Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание

Целью проекта является разработка проектных предложений по организации межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере деятельности ЗАО ТРК «МКС».
Реализации цели будет способствовать решение нескольких задач:
1. Рассмотреть основные характеристики трудового коллектива;
2. Рассмотреть теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе;
3. Провести анализ межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе на примере ЗАО ТРК «МКС»;
4. Разработать проект совершенствования взаимоотношений в рабочем коллективе.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в рабочем коллективе 5
1.1 Трудовой коллектив: основные характеристики, процессы формирования и развития 5
1.2 Особенности межличностных и межгрупповых отношений в коллективе 12
2 Исследование основных механизмов формирования и эффективности развития межличностных и групповых отношений (на примере ЗАО ТРК «МКС») 16
2.1 Анализ трудового потенциала ЗАО ТРК «МКС» 16
2.2 Исследование межличностных и межгрупповых отношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС» 20
3 Проектные предложения по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК «МКС» 25
3.1 Основные проектные мероприятия по совершенствованию взаимоотношений в рабочем коллективе ЗАО ТРК "МКС"
Заключение 29
Список используемых источников 31
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

Межличностные и межгрупп отношения.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

В трудовом коллективе существует четкое распределение ролей, иначе говоря, каждый его участник  работает на своем отрезке. Кроме того, невозможно представить себе организацию, в которой все бы руководили или занимались только исполнением заказа. Даже если мы гипотетически допустим такую ситуацию в организации, последняя будет обречена на провал, поскольку как количественная, так и качественная перегрузка какого-либо звена ведет к торможению развития организации, а значит, к сокращению ее экономической значимости.

Централизация работы какого-либо предприятия или организации  достигается путем сосредоточения управленческой власти в лице руководства, формальных лидеров организации. Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется [16, с.226]. Роль руководителя как бы задана формальной структурой, его функции четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. В рабочей группе зачастую проявляются обе формы этих отношений: формальный руководитель санкционирует то или иное действие сотрудников, а лидер стимулирует сотрудников на его своевременное выполнение.

Все сотрудники организации в идеале должны иметь общую трудовую цель, иными словами, все их усилия должны быть направлены на повышение рейтинга организации, увеличение притока новых клиентов, сохранение прежней клиентской базы, расширение партнерских связей. Как следствие, каждый участник рабочего коллектива должен осознавать свою причастность к организации, возможность влиять на ход событий в коллективе и его успех (неуспех).

Сплоченность рабочей группы проявляется в слаженности совместной работы, которая может быть вызвана несколькими факторами, работающими вместе или по отдельности. Во-первых, сплоченность коллектива достигается в том случае, когда его участники интересны друг другу, дорожат друг другом на неформальном уровне. Во-вторых, коллектив становится сплоченным, если в его главе находится грамотный управленец, способный не только «дать задание и спросить его», но и внушить сотрудникам значимость общей цели, доказать им необходимость своевременного выполнения работы. В-третьих, участники трудового коллектива могут сплотиться на базе профессионального уважения друг к другу.

Несмотря на то, что рабочая группа – это социально целостная система, она состоит из отдельных людей, каждый из которых обладает своими интересами, целями, жизненными установками, а значит, каждый, даже самый дружный, трудовой коллектив является носителем потенциальных конфликтов, профессиональных столкновений. Особо хочется подчеркнуть слово «профессиональных», поскольку, если конфликт переходит в личную сферу, совместная продуктивная работа не представляется возможной.

Таким образом, рабочая группа как социально-психологическая общность представляет собой элемент социальной структуры общества [16, с.225], который, в свою очередь, состоит из множества ячеек – отдельных людей, субъектов общения, отношения между которыми обусловлены индивидуально-психологическими особенностями каждого, служебным положением и общим микроклиматом рабочего коллектива. Следовательно, трудовой коллектив – это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их сталкивание [16, с.226].

 


1.2 Особенности межличностных и межгрупповых отношений в коллективе

 

Коллектив – это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы [29, с.103].

Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному и межгрупповому взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия [29, с.63].

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [23, 31 с.]. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество [15, c. 56]. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу [15, с.89].

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней [23, с.35]. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.

Межгрупповые отношения – это совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп [28, с.72].

Специфика межгрупповых отношений, объектом и субъектом которых являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в дли тельном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности межгруппового восприятия отчетливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки [11, с. 157].

Итак, в заключение данной главы можно сделать следующие выводы.

1. Рабочая группа, являясь разновидностью малой группы, обладает рядом отличительных черт. Во-первых, каждый участник трудового коллектива (рабочей группы) является участником других малых групп (семьи, дружеского коллектива, клуба по интересам и пр.), а значит, кроме индивидуально-психологических особенностей является носителем микрокультуры представляемых иных малых групп. Во-вторых, рабочая группа – это самостоятельное структурное образование, построенное на принципах

2. Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Межгрупповые отношения – это совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Таким образом, руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3 - 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группы.

 


2 Исследование основных механизмов формирования и эффективности развития межличностных и групповых отношений (на примере ЗАО ТРК «МКС»)

 

2.1 Анализ трудового потенциала ЗАО ТРК «МКС»

 

ЗАО ТРК «МКС» является радиовещательной компанией, действующей в соответствие с уставом. Организация действует на основании следующих нормативно-правовых актов: Гражданского кодекс РФ [1], Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» [2], Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» [3], устава ЗАО, утвержденного Общим собранием акционеров от 12.05.2007 г.

Для осуществления своей деятельности предприятие имеет лицензию.

Общая численность персонала ЗАО ТРК «МКС» составляет на конец 2011 года 27 человек, что позволяет относить компанию к числу малых предприятий. В целом персонал можно подразделить на следующие функциональные группы:

- административно-управленческий персонал (менеджеры высшего и среднего звена);

- специалисты;

- технический и обслуживающий персонал.

Ниже в таблице 1 приводится данные по указанным категориям на конец 2011 года.

Таблица 1 – Структура персонала по категориям

Название категории персонала:

Число работников:

Процент, %

1. Административно-управленческий персонал

7

26

2. Специалисты (редакторы, другие специалисты)

11

41

3. Технический и обслуживающий персонал

9

33

Информация о работе Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе