Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа
Целью данной работы является модельное представление деятельности «Белремстройизоляция» как объекта управления.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
– определить понятие и классификацию предприятий;
– рассмотреть теоретические основы моделирования предприятий;
– изучить модель предприятия УП «Белремстройизоляция» как объекта управления.
Введение
1. Определение понятия и классификация предприятий
2. Модельное представление предприятий
3. Модель управления унитарным предприятием «Белремстройизоляция»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Содержание
Введение
1. Определение понятия и классификация предприятий
2. Модельное представление предприятий
3. Модель управления унитарным предприятием «Белремстройизоляция»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.
Управление предприятиями должно иметь специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой продукции – средств производства или предметов потребления, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финансово-кредитного механизма.
Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях.
Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.
В условиях конкуренции предприятий успех сопутствует тем руководителям, которые лучше владеют современными методами управления предприятием. Таким образом, изучение предприятия как объекта управления является весьма актуальной.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.
Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Модельное представление процесса управления лишено этого недостатка.
Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие УП «Белремстройизоляция».
Предмет исследования – модель организации.
Целью данной работы является модельное представление деятельности «Белремстройизоляция» как объекта управления.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
– определить понятие и классификацию предприятий;
– рассмотреть теоретические основы моделирования предприятий;
– изучить модель предприятия УП «Белремстройизоляция» как объекта управления.
В процессе выполнения курсовой работы использованы литературные источники по менеджменту, принятию решений, а также материалы по УП «Белремстройизоляция».
Современная экономика нередко рассматривается как мир самых разных хозяйственных организаций, или предприятий, которые представляют собой совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо производственной задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. Предприятия создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Это играет большую роль при рассмотрении предприятий как объектов управления. Многообразие целей и задач предприятий приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
Любое предприятие, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. [16,с.49]
Предметом изучения являются хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 44 (п. 1) Гражданского кодекса Республики Беларусь являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. [4,с.68]
Гражданским кодексом Беларуси предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса).
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев. [16,с.52]
В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия со следующей численностью работающих: [7,с.29]
• в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50;
• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30;
• в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 чел.
Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 человек по методологии ЕС), крупных – от 300 (а в некоторых отраслях – от 500) и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.
По участию в различных секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле: [17,с.111]
• отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;
• отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;
• отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
• к четвертому сектору относят все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.
Структура экономики, т. е. количественное и качественное соотношение предприятий и организаций разного типа и назначения, имеет большое значение для ее эффективного функционирования и развития. В связи с построением в нашей стране рыночных отношений в ней происходят радикальные изменения. Приватизация предприятий, начавшаяся в начале 90-х годов с таких отраслей, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в последние годы охватила предприятия более крупных, фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу производственного потенциала страны.
Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и отечественной экономике, появляются новые формы интеграции предприятий, которые повышают конкурентоспособность стран с переходной экономикой и способствуют их выходу из кризисного состояния. Прежде всего, это финансово-промышленные группы и предпринимательские союзы.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. Главными целями их интеграции являются: [13,с.107]
• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
• ускорение научно-технического прогресса;
• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
• осуществление прогрессивных структурных изменении в промышленности страны;
• формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих предприятия разных размеров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее предприятиям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою.
Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (в переводе с английского – это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). [13,с.108]
Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-террито-риаль
Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах. [13,с.109]
По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в виртуальную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.
Информация о работе Модели организации деятельности предприятия,как объекта управления