Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа
Сравнительная характеристика моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ 3
глава i. понитие, функции и история менеджмента 6
§1. Этапы и школы в истории менеджмента 6
§2. понятия «менеджмент» и «система менеджмента». требования к менеджменту 9
§3. Социально-экономические функции и цели менеджмента 15
глава ii. модели менеджмента 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. Американская модель менеджмента 22
§3. европейская модель менеджмента 29
§4. Российская модель менеджмента 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
глава iii. сравнительная характеристика моделей менеджмента 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
приложениё 1 65
прилодение 2 66
приложение 3 67
Приложение 4 68
приложение 5 69
приложение 6 70
приложение 7 72
приложение 8 73
Ещё до получения Э.Мэйо практических результатов, их теоретически превосходила англичанка Мэри Фоллет (1868-1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы, когда учеными - бихевиористами ( от англ.behaviour-поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одно из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970).
Одно из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, является взгляды профессора Фредерика Херцберга (род.1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой. (См. приложение 3)
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как социальная система, а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другими направлениями является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».[5; 13]
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).
Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему русскому понятию «приказчик».
В современной России часто в силу большей престижности понятие «менеджер» часто используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Во многих магазинах, автосалонах менеджерами называют обычных продавцов. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями.
В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
«Современный
экономический словарь» дает следующее
определение: «Менеджмент — это
совокупность принципов, форм, методов,
приемов и средств управления
производством и
Составные части менеджмента
Крупная компания одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных задач, для чего создается несколько подсистем в системе менеджмента:
Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.
Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:
Современные
системы менеджмента не мыслимы
без ЭВМ, сопутствующей сетевой
архитектуры и необходимого программного
обеспечения. Зачастую современное
программное обеспечение
Системы
менеджмента могут помогать в
принятии решений управленцами и
могут быть "принимающими решения"
и, таким образом, "прописывающими"
действия управленцев, при стандартном
исполнении. Последнее делается с
целью понижения ошибок менеджмента
при обработке большого объёма информации
или при решении комплексных
задач, но это возможно, если в программном
обеспечении прописаны
Необходимо
также отметить, что качественные
системы менеджмента имеют
Системы
менеджмента также не имеют права
игнорировать законодательную базу,
которая регулирует практически
все сферы деятельности организаций
как юридических лиц в
К распространённым системам управления организациями можно отнести:
Помимо
вышеупомянутых устоявшихся систем
менеджмента существует множество
более специализированных систем управления.
Здесь можно упомянуть
Требования к менеджменту
Современный
менеджмент — это специфическое
средство, специфическая функция, специфический
инструмент для производства организациями
результата. Выполнение этой сверхзадачи
требует расширить сферу
Три
основные функции менеджмента: управление
бизнесом по повышению его эффективности,
управление менеджерами и управление
работниками и работой —
Исходя
из того, что функции подсистем
социально-экономической