Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработать пути совершенствования мотивации персонала на предприятии ООО «Делко».
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации персонала предпринимательской организации;
2. Провести анализ мотивации персонала организации ООО «Делко»;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала предпринимательской организации…………………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы мотивации персонала………………….……………………6
1.2. Виды мотивации персонала в организации…………………………………11
2. Анализ мотивации персонала организации ООО «Делко»…………………..15
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….......15
2.2. Характеристика мотивации персонала на предприятии……………….......17
2.3. Недостатки, выявленные в системе мотивации персонала………………...26
3. Совершенствование мотивации персонала на предприятии ООО «Делко»..28
3.1. Рекомендации по совмещению должностей на предприятии……………...28
3.2. Разработка плана мероприятий по повышению эффективности взаимодействия на предприятии…………………………………………………34
Выводы и предложения…………………………………………………………...41
Список используемой литературы……………………………………………….45
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты мотивации персонала предпринимательской организации…………………………………………………
1.1. Понятие и типы мотивации персонала………………….……………………6
1.2. Виды мотивации персонала в организации…………………………………11
2. Анализ мотивации персонала организации ООО «Делко»…………………..15
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….....
2.2. Характеристика мотивации персонала на предприятии……………….......17
2.3. Недостатки, выявленные в системе мотивации персонала………………...26
3. Совершенствование мотивации персонала на предприятии ООО «Делко»..28
3.1. Рекомендации по совмещению должностей на предприятии……………...28
3.2. Разработка плана мероприятий по повышению эффективности взаимодействия на предприятии…………………………………………………
Выводы и предложения…………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….4
Введение
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Эффективность управления организациями в условиях развития рыночных отношений во многом зависит от состояния и действенности систем мотивации и стимулирования их работников.
В современной практике развитие систем мотивации эффективной деятельности персонала приводит к повышению производительности в неменьшей степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия.
Как следствие, все большее число работодателей понимает важность и возрастающую значимость мотивационной составляющей, без которой ни одно предприятие не может полностью реализовать свой потенциал развития как в тактическом, так и стратегическом аспектах.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Вопрос о стимулировании персонала был затронут еще до понимания менеджмента как науки, и на сегодняшний день он остается не менее актуальным. Сложность этого вопроса заключается в том, что потребности человека постоянно меняются. Если когда-то ему достаточно было получить еду в качестве вознаграждения, то сегодня помимо удовлетворения каких-либо физических потребностей, человеку необходимо удовлетворять моральные и психологические потребности.
На сегодняшний день существует множество методов и способов стимулирования и мотивации персонала. Сложность заключается в нахождении наиболее эффективного, а это требует тщательного анализа и изучения потребностей и факторов, стимулирующих наемных работников на эффективность труда, что в свою очередь обуславливает актуальность данной темы. Именно нахождение эффективного способа управлять людьми для любой организации станет залогом успеха.
Для предпринимателя люди являются наиболее ценным ресурсом, так как именно люди могут постоянно совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно совершенствовать организацию производства и увеличивать прибыль. Поэтому предпринимателю необходимо хорошо разбираться в людях, знать их достоинства и недостатки, мотивы, которые побуждают их к труду.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность и выбор темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - разработать пути совершенствования мотивации персонала на предприятии ООО «Делко».
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации персонала предпринимательской организации;
2. Провести анализ мотивации персонала организации ООО «Делко»;
3. Разработать пути совершенствования мотивации персонала на предприятии ООО «Делко».
Объект исследования - ООО «Делко».
Предмет исследования – мотивация деятельности персонала предпринимательской организации ООО «Делко».
В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа, статистические, специальные социологические и экономико-математические методы.
Процессам, происходящим в рассматриваемой области знаний, уделено достаточно большое внимание в научных работах различных авторов. Проблемы управления социально-трудовыми отношениями отражены в трудах зарубежных специалистов о потребностях человека (К. Девис, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Герцберг, Ф. Тейлор и др.), теории жизненного цикла (Р. Брамберг, Ф. Модильяни и др.). Отдельные аспекты указанных проблем отражены в трудах российских ученых - Беляевой Г.В., Катульского Е.М„ Силина В.П., Галахова В.И. Социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, составили предмет исследований Ромашова О.В., Дикаревой А.А., Мирской М.И. Вопросы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений на основе социального диалога и партнерства рассматриваются в работах Займалина Е.П., Зайцева А.К., Митрохина В.И.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты мотивации персонала в предпринимательской организации
1.1. Понятие и типы мотивации персонала
В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих направленность на достижение цели [3. С. 65].
По мнению Мескона М., Альберта М. и Хедоури Ф., мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [11. C. 432].
Согласно Ивановой С.В., «главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько собственниками средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы» [7. C. 98].
Шаховой В.А. и Шапиро С.А. считают, что мотивация – это процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.
В данном определении сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Часто, ставя перед работником какую-либо задачу, руководитель говорит работнику: «Я тебя простимулирую» или «Я тебя промотивирую». При этом он думает об одном и том же, т.е. о вознаграждении работника за хорошо выполненную работу. На самом деле мотивация и стимулирование — это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели — повышения эффективности труда работника. Процесс удовлетворения, стоящий в определении на первом месте, — это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер — это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику и являющееся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных [18. C. 109].
Мотив в свою очередь – это то, что вызовет определенные действия. Он находится «внутри» человека, носит персональный характер, побуждает и определяет – что нужно сделать. Мотив поддается осознанию, можно воздействовать на мотивы. Мотивирование – процесс воздействования на человека с целью побуждения к действию. Именно мотивирование и является основой управления поведением человека. Различают два типа мотивирования. Первый тип – внешними воздействиями вызывают к действию определенные мотивы «дам тебе, что хочешь, а ты дашь мне, что я хочу». Второй тип мотивирования – через формирование определенной структуры: «одни усилить, другие ослабить».
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.
Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения благ требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник [13. C. 105].
Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы [17. C. 161].
Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Практическая сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором — о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул) [5. C. 324].
Тип мотивации — это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.
Можно выделить три основных типа работников:
1)работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
2)работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности;
3)работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Из этого следует, что, например, создание рабочих мест с более сложными задачами и большой ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно не важным для других [9. C. 117].
Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:
- «Инструменталист». Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.
- «Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества, независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.
- «Патриот». Основа его мотивации к труду — высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. Все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.
- «Хозяин». Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограничены. Это класс предпринимателей, т.е. людей, которые идут на риск ради того чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом, принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя, в отличие от предыдущего типа работников, они думают в первую очередь не о благе общества, а своем собственном благополучии.
Информация о работе Мотивации персонала предпринимательской организации