Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать управленческую деятельность на исследуемом предприятии и предложить пути ее совершенствования.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
раскрыть сущность и принципы управленческой деятельности;
изучить системный подход к организации управленческой деятельности;
изучить классификацию методов управления;
дать общую характеристику компании «Сладко»;
проанализировать управление организацией;
предложить пути совершенствования управленческой деятельности в компании «Сладко».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность и принципы управленческой деятельности 5
1.2 Системный подход к организации управленческой деятельности. Классификация методов управления 9
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «СЛАДКО» 15
2.1 Общая характеристика ОАО «СладКо» 15
2.2 Анализ управления организацией 17
2.3 Совершенствование управленческой деятельности в компании «СладКо» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
33
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и принципы управленческой деятельности
1.2 Системный подход к организации управленческой деятельности. Классификация методов управления
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «СЛАДКО»
2.1 Общая характеристика ОАО «СладКо»
2.2 Анализ управления организацией
2.3 Совершенствование управленческой деятельности в компании «СладКо»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Современный руководитель должен обладать достаточными знаниями в теории управления, владеть методами, техникой и технологией управления, передовыми приемами выработки, принятия и организации исполнения управленческих решений, уметь работать с кадрами и создавать условия для высокопроизводительного труда подчиненных.
Объект исследования – Компания «Сладко».
Предмет исследования – управленческая деятельность.
Цель исследования – проанализировать управленческую деятельность на исследуемом предприятии и предложить пути ее совершенствования.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
раскрыть сущность и принципы управленческой деятельности;
изучить системный подход к организации управленческой деятельности;
изучить классификацию методов управления;
дать общую характеристику компании «Сладко»;
проанализировать управление организацией;
предложить пути совершенствования управленческой деятельности в компании «Сладко».
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда конкретного предприятия ОАО «СладКо».
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам управленческой деятельности, а также материалы периодической печати и сети Internet.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и принципы управленческой деятельности
Управленческая деятельность – системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует.
К основным управленческим функциям, по мнению Файоля, относятся:
циклически повторяющиеся процессы, которые гарантируют достижения системы целей,
эффективное функционирование,
сохранение и развитие организации[1].
Управление (менеджмент) может быть определён как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное.
Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с «неодушевленными» объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. Последние составляют важный фактор управления и также входят в предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику.
Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности[2].
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности
деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние[3] (таблица 1).
Таблица 1
Условия управленческой деятельности
Внешние условия | жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. |
Внутренние условия | необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др. |
Параметры управленческого труда представлены в таблице 2.
С развитием производства содержание управленческого труда становиться все более сложным. Основная часть работ, характеризующая труд работников аппарата управления связана с умственным процессом. Однако некоторые работы по управлению требуют физической энергии человека.
Так физическая энергия затрачивается на переходы и переезды в связи с потоком информации или исполнителей, различные записи при регистрации, составление необходимых документов, проведение счетно-вычислительных, чертежно-графических работ.
Таблица 2
Параметры управленческого труда
параметр | характеристика |
Цель | создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации |
Предмет | люди и их трудовая деятельность. Информация |
Средства | средства организационной и вычислительной техники, ЭВМ, информация как средство связи |
Характеристика | умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции. Косвенно производительный труд. Работа с людьми. Многообразие решаемых задач. Творческий характер |
Продукт | управляющее воздействие в форме управленческого решения |
Соотношение между объемами умственного и физического труда для каждой категории работников аппарата управления различно.
Характерные особенности управленческого труда представляют определенные требования к его работникам. К их числу относятся (рисунок 1).
Рис. 1 – Требования к управленческим работникам
Компетентность предполагает наличие у работника специального образования, знаний и опыта, соответствующих занимаемой должности.
Деловитость – это качество работника знать порученное дело не вообще, а конкретно, в деталях; быть целеустремленным, обладать способностью принимать правильное решение, наилучшим образом отвечающее данным конкретным условиям, выполнять или организовывать выполнение этого решения.
Умение управлять предполагает, во-первых, знание теоретических основ организации и управления; во-вторых, умение практически или пользоваться при управлении коллективами людей[4].
Труд работников аппарата управления является составной частью совокупного труда, по своей социально-экономической сущности есть труд производительный.
Таким образом, целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Управленческая деятельность очень специфична. Она предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). С развитием производства содержание управленческого труда становиться все более сложным.
1.2 Системный подход к организации управленческой деятельности. Классификация методов управления
Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения[5]. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.
Информация о работе Методы управленческой деятельности в организации (на примере Компании "СладКо")