Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью проекта является разработка проектных предложений по организации межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере деятельности ЗАО ТРК «МКС».
Реализации цели будет способствовать решение нескольких задач:
1. Рассмотреть основные характеристики трудового коллектива;
2. Рассмотреть теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе;
3. Провести анализ межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере ЗАО ТРК «МКС»;
4. Разработать проект совершенствования взаимоотношений в рабочем коллективе.
Введение 3
1 Теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе 5
1.1 Трудовой коллектив: основные характеристики, процессы формирования и развития 5
1.2 Особенности межличностных и межгрупповых отношений в коллективе 12
2 Исследование основных механизмов формирования и эффективности развития межличностных и групповых отношений (на примере ЗАО ТРК «МКС») 16
2.1 Анализ трудового потенциала ЗАО ТРК «МКС» 16
2.2 Исследование межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС» 20
3 Проектные предложения по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС» 25
3.1 Основные проектные мероприятия по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК "МКС"
Заключение 29
Список используемых источников 31
Приложения 34
30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе
1.1 Трудовой коллектив: основные характеристики, процессы формирования и развития
1.2 Особенности межличностных и межгрупповых отношений в коллективе
2 Исследование основных механизмов формирования и эффективности развития межличностных и групповых отношений (на примере ЗАО ТРК «МКС»)
2.1 Анализ трудового потенциала ЗАО ТРК «МКС»
2.2 Исследование межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС»
3 Проектные предложения по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС»
3.1 Основные проектные мероприятия по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК "МКС"
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в структуре проблем социальной психологии, менеджмента, психологии управления проблемы межличностных и межгрупповых отношений занимают особое место и являются наиболее интенсивно разрабатываемыми в настоящее время.
Бурный рост исследования проблем межличностных и межгрупповых отношений объясняется следующими причинами.
1. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того непреложного факта, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие сложных ее жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением является именно группа, в частности, рабочий коллектив, в котором человек проводит большую часть своей жизни.
2. Выявление закономерностей функционирования групповых отношений способствует лучшему пониманию процессов, которые гораздо менее доступны непосредственному эмпирическому изучению. Ведь социальные группы – это не просто микросистемы. В значительной степени они являются моделями больших обществ.
3. Исследование групповых отношений ориентировано на различные сферы социальной практики и проблемы организации и управления людьми.
4. Изучение групповых отношений позволяет вскрыть механизмы социальной регуляции поведения человека и на этой основе разработать адекватные целям и задачам общественного развития социальные технологии управления.
Итак, пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Объект исследования – межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе.
Предмет исследования – формирование и развитие межличностных и межгрупповых отношений в ЗАО ТРК «МКС».
Целью проекта является разработка проектных предложений по организации межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере деятельности ЗАО ТРК «МКС».
Реализации цели будет способствовать решение нескольких задач:
1. Рассмотреть основные характеристики трудового коллектива;
2. Рассмотреть теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе;
3. Провести анализ межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере ЗАО ТРК «МКС»;
4. Разработать проект совершенствования взаимоотношений в рабочем коллективе.
В ходе работы использованы научные труды следующих авторов: В.К Дьяченко, А.Ю. Панасюк, В.В. Авдеева, которые рассматривали межличностные и межгрупповые отношений в рамках науки социальной психологии, а также учебные пособия по социальной психологии (Е.В. Руденский); С.Г. Попов, Е.Ф. Прокушев, которые изучали управленческий и организационный аспекты межличностных и межгрупповых отношений; В.Н. Лаврененко, который рассматривал проблем межличностных и межгрупповых отношений с позиции социологии.
Методы исследования – системный анализ, анкетный опрос.
Практическая значимость заключается в разработке проекта, направленного на решение проблем межличностных и межгрупповых отношений в крупной организации.
По своей структуре курсовой проект состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
Рабочий коллектив – это, как правило, группа, состоящая из относительно небольшого количества человек, иначе говоря, малая группа. Для того чтобы охарактеризовать указанный социально-психологический феномен, нам необходимо рассмотреть различные теоретические подходы к определению понятия «малая группа».
В рамках теории поля (К. Левин) группа – это одновременно и жизненное, и социальное пространство. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из типологии и теории множеств, а динамические свойства – понятиями психологических и социальных сил [19, с.142].
Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность, взаимодействие, отношение.
Теория систем названа так потому, что в ней группа рассматривается как система. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делает акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.
Социометрическое направление представляет группу через анализ внутригрупповых отношений. Оно базируется на широком использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства познания группы.
Психоаналитическая ориентация базируется на идеях З. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности.
Общепсихологический подход, согласно Р.Л. Кричевскому и Е.М. Дубовской, заключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы в анализе группового действия, прежде всего в анализе таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.
Эмпирико-статистическое направление основано на том, что главные понятия теории группы должны определяться результатами статистических процедур.
Формально-модельный подход базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории моделей и теории множеств.
Теория подкрепления базируется на идеях скиннеровского концепции оперантного обусловливания. Согласно этим идеям, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов (отрицательные подкрепления) [18, с.94].
Многообразие подходов к определению группы как социального образования вызывает необходимость приведения всех достижений в этой области «к общему знаменателю», в систему. Для этого в рамках каждого из подходов выделяются группы характерологических черт, которые сравниваются друг с другом. Черты, которые «пересекаются», и составляют «костяк» основных критериев, по которым можно выделить малую группу.
Наиболее полный «перечень» критериев выделения малой группы можно встретить у Ш. Бюллера [18, с.95]. К ним относятся:
- взаимоотношения ее членов, без чего группа не существует;
- определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
- обособление лидеров, влияющих на остальных;
- общность целей, деятельности и организации;
- наличие у членов группы чувства «мы», единства группы;
- сплоченность (степень которой зависит от силы взаимного притяжения между ее членами и от интереса, вызываемого деятельностью в группе).
Группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей [11, с.4].
Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Также наряду с организованными группами выделяют и неорганизованные, которые мы и будем рассматривать в контрольной работе.
Если говорить о группе, то следует выделить:
1) степень согласованности внутригрупповых ролевых оценок, высокий уровень которого свидетельствует о стабильности социально-ролевой структуры;
2) синтонность групповых реакций; высокий ее уровень позволит сделать вывод о способности группы к слаженным действиям;
3) степень предпочтительности своей группы для ее членов.
Социальные группы образуются в результате действия трех групп поведенческих регуляторов. Поведение человека направлено на реализацию потребностей, которые сформировались в соответствии с тремя эволюционными задачами: сохранение особи; сохранение вида путем социализации и оптимизации деятельности; сохранение вида путем социализации и оптимизации деятельности; сохранение вида путем стандартизации поведения особей [14, с.78].
Социальная группа возникает как механизм реализации подобных потребностей у ряда индивидов. Можно сформировать или обнаружить социальную группу, сформированную по любой из описываемых потребностей или по их сочетанию. Если в этой социальной группе в силу реализации вышеприведенного алгоритма начинают доминировать массовидные регуляторы, мы получаем толпу, сформированную по той или иной потребности.
Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного распределения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.
Группа - это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).[13, 74 с.]
Наиболее распространено деление групп по размеру: большие, малые, микрогруппы. Большие группы, в свою очередь, могут быть реальные (контактные), т.е. сложноорганизованные значительные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода и т.д.). Большие группы могут быть и условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т.д.).
В отличие от больших групп, малые группы - это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями или задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер или авторитетный руководитель, вокруг которых объединяются остальные члены группы.
Дифференцируя группы по характеру их организации, регулирующие взаимодействие членов группы, следует отметить, что официальная организация предполагает заданность извне структуры группы, в то время как неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей.
Отдельно стоят группы, которые К.К. Платонов назвал неорганизованными, Л.И. Уманский - конгломератом, а А.В. Петровский - диффузной группой. Эти группы характеризуются тем, что взаимоотношения в них опосредуются не содержание групповой деятельности, а только непосредственными отношениями симпатии – антипатии. Такие объединения обычно добровольные, временные, определяющиеся сходством интересов. Так как общество разрешает существование таких объединений, это свидетельствует о возможности официальной стороны подобных групп. Существование людей в диффузной группе невозможно вне некоторого контакта между собой, поэтому и здесь осуществляется определение взаимовлияние, существуют общие групповые состояния.
Таким образом, группой называется психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга, а точнее, от взаимодействия друг с другом.
Все перечисленные положения могут характеризовать любую группу, в том числе и рабочую, однако эти характеристики уточняются в зависимости от особенностей социально-психологического контекста. Рассмотрим эти особенности для рабочей группы как специфического социально-психологического образования.
Рабочая группа, или рабочий коллектив, - это общность людей, объединенных единой производственной целью [23, с.105], или, другими словами, целями совместной трудовой деятельности [16, с.225]. Для того чтобы понять специфические особенности рабочей группы необходимо охарактеризовать ее по каждому критерию выделения малой группы.
Так, малой группы не существует, если между ее участниками нет взаимодействия, если они каким-либо образом не общаются друг с другом. Применительно к рабочему коллективу это положение также работает на 100%, поскольку нельзя представить себе организацию, в которой каждый бы работал сам по себе. При такой децентрализации ни одно предприятие, ни одна фирм не смогла бы просуществовать какое-то значительное время.
Информация о работе Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе