Модели организации деятельности предприятия,как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является модельное представление деятельности «Белремстройизоляция» как объекта управления.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

– определить понятие и классификацию предприятий;

– рассмотреть теоретические основы моделирования предприятий;

– изучить модель предприятия УП «Белремстройизоляция» как объекта управления.

Содержание

Введение

1. Определение понятия и классификация предприятий

2. Модельное представление предприятий

3. Модель управления унитарным предприятием «Белремстройизоляция»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИПП Модели организаций Документ Microsoft Word.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Содержание

 

 

Введение

1. Определение понятия и классификация предприятий

2. Модельное представление предприятий

3. Модель управления унитарным предприятием «Белремстройизоляция»

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

 

Менеджмент как современная система управления предприятием, дей­ствующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необ­ходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, свя­занными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индиви­дуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений. Особенность современно­го менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального веде­ния хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптималь­ной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отве­чающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

Управление предприятиями должно иметь специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой продукции – средств производства или предметов потребления, обес­печенности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами явля­ются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финан­сово-кредитного механизма.                                     

Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Не­обходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях.

Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практиче­ское обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высо­ким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.

В условиях конкуренции предприятий успех сопутствует тем руководителям, которые лучше владеют современными методами управления предприятием. Таким образом, изучение предприятия как объекта управления является весьма актуальной.

Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Модельное представление процесса управления лишено этого недостатка.

Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие УП «Белремстройизоляция».

Предмет исследования – модель организации.

Целью данной работы является модельное представление деятельности «Белремстройизоляция» как объекта управления.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

– определить понятие и классификацию предприятий;

– рассмотреть теоретические основы моделирования предприятий;

– изучить модель предприятия УП «Белремстройизоляция» как объекта управления.

В процессе выполнения курсовой работы использованы литературные источники по менеджменту, принятию решений, а также материалы по УП «Белремстройизоляция».

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия и классификация предприятий

 

Современная экономика нередко рассматривается как мир самых разных хозяйственных организаций, или предприятий, которые представляют собой совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо производственной задачи на основе принципов разделения труда, разделе­ния обязанностей и иерархической структуры. Предприятия создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому име­ют самое различное назначение, размеры, строение и другие харак­теристики. Это играет большую роль при рассмотрении предприятий как объек­тов управления. Многообразие целей и задач предприятий приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требу­ются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечи­вающие эффективную совместную деятельность работников.

Любое предприятие, вне зависимости от ее конкретного назначе­ния, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и норматив­ная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и рас­пределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организа­ционную культуру. [16,с.49]

Предметом изучения являются хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 44 (п. 1) Гражданского кодекса Республики Беларусь являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязатель­ствам этим имуществом.

По формам собственности они могут быть частными, государствен­ными, муниципальными и иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммер­ческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся из­влекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответству­ющую этим целям. [4,с.68]

Гражданским кодексом Беларуси предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность ком­мерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комп­лекс, используемый для осуществления предпринимательской деятель­ности (ст. 132 Гражданского кодекса).

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость ак­тивов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев. [16,с.52]

В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия со следующей численностью работающих: [7,с.29]

• в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50;

• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торгов­ле – до 30;

• в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 чел.

Размеры средних предприятий по критерию численности за­нятых определяются в интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 че­ловек по методологии ЕС), крупных – от 300 (а в некоторых от­раслях – от 500) и выше. Именно последним принадлежит веду­щая роль в современной экономике, хотя их число относитель­но невелико.

По участию в различных секторах производства организации под­разделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле: [17,с.111]

• отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

• отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например, ма­шиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;

• отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная тор­говля и др.;

• к четвертому сектору относят все организации и институты, ко­торые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире уве­личивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

Структура экономики, т. е. количественное и качественное соот­ношение предприятий и организаций разного типа и назначения, имеет большое значение для ее эффективного функционирования и развития. В связи с построением в нашей стране рыночных отноше­ний в ней происходят радикальные изменения. Приватизация пред­приятий, начавшаяся в начале 90-х годов с таких отраслей, как тор­говля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в последние годы охватила предприятия более крупных, фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу производственного потенциала страны.

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и оте­чественной экономике, появляются новые формы интеграции предприятий, которые повышают конкурентоспособность стран с переходной экономикой и способ­ствуют их выходу из кризисного состояния. Прежде всего, это финан­сово-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, тор­говые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. Главными целями их интеграции являются: [13,с.107]

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на­правлениях развития экономики;

• ускорение научно-технического прогресса;

• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

• осуществление прогрессивных структурных изменении в про­мышленности страны; 

• формирование рациональных технологических и кооперацион­ных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды. 

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных ко­операционных соглашений, объединяющих предприятия разных разме­ров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позво­ляющая входящим в нее предприятиям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы ком­паний, объединенных в кластеры (в переводе с английского – это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных терри­ториях, которые предоставляют им те или иные конкурентные пре­имущества (например, необходимую инфраструктуру, средства свя­зи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). [13,с.108]

Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-террито-риаль­ных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструкту­ризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструк­турного обеспечения и информационных взаимосвязей между компа­ниями определенной сферы (области) деятельности.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной осно­ве сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационны­ми системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое парт­нерство на «электронных» контактах. [13,с.109]

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в вирту­альную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

Информация о работе Модели организации деятельности предприятия,как объекта управления