Методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы - разработка реокмендаций по совершенствванию системы управления персоналом на предприятии.
Достижение данной цели предусматривает решения следубщих задач:
1. Изучение характеристики методов управления персоналом.
2. Рассмотрение системы управления персоналом на конкретном предприятии.
3. Разработка эффективной систему управления персоналом на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Сущность методов менеджмента 5
1.2 Экономические методы менеджмента и их роль в рыночной экономике 6
1.3 Административные методы менеджмента 7
1.4 Социально-психологические методы менеджмента 10
1.5 Влияние и убеждение как методы управления персоналом 11
1.6 Самоуправление 14
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА УП «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА «ЛАГУНА» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Оценка методов управления персоналом на УП «Мебельная фабрика «Лагуна» 21
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
3.1 Совершенствование системы адаптации новых сотрудников 28
3.2 Совершенствование механизмов мотивации работников 30
3.3 Совершенствование профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ …38

Работа состоит из  1 файл

Современные методы управления персоналом_курсач.docx

— 135.28 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

_Toc311057023

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5

1.1 Сущность методов менеджмента 5

1.2 Экономические методы менеджмента и их роль в рыночной экономике 6

1.3 Административные методы менеджмента 7

1.4 Социально-психологические методы менеджмента 10

1.5 Влияние и убеждение как методы управления персоналом 11

1.6 Самоуправление 14

2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА УП «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА «ЛАГУНА» 16

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16

2.2 Оценка методов управления персоналом на УП «Мебельная фабрика «Лагуна» 21

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28

3.1 Совершенствование системы адаптации новых сотрудников 28

3.2 Совершенствование механизмов мотивации работников 30

3.3 Совершенствование профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ПРИЛОЖЕНИЕ  …38

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции  и обеспечение ее конкурентоспособности  повысили значимость творческого отношения  к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы  управления, развивать потенциальные  способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому  процессу. Управление человеческими  ресурсами является одним из важнейших  направлений деятельности организации  и считается основным критерием  ее экономического успеха, даже впереди  совершенствования технического процесса. Можно иметь отличную технологию, но при неквалифицированном персонале  работа будет загублена. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами, технология управления персоналом.

Создание конкурентоспособного предприятия всегда связано с  людьми, которые работают на предприятии. Организация возможностей фирмы  заключена в новых методах  управления и зависит от конкретных людей; знаний, компетенции, квалификации, дисциплины, мотивации, способности  решать проблемы, восприимчивости к  обучению.

Таким образом, эффективная  работа персонала, особенно управляющего, является необходимым условием успешной деятельности любого предприятия.

Поэтому управление персоналом — задача ответственная и одновременно творческая. Создание научно обоснованной системы поиска, отбора, найма и адаптации персонала предполагает решение одной из важнейших проблем управления персоналом. В связи с вышеизложенным данная тема является особо актуальной.

Основная цель курсовой работы - разработка реокмендаций по совершенствванию системы управления персоналом на предприятии.

Достижение данной цели предусматривает  решения следубщих задач:

1. Изучение характеристики методов управления персоналом.

2. Рассмотрение системы управления персоналом на конкретном предприятии.

3. Разработка эффективной систему управления персоналом на предприятии.

В качестве объекта исследования  данной работы выступает УП «Мебельная фабрика «Лагуна», основным видом деятельности которого является производство мягкой мебели.

Предметом исследования являются методы управления персоналом предприятия. 

Информационной базой для исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов, отчетные данные предприятия, ресурсы сети Интернет.

При сборе, обработке и анализе  теоретических и практических материалов использовались методы экономического анализа, графо-аналитический, матричный, анкетирование.

Результаты работы могут  быть использованы руководством УП «Мебельная фабрика «Лагуна» в деятельности предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, который содержит 27 наименований. Работа включает 37 страниц печатного текста, 5 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1 Сущность методов менеджмента

Методы управления — это  способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют: [19, стр.78-89]

  • методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;
  • методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;
  • методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;
  • методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

Кибалов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов: [9, стр.89]

  • административные методы, формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации;
  • экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;
  • социально-психологические методы: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).

Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

Таким образом, учитывая рассмотренные категории, характеризующие управление персоналом, его можно определить как деятельность по обеспечению организации необходимым количеством сотрудников требуемой квалификации и качества в целом, их мотивации и использования в целях деловой (прежде всего экономической), а также социальной эффективности.

1.2 Экономические методы менеджмента и их роль в рыночной экономике

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов.

Эффективность экономических  методов управления 
определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитованияи т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретениеценных бумаг (акций, облигаций) организации. [7, стр.56]

Хозяйственный расчет является методом, стимулирующим персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность 
сотрудников в результатах труда. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).

Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию. В рыночных отношениях заработная плата 
выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.

Ценные бумаги, как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли наакции, которая может быть выплачена их держателю исходя изрезультатов деятельности организации за год. Они выполняют следующие функции:

    • закрепляют право собственности и участия в прибылях;
    • являются формой дополнительной оплаты труда;
    • ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.

Облигация — эта ценная бумага на предъявителя, дающая право  наполучение годового дохода в виде фиксированного процента, а вслучае  продажи — получение денежной компенсации.

Кредитные карты являются заменителем денежных знаков и дают правоих владельцу на покупку  товаров и оплату услуг с помощьюбезналичных расчетов в пределах суммы средств  на личномсчете сотрудника.

1.3 Административные  методы менеджмента

Административные или организационно-распорядительные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. 

Объективная сторона организационно-распорядительного  воздействия  - присущие системы  управления отношения власти и подчинения.

Организационно-распорядительные методы управления - это методы прямого  воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Эти методы опираются  на нормативно-правовые документы, и  их базой служат организационные  воздействия.[18, стр. 38]   

Организационно-распорядительные методы по своему содержанию являются методами административного воздействия, так  как правом их применения наделяются администрация предприятий и  организаций. 

Использование организационно-распорядительных методов управления должно быть основано на глубоком познании и учете требований экономических законов. Только в  этом случае они являются научно обоснованными. Если орган управления в своей  деятельности не учитывает или недостаточно учитывает требования экономических  законов, организационно-распорядительные методы могут превратиться в административные, бюрократические, волюнтаристские, субъективные методы влияния.

Задача организационно-распорядительной деятельности состоит  в координации  действий подчинённых. Именно эти методы обеспечивают чёткое распределение  обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности. [17, стр.104]

Возможны  три формы организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
  • согласительные (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение  и   т. п.). [6, стр.96]

Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых  рассматривается как прямое нарушение  дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды  обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти  методы — методы принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

  • воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) – отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
  • воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями) – отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего  распорядка, нормативов времени и  т.п.

Они наиболее актуальны при создании новых  и реструктуризации действующих  предприятий. Совокупность организационных  регламентов вносит порядок в  деятельность организации, который  в значительной мере будет зависеть от эффективности осуществления  распорядительных методов.

Методы распорядительного  воздействия отражают динамику процесса управления и представляет собой  текущее распорядительство. Оно  направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее  в процессе управления.

Распорядительные  методы предполагают прямое воздействие  на управляемый объект через приказы  и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию  работ и контроль исполнения.

Практика  осуществления организационно-распорядительных методов выделяет три типа подчинения:

1. Вынужденное  или внешне навязанное. Вызывает  ощущение зависимости, нажим «сверху»;

2. Пассивное.  Чувство удовлетворения появляется  при снятии с сотрудника части  ответственности и отсутствии  необходимости принятия самостоятельных  решений;

Информация о работе Методы управления персоналом