Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44
В процесс стратегического планирования целесообразно вовлечь всех заинтересованных участников - предпринимателей, политиков и население. В рамках проведения конференций, семинаров и рабочих групп с участием экспертов и жителей региона можно отработать предложения по приоритетам и критериям создаваемого плана. Для организации работы над стратегическим планом региона целесообразно создать специальную рабочую группу.
Отдельной составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему "План действий администрации по реализации стратегического плана", контролируемый лично главой администрации региона.
Не
в каждом регионе современной
России удается создать стратегический
план собственного развития. Регион должен
не только иметь потенциал развития
и соответствующие ресурсы, но и
создать высокий уровень
К
основным характеристикам
· выделение сильных и слабых сторон региона, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона, прежде всего по созданию лучших условий жизни людей;
· краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
· партнерское взаимодействие всех региональных сил. План представляет собой не директиву, а скорее компиляцию разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона;
· план - это комбинация долгосрочного видения и сегодняшних мер. Это не только долгосрочные цели, но и план действий. По всем основным направлениям осуществления стратегии развития целесообразно разработать подцели, механизм их достижения, определив цену такого достижения, предполагаемый эффект, способы контроля и мониторинга.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, - как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные 2основы для его дальнейшего повышения в будущем? Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства и продаж регионального продукта. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми задачами экономического развития региона являются:
· создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
· привлечение в регион новых производств;
· обновление структуры производства;
· развитие методов продвижения и продаж регионального продукта.
Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов - это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.
Коротко цикл стратегического планирования социально-экономического развития региона можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ
внешней среды развития
3. Анализ потенциала развития региона.
4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
5. Разработка
концепции и стратегии
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ
эффективности и
1.3.Правовое
обеспечение стратегического
планирования
В
условиях формирующейся системы
рыночного хозяйствования все российские
регионы сталкиваются с кругом схожих
проблем, связанных с несовершенством
имеющейся системы
К этому можно добавить, что дополнительные трудности создала резкая критика “планирования”, как категории управления, отзвучавшая в конце 80-х, когда “планирование” было чуть ли не противопоставлено “рыночной экономике”. В результате чего даже несовершенная, но функционировавшая система планирования была существенно нарушена.
Возобновившиеся впоследствии разговоры о необходимости планирования и возрастающей в новых условиях роли регионов, не принесли принципиально новых изменений в практику регионального планирования. Во многих случаях были реанимированы ранее испытанные методы планирования без учета того обстоятельства, что в условиях децентрализации, внешней конкуренции и частной собственности все они нуждаются в серьезном обновлении. Разрабатываемые и распространяемые с федерального уровня методические материалы оказываются или слишком “глубокомысленными” для практической работы, или фокусирующими чрезмерное внимание на частных деталях.
Разрабатываемые
на их основе стратегические документы
имеют некоторое внешнее
Еще большим недостатком является отсутствие единой, не повторяющейся и не противоречащей самой себе системы планирования. Создание многочисленных, многообразных и разносрочных Прогнозов, Концепций, Планов и Программ, как будто из желания лишний раз подтвердить свою приверженность плановым методам управления, зачастую лишь сбивает с толку государственный аппарат и приумножает малоэффективный документооборот. Все эти документы неизбежно либо вторят, либо противоречат друг другу и лишь дискредитируют сами себя.
За
счет необоснованно чрезмерного
разнообразия документов, варьирующихся
по названиям, формам, срокам, показателям
и прочим составляющим, они оказываются
почти несовместимыми друг с другом,
что не позволяет на основе их обобщения
создать единую картину социально-
Перечень недостатков достаточно длинен, но, обобщая их, можно выделить проблемы и недостатки, свойственные всей системе регионального стратегического планирования, которые можно разделить на две основные группы:
В
плане практического
Тем не менее, даже на фоне значительной и достаточно успешной работы, проводимой специалистами Леонтьевского центра, и ими подчеркивается недостаточность разграничения проблем юридического статуса планов, масштабов и механизма обеспечения общественного участия в разработке планов, интеграции стратегических планов с другими видами планов и программ, координации с бюджетным планированием, 5. При этом правовая составляющая является базисом государственного и регионального планирования. Качество и количество планоопределяющих документов, производимых государственным аппаратом, должны предписываться законами, а не проявляющейся “от случая к случаю” “доброй волей” руководителя.
Федеральное
законодательство частично затрагивает
вопросы регионального
Глава
2 Анализ текущей
конкурентоспособности
Калининграда
2.1.SWOT-анализ
Выбор эффективной стратегии развития Калининграда обусловлен как сильными, так и слабыми сторонами, присущими городу.
В
результате SWOT-анализа были выявлены
ключевые, как благоприятные, так
и неблагоприятные внешние
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
|
|
Возможности (O) | Угрозы (Т) |
|
|
Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона