Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа
Сравнительная характеристика моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ 3
глава i. понитие, функции и история менеджмента 6
§1. Этапы и школы в истории менеджмента 6
§2. понятия «менеджмент» и «система менеджмента». требования к менеджменту 9
§3. Социально-экономические функции и цели менеджмента 15
глава ii. модели менеджмента 19
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 19
§2. Американская модель менеджмента 22
§3. европейская модель менеджмента 29
§4. Российская модель менеджмента 34
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 41
глава iii. сравнительная характеристика моделей менеджмента 46
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 46
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 50
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
приложениё 1 65
прилодение 2 66
приложение 3 67
Приложение 4 68
приложение 5 69
приложение 6 70
приложение 7 72
приложение 8 73
Другим
представителем американской модели
менеджмента, точнее ее «организационной
школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный
в свое время «автомобильным королем».
Специалисты считают, что благодаря
изобретению конвейера при
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).
Основные принципы системы Г. Форда:
Первая попытка применить
Основоположником
этой американской школы стал Элтон
Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление
должно основываться не на интуитивных
представлениях о человеке, а на
достижениях научной
Для
доказательства своих идей Э. Мэйо в
1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии
знаменитым Хоторнский эксперимент (г.
Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования
были шесть работниц, составлявших
бригаду по сборке телефонных реле.
Тринадцать раз в течении пяти
лет проводились изменения в
режимах работы, оплате, организации
питания. Работницам внушали, что их
труд имеет большое значение для
общества, науки. Когда при двенадцатом
по счету изменения в условиях
труда все ранее
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители
этой школы разработали свой инструментарий
управления, который в настоящее
время широко используется на практике:
человеческие отношения; условия работы;
отношения «руководитель –
Один
из важнейших выводов в рамках
«школы человеческих отношений» состоит
в том. что руководителю необходимо
иметь профессиональную подготовку,
которая включает наряду с другими
и «человековедческие»
Большое
место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе
Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению.
Управление, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.
Каковы выгоды реализации принципа участия?
Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.
Во-вторых,
личное участие членов организации,
в том числе рядовых
В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
Первая революция, по их
Авторами идеи «
Партисипативное управление
• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
2. Создание рабочих советов (
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих
в советы директоров корпораций. [11]
Формирование западноевропейской модели менеджмента
Заметное
влияние на формирование европейского
менеджмента оказали английские
исследователи. Английские ученые внесли
существенный вклад в разработку
метода «исследования операций», который
впервые зародился в Англии в
40-х гг., в связи с необходимостью
решения некоторых военных
Проблемами научного управления производством в Германии занимался германский промышленник, государственный деятель и публицист Вальтер Ратенау. Став в 1899 г. членом правления возглавлявшейся отцом «Всеобщей компании электричества» (АЭГ), а в 1915 г. после смерти отца — ее председателем, добился превращения ее в одну из крупнейших в Германии и ведущих в мире промышленных корпораций по производству электроэнергии.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует