методические, включая разработку и внедрение адекватных инструментов прогноза, анализа и оценки стратегических параметров регионов;
  • Организационно-правовые или системообразующие, определяющие, в первую очередь, перечень стратегических документов, их правовой статус, периодичность и взаимную последовательность.

   В плане практического преодоления  отмеченных проблем можно отметить активную работу специалистов Леонтьевского центра, других научно-исследовательских институтов, настойчиво осуществляющих разработку Стратегических планов для различных территорий, как на уровне субъектов Федерации, так и в интересах органов местного самоуправления. По мере распространения применяемой ими методологии все большее число территорий обретают взаимно совместимое стратегическое мировоззрение. Более соответствующей рыночным условиям децентрализованной экономики является и должна приветствоваться распространяющаяся концепция широкого привлечения общественности к вопросам стратегического планирования.

   Тем не менее, даже на фоне значительной и  достаточно успешной работы, проводимой специалистами Леонтьевского центра, и ими подчеркивается недостаточность разграничения проблем юридического статуса планов, масштабов и механизма обеспечения общественного участия в разработке планов, интеграции стратегических планов с другими видами планов и программ, координации с бюджетным планированием, 5. При этом правовая составляющая является базисом государственного и регионального планирования. Качество и количество планоопределяющих документов, производимых государственным аппаратом, должны предписываться законами, а не проявляющейся “от случая к случаю” “доброй волей” руководителя.

   Федеральное законодательство частично затрагивает  вопросы регионального стратегического  планирования. Так Федеральным законом  “О государственном прогнозировании, концепциях и программах социально-экономического развития Российской Федерации” дается модель системообразующих нормативно-правовых актов стратегического планирования, хотя даже рекомендательный характер этой модели для региональных органов управления в данном Законе прямо не устанавливается. Федеральный закон “О государственном заказе и поставках продукции для федеральных нужд” и постановление Правительства России по его реализации определяют порядок работы и основные параметры федеральных целевых программ, которые также оказываются безусловным элементом региональной стратегии. Бюджетный кодекс устанавливает статус региональных программ социально-экономического развития, как обязательно утверждаемых законодательной властью Субъектов Федерации. Но этого очевидно недостаточно для решения рассматриваемых проблем. Федеральное законодательство оставляет без внимания сроки формирования региональных концепций и стратегических планов, региональных, областных и городских целевых программ, недостаточно определяется их продолжительность и взаимная согласованность. 

Глава 2 Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда 

2.1.SWOT-анализ

     Выбор эффективной стратегии развития Калининграда обусловлен как сильными, так и слабыми сторонами, присущими  городу.

     В результате SWOT-анализа были выявлены ключевые, как благоприятные, так  и неблагоприятные внешние события  и условия, которые влияют или  могут существенно повлиять на ситуацию в области и в городе, то есть определяют «возможности» и «угрозы» для развития Калининграда.

Сильные стороны (S) Слабые  стороны (W)
  • Выгодное геоэкономическое положение области и города.
  • Режим особой экономической зоны в области.
  • Динамично развивающаяся система авиасообщения.
  • Один из незамерзающих портов на Балтике с развитой портовой инфраструктурой
  • Предпосылки (наличие объектов историко-культурного наследия) для развития исторического и познавательного туризма.
  • Наличие искусственно созданного в досоветский период ландшафта, а также набережных, обладающих рекреационным потенциалом.
  • Стимул и желание к развитию у активной части горожан, ментальная готовность со стороны активной и успешной части населения к созданию эффективной системы управления городом.
  • Развитые торговые сети, конкурентоспособные не только на региональном, но и на национальном рынке.
  • Динамичное развитие промышленно-производственных кластеров
  • Приход в город ряда крупных национальных/транснациональных компаний и финансовых институтов.
  • Развитый относительно других регионов страны малый и средний бизнес.
  • Строительство Приморского кольца – современной автомагистрали, связывающей между собой Калининград, аэропорт, прибрежные города региона в единую транспортную сеть.
  • Обслуживание населения  по принципу «одного окна»  в социальной сфере
  • Развитая система профессионального образования
  • Развитый потребительский рынок
  • Высокий  образовательный и культурный уровень значительной части населения города
  • Достаточно развитая инфраструктура спорта
  • Сформированная  система муниципального управления
  • Высокий уровень общественной активности
 
  • Анклавность (эксклавность) территории области и возникающие в этой связи: таможенные и визовые проблемы для развития туризма, развития товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок, низкая продовольственная безопасность.
  • Высокие железнодорожные тарифы по транспортировке грузов на российскую территорию.
 
  • Территория  города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов – затоплению нагонными паводками, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют комплекса защитных инженерно-технических мероприятий.
  • Как следствие предыдущих пунктов – нескоординированное развитие городских инженерных инфраструктур.
  • Отсутствие инженерно подготовленных площадок под строительство жилья, развития инновационных производств.
  • Отсутствие продуманной внутригородской транспортной системы.
  • Отсутствие важных условий для создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для развития бизнеса и его инфраструктуры.
  • Потеря предприятиями Калининграда, оставшимися от советских времен, традиционных рынков сбыта.
  • Нестабильность законодательной базы для предпринимательской деятельности.
  • Недостаток кадров необходимой квалификации (особенно квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров, способных обеспечить развитие инновационной экономики).
  • Высокая степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов.
  • Отсутствие комфортной городской среды: слабое благоустройство города, отсутствие пешеходных прогулочных зон, недостаточное количество озелененных пространств, зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан и туристов, значительная доля заброшенных территорий.
  • Высокие темпы старения населения.
  • Нерешенность вопросов, связанных с экологией и безопасностью проживания, а также безопасностью посещения Калининграда российскими и иностранными туристами (высокая степень загрязнения воздуха и водоемов).
Возможности (O) Угрозы (Т)
  • Развитие транспортно-транзитных функций города.
  • Формирование собственной торговой и сервисной специализации города.
  • Интеграция в рынки сбыта Восточной Европы, Балтийского макрорегиона.
  • Развитие кластерных инициатив.
  • Развитие туризма (включая водный туризм, велотуризм, познавательный туризм).
  • Развитие постиндустриальной экономики.
  • Развитие ярмарочной и выставочной деятельности.
  • Развитие янтарной промышленности.
  • Интеграция в культурную жизнь Балтийского макрорегиона, формирование общего с Европой и Россией календаря культурных событий.
  • Энергетическая независимость (строительство Балтийской АЭС)
  • Ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕЭС.
  • Вступление РФ в ВТО, а также прекращение режима ОЭЗ на территории области, что приведет к снижению конкурентоспособности калининградских производителей.
  • Ухудшение рекреационного потенциала Калининградской области вследствие обострения экологических проблем
  • Дестабилизация мировой экономики

Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона