Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44
2.2.Внешние вызовы развития
В
середине текущего десятилетия российская
экономика оказалась перед
Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Становятся более доступными глобальные поставщики и рынки потребления.
Возрастание роли нематериальных активов, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.
Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Уровень
конкурентоспособности
Неопределенность региональной экономической политики РФ.
Отсутствие
обоснованных долгосрочных стратегических
приоритетов на федеральном уровне
является существенным источником неопределенности
для развития на региональном и местном
уровне.
2.3.Анализ социально-экономического развития Калининграда
Проведенный
анализ социально-экономического положения
города Калининграда, выполненный в
рамках разработки Стратегии социально-
Как
видно из рисунка 1, город занимает
лидирующее положение в большинстве
отраслей региона. Это свидетельствует
о важности Калининграда в обеспечении
конкурентоспособности всего
По итогам 2008 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года наблюдается рост удельного веса города в областных показателях по обороту розничной торговли (2007г. - 64,0%, 2008г. – 69,2%), грузообороту грузовых автомобилей (82,9% - 88,3%), производству и распределению электроэнергии, газа и воды (88,4% - 89,8%). В городе сосредоточено 71,0% субъектов хозяйственной деятельности, выпущено продукции по видам деятельности: добыча полезных ископаемых – 89,7% от области, продукции обрабатывающих производств – 73,2%; введено жилья – 60,4%, оказано платных услуг населению – 79,7%.
В
структуре промышленности города ведущая
роль принадлежит топливной
Начиная с 2001 года, в регионе наблюдается устойчивая тенденция ежегодного увеличения потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов, что связано с общим развитием экономики.
После
ввода в действие в октябре 2005
года первого энергоблока «
На протяжении ряда лет в экономике города выделяются две четкие группы отраслей по динамике роста. В первую группу с высокой динамикой, где лидирует машиностроение, входят электроэнергетика, черная металлургия, производство строительных материалов и пищевая промышленность. В топливной, лесной и легкой промышленности динамика роста находится ниже средней по региону. Они относятся ко второй группе отраслей.
Туризм
Большинство отдыхающих в Калининграде – россияне. Ежегодно число их растет. Туристы приезжают, прежде всего из Москвы и области, из Санкт-Петербурга, а также из Северо-Западного района, Центральной России, Урала и Сибири. Основные поставщики иностранных туристов в город – Германия, приграничные Литва и Польша, Белоруссия и Скандинавия.
Что касается распределения туристического потока по целям поездок, можно констатировать увеличение доли делового туризма. На эти виды путешествий приходится 38% от общего числа приезжающих в регион из-за рубежа туристов, 57% туристического потока составляют организованные туристы и 5% – лица, прибывшие с частными целями.
Транспорт
В Калининграде создан крупный транспортный комплекс, включающий в себя железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и городской транспорт, а также дорожно-строительные организации, научные и проектные учреждения.
Железнодорожный транспорт. В Калининграде сходятся 7 лучей железных дорог. Внешнее железнодорожное сообщение осуществляется по двум магистралям: по одной – через территорию Литвы, Белоруссии на Россию и страны СНГ, по другой – на Польшу и Германию. С 1993 г. организовано движение пассажирских поездов в Польшу и Германию.
Воздушный транспорт. Представлен государственным унитарным авиапредприятием «Калининградавиа». Аэропорт Храброво расположен в 24 км от города. С 1992 г. аэропорт имеет статус международного. Аэропорт располагает двумя пассажирскими терминалами: для международных и внутренних рейсов. В Калининграде работают представительства польских авиалиний LOT, белорусских – «Гомельавиа». Перевозку пассажиров осуществляют авиакомпании «Аэрофлот», «Пулково», «Красавиа», «Россия» и др.
Морской транспорт. Наличие крупных коммерческих проектов в транспортном комплексе г. Калининграда в первую очередь связано с использованием преимуществ его приморского положения. Город обладает довольно мощным портовым комплексом, который в последнее время интенсивно развивается. Калининград – единственный незамерзающий порт России на побережье Балтийского моря. Калининградский морской порт включает целый комплекс – Морской Торговый порт, Морской Рыбный порт и Речной порт. От их работы зависят объемы перевозок железной дороги, автомобильных и других транспортных предприятий. Проектные мощности порта Калининград с портопунктами Светлый и Балтийск (12 стивидорных компаний) – 16 млн. тонн различных грузов в год. Это второй по значению российский порт на Балтике, мощность которого в настоящее время используется лишь на 2/3.
Однако, несмотря на то, что развитие портового хозяйства и морского транспорта является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Калининградской области, о перспективах успешной конкуренции Морского торгового порта «Калининград» с другими портовыми комплексами на Балтике говорить довольно сложно. Объем переработанных грузов портом Калининграда несопоставим с объемом грузов перерабатываемых портами иностранных Прибалтийских государств. Не в пользу порта Калининград разворачивается внутрироссийская конкуренция балтийских портовых комплексов. В порту Санкт-Петербурга ежегодно обрабатывается примерно в 5 раз больше грузов, чем в порту Калининграда. Более того, Правительством РФ принято решение о том, что Балтийская трубопроводная система, как одна из ключевых стратегических целей, связанных с развитием инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов из России, будет строиться на базе портовых комплексов Санкт-Петербурга. Общая мощность портов БТС составит 80 млн. тонн грузов, в том числе более 35 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Таким образом, Калининград пока оказался вне сферы действия федеральной политики развития портово-транспортных комплексов на Балтике.
Грузопассажирский транспорт представлен паромной линией Калининград – Санкт-Петербург.
Речной транспорт. Калининградский речной порт специализируется на перевалке насыпных грузов и угля. Порт располагает двумя терминалами проектной мощностью 2,05 млн. тонн грузов в год.
Автомобильный транспорт. Занимает важнейшее место во внутригородских и внутриобластных перевозках. Дороги с твердым покрытием в городе составляют 87,7% от общей площади улиц, проездов и набережных. Услугами автотранспорта ежегодно пользуются более 300 млн. человек. Кроме того, автотранспорт используется для внешних перевозок ценных и скоропортящихся грузов.
Автомобильный
транспорт выполняет регулярные
рейсы более чем по 30 маршрутам
в города Беларуси, Германии, стран
Балтии, Польши, Чехии. Перевозка грузов
в международном сообщении
Городской пассажирский транспорт.
Представлен
десятью транспортными
Финансы
За январь-август 2009г. по основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 3 034,9 млн. рублей, или 52,6% к аналогичному периоду предыдущего года.
Удельный вес прибыльных предприятий в общей численности составил 62,6%, общая сумма прибыли – 6 803,4 млн. руб. Общая сумма убытков за январь-август 2009г. составила 3 768,5 млн. руб.
Инвестиции
Город является ядром региона, где инвестиционная активность наиболее высокая – создаются новые предприятия и рабочие места. На территории города реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости.
Общий объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города в 1 полугодии 2009 года составил 9 261,4 млн. руб. или 89,8 % к аналогичному периоду в 2008г. Инвестиции направлялись в основном на расширение существующего производства, поддержание мощностей, а также интенсификацию и модернизацию производства.
Структура инвестиций по источникам финансирования
1 полугодие 2009года
Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам деятельности показывает незначительный объем инвестиций направляемых на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и характеризуется значительной долей финансирования топливно-сырьевых проектов, что характерно в целом и для Российской Федерации. Данная тенденция может быть причиной низкой конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики в долгосрочной перспективе. Существенной негативной тенденцией является незначительный объем инвестиций в инновационный сектор экономики.
Товарообмен
Одним
из основных показателей
Калининград находится в центре Европы на пересечении важнейших транспортных маршрутов. Этим предопределяется ключевое значение, придаваемое в городе внешней торговле.
В последние годы наблюдается существенный рост торгового оборота. В то же время, до последнего времени сальдо торгового баланса остается отрицательным, то есть импорт превышает экспорт.
В структуре экспорта ключевое место занимают минеральные продукты и продукция машиностроения. При этом наилучшая динамика экспорта характерна для минеральных продуктов, текстиля, металлов и машиностроения.
Ведущими импортерами Калининграда являются Латвия, Нидерланды, Мальта, Германия, Бельгия, Дания, Финляндия. На их долю приходится около 70% экспорта. В структуре импорта ключевое место занимают продовольственные товары и машиностроение.
Ведущими экспортерами Калининграда являются Германия, Китай, Польша, Корея, Литва, Соединенные Штаты. На их долю приходится более 70% импорта.
Анализ
структуры товарооборота с
Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона