Методологические основы стратегического планирования развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 100.77 Кб (Скачать документ)

2.2.Внешние вызовы развития

     В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными  системными вызовами, отражающими как  мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

     Усиление  глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Становятся более доступными глобальные поставщики и рынки потребления.

     Возрастание роли нематериальных активов, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

     В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой  технологической базы экономических  систем, основанной на использовании  новейших достижений биотехнологий, информатики  и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.

     Возрастание роли человеческого  капитала как основного  фактора экономического развития.

     Уровень конкурентоспособности современной  инновационной экономики все  в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.

     Неопределенность  региональной экономической  политики РФ.

     Отсутствие  обоснованных долгосрочных стратегических приоритетов на федеральном уровне является существенным источником неопределенности для развития на региональном и местном  уровне. 

2.3.Анализ социально-экономического развития Калининграда

     Проведенный анализ социально-экономического положения  города Калининграда, выполненный в  рамках разработки Стратегии социально-экономического развития ГО «Город Калининград» на период до 2025 года, свидетельствует о том, что конкурентоспособность экономики  города Калининграда в текущей и  долгосрочной перспективе будет определяется тремя факторами:

  1. Конкурентоспособностью и эффективностью промышленных кластеров и предприятий, находящихся в городе.
  2. Выгодным геоэкономическим положением, благоприятностью деловой и инвестиционной среды для дальнейшего развития бизнеса.
  3. Компетенциями специалистов, работающих в городе, качеством и возобновляемостью трудовых ресурсов.

     Как видно из рисунка 1, город занимает лидирующее положение в большинстве  отраслей региона. Это свидетельствует  о важности Калининграда в обеспечении  конкурентоспособности всего региона  в целом.

                                        Рисунок 1. Доля  города в экономике  области 

 

     По  итогам 2008 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года наблюдается рост удельного веса города в областных показателях по обороту розничной торговли (2007г. - 64,0%, 2008г. – 69,2%), грузообороту грузовых автомобилей (82,9% - 88,3%), производству и распределению электроэнергии, газа и воды (88,4% - 89,8%). В городе сосредоточено 71,0% субъектов хозяйственной деятельности, выпущено продукции по видам деятельности:  добыча полезных ископаемых – 89,7% от области, продукции обрабатывающих производств – 73,2%; введено жилья – 60,4%, оказано платных услуг населению – 79,7%.

     В структуре промышленности города ведущая  роль принадлежит топливной промышленности, машиностроению, пищевой промышленности и электроэнергетике. Указанные  отрасли составляют 93,7% всех объемов  промышленности. Наибольшая доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности свидетельствует о ярко выраженной ориентации города в этой области.

     Начиная с 2001 года, в регионе наблюдается  устойчивая тенденция ежегодного увеличения потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов, что связано с общим  развитием экономики.

     После ввода в действие в октябре 2005 года первого энергоблока «Калининградской ТЭЦ-2», мощностью 450 МВт., производство электроэнергии за период 2005-2008 гг. увеличилось  более чем в 6 раз и составило  в 2008 году 2,8 млрд. кВт/ч.  Электроснабжение потребителей области осуществляет ОАО «Янтарьэнерго».

     На  протяжении ряда лет в экономике  города выделяются две четкие группы отраслей по динамике роста. В первую группу с высокой динамикой, где  лидирует машиностроение, входят электроэнергетика, черная металлургия, производство строительных материалов и пищевая промышленность. В топливной, лесной и легкой промышленности динамика роста находится ниже средней  по региону. Они относятся ко второй группе отраслей.

     Туризм

     Большинство отдыхающих в Калининграде – россияне. Ежегодно число их растет. Туристы  приезжают, прежде всего из Москвы и области, из Санкт-Петербурга, а также из Северо-Западного района, Центральной России, Урала и Сибири. Основные поставщики иностранных туристов в город – Германия, приграничные Литва и Польша, Белоруссия и Скандинавия.

     Что касается распределения туристического потока по целям поездок, можно констатировать увеличение доли делового туризма. На эти виды путешествий приходится 38% от общего числа приезжающих в  регион из-за рубежа туристов, 57% туристического потока составляют организованные туристы  и 5% – лица, прибывшие с частными целями.

     Транспорт

     В Калининграде создан крупный транспортный комплекс, включающий в себя железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и городской транспорт, а также дорожно-строительные организации, научные и проектные учреждения.

     Железнодорожный транспорт. В Калининграде сходятся 7 лучей железных дорог. Внешнее железнодорожное сообщение осуществляется по двум магистралям: по одной – через территорию Литвы, Белоруссии на Россию и страны СНГ, по другой – на Польшу и Германию. С 1993 г. организовано движение пассажирских поездов в Польшу и Германию.

     Воздушный транспорт. Представлен государственным унитарным авиапредприятием «Калининградавиа». Аэропорт Храброво расположен в 24 км от города. С 1992 г. аэропорт имеет статус международного. Аэропорт располагает двумя пассажирскими терминалами: для международных и внутренних рейсов. В Калининграде работают представительства польских авиалиний LOT, белорусских – «Гомельавиа». Перевозку пассажиров осуществляют авиакомпании «Аэрофлот», «Пулково», «Красавиа», «Россия» и др.

     Морской транспорт. Наличие крупных коммерческих проектов в транспортном комплексе г. Калининграда в первую очередь связано с использованием преимуществ его приморского положения. Город обладает довольно мощным портовым комплексом, который в последнее время интенсивно развивается. Калининград – единственный незамерзающий порт России на побережье Балтийского моря. Калининградский морской порт включает целый комплекс – Морской Торговый порт, Морской Рыбный порт и Речной порт. От их работы зависят объемы перевозок железной дороги, автомобильных и других транспортных предприятий. Проектные мощности порта Калининград с портопунктами Светлый и Балтийск (12 стивидорных компаний) – 16 млн. тонн различных грузов в год. Это второй по значению российский порт на Балтике, мощность которого в настоящее время используется лишь на 2/3.

     Однако, несмотря на то, что развитие портового хозяйства и морского транспорта является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Калининградской области, о перспективах успешной конкуренции Морского торгового порта «Калининград» с другими портовыми комплексами на Балтике говорить довольно сложно. Объем переработанных грузов портом Калининграда несопоставим с объемом грузов перерабатываемых портами иностранных Прибалтийских государств. Не в пользу порта Калининград разворачивается внутрироссийская конкуренция балтийских портовых комплексов. В порту Санкт-Петербурга ежегодно обрабатывается примерно в 5 раз больше грузов, чем в порту Калининграда. Более того, Правительством РФ принято решение о том, что Балтийская трубопроводная система, как одна из ключевых стратегических целей, связанных с развитием инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов из России, будет строиться на базе портовых комплексов Санкт-Петербурга. Общая мощность портов БТС составит 80 млн. тонн грузов, в том числе более 35 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Таким образом, Калининград пока оказался вне сферы действия федеральной политики развития портово-транспортных комплексов на Балтике.

     Грузопассажирский транспорт представлен паромной линией Калининград – Санкт-Петербург.

     Речной  транспорт. Калининградский речной порт специализируется на перевалке насыпных грузов и угля. Порт располагает двумя терминалами проектной мощностью 2,05 млн. тонн грузов в год.

     Автомобильный транспорт. Занимает важнейшее место во внутригородских и внутриобластных перевозках. Дороги с твердым покрытием в городе составляют 87,7% от общей площади улиц, проездов и набережных. Услугами автотранспорта ежегодно пользуются более 300 млн. человек. Кроме того, автотранспорт используется для внешних перевозок ценных и скоропортящихся грузов.

     Автомобильный транспорт выполняет регулярные рейсы более чем по 30 маршрутам  в города Беларуси, Германии, стран  Балтии, Польши, Чехии. Перевозка грузов в международном сообщении осуществляется под контролем регионального  представительства Ассоциации международных  автомобильных перевозчиков. Ведется  строительство грузовых терминалов, расширяются сети экспедиционного  обслуживания.

     Городской пассажирский транспорт.

     Представлен десятью транспортными предприятиями, в том числе муниципальным  казённым предприятием «Калининград –  ГорТранс». Действует 4 троллейбусных, 6 трамвайных и 65 автобусных маршрутов (36 автобусных, 29 маршрутов в режиме маршрутного такси) внутригородского сообщения, протяженность которых составляет 1030,2 км

     Финансы

     За  январь-август 2009г. по основным видам  экономической деятельности крупных  и средних организаций получен  положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 3 034,9 млн. рублей, или 52,6% к  аналогичному периоду предыдущего  года.

     Удельный  вес прибыльных предприятий в  общей численности составил 62,6%, общая сумма прибыли – 6 803,4 млн. руб. Общая сумма убытков за январь-август 2009г. составила 3 768,5 млн. руб.

     Инвестиции

     Город является ядром региона, где инвестиционная активность наиболее высокая – создаются  новые предприятия и рабочие  места. На территории города реализуется  ряд крупных инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости.

     Общий объем инвестиций в основной капитал  крупных и средних предприятий  города в 1 полугодии 2009 года составил 9 261,4 млн. руб. или 89,8 % к аналогичному периоду в 2008г. Инвестиции направлялись в основном на расширение существующего производства, поддержание мощностей, а также интенсификацию и модернизацию производства.

Структура инвестиций по источникам финансирования

     1 полугодие 2009года

 

      Анализ  структуры инвестиций в основной капитал по видам деятельности показывает незначительный объем инвестиций направляемых на производство продукции с высокой  добавленной стоимостью и характеризуется  значительной долей финансирования топливно-сырьевых проектов, что характерно в целом и для Российской Федерации. Данная тенденция может быть причиной низкой конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики в долгосрочной перспективе. Существенной негативной тенденцией является незначительный объем инвестиций в инновационный сектор экономики.

Товарообмен

     Одним из основных показателей конкурентоспособности  городской экономики является динамика и структура экспортно-импортных  операций.

     Калининград находится в центре Европы на пересечении  важнейших транспортных маршрутов. Этим предопределяется ключевое значение, придаваемое в городе внешней  торговле.

     В последние годы наблюдается существенный рост торгового оборота. В то же время, до последнего времени сальдо торгового  баланса остается отрицательным, то есть импорт превышает экспорт.

     В структуре экспорта ключевое место  занимают минеральные продукты и  продукция машиностроения. При этом наилучшая динамика экспорта характерна для минеральных продуктов, текстиля, металлов и машиностроения.

     Ведущими  импортерами Калининграда являются Латвия, Нидерланды, Мальта, Германия, Бельгия, Дания, Финляндия. На их долю приходится около 70% экспорта. В структуре импорта ключевое место занимают продовольственные товары и машиностроение.

     Ведущими  экспортерами Калининграда являются Германия, Китай, Польша, Корея, Литва, Соединенные  Штаты. На их долю приходится более 70% импорта.

     Анализ  структуры товарооборота с точки  зрения конкурентоспособности показывает, что основным рынком потребления  продукции производимой в Калининградской  области является российский рынок. В Калининграде происходит сборка продукции  из импортированных комплектующих и их реализация преимущественно в России. То есть производимая в Калининграде сборочная продукция конкурентоспособна именно на российском рынке за счет снижения налоговой нагрузки и таможенных платежей. Происходит процесс превращения Калининграда в трансфертный таможенный регион, что никак не влияет на конкурентоспособность базовых отраслей промышленности. Экономический рост и рост промышленного производства в значительной мере обусловлен ростом потребления в других регионах России и режимом ОЭЗ.  

Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона