Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа
Целью работы является изучение одной из самых важных частей программы мотивации трудовой деятельности персонала - теоретические основы, классификация основных школ и направлений.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы мотивации;
2) Рассмотреть практическое применение мотивации в управлении персоналом, а также современное отношение к системам мотивации персонала.
3) Изучить организацию управления персоналом на предприятии ООО «Амет-сырье»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ……………………………………5
1.1. Основные понятия теории мотивации……………………………………………5
1.2. Основные теории мотивации и их сравнение……………………………………9
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………………………………….21
2.1. Приемы мотивации персонала. Стимулирование трудовой деятельности…...21
2.1.1. Система материальной мотивации и ее эффективность……………………..22
2.1.2. Психологическое стимулирование труда и влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала……………………………………………………………..27
2.2. Современное отношение к системам мотивации персонала…………………..30
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АМЕТ-СЫРЬЕ»……………………………………………………………………...34
3.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия …………………………………………………………………………………………34
3.2. Организационная структура управления на предприятии……………………35
3.3. Система мотивации персонала на предприятии………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..41
• Жизненное самоопределение, призвание (предоставление работы по призванию, по интересам; профессиональная ориентация, развитие карьеры, повышение творческого характера работы)
• Социальное взаимодействие (собрания, возможность неформального общения с коллегами, руководством; культмассовые мероприятия)
• Признание заслуг и развитие (возможности служебного роста, расширение сферы компетенции, награда за успехи в труде, за верность предприятию)
• Статус и самоутверждение (персональные блага, участие в решении важных проблем, в работе закрытых совещаний, членство в престижных клубах). Мотивация трудовой деятельности выступает как высшая форма стимулирования
труда, которая включает признак индивидуальности, стремление в процессе стимулирования максимально удовлетворить потребности личности
2.1.1. Система материальной мотивации и ее эффективность
Мотивация трудовой деятельности персонала организации представляет собой
единство двух процессов - с одной стороны, внутриличностный процесс самостоятельного формирования мотива как основания для трудового поведения каждого работника, а с другой стороны, побуждение себя и других к эффективной трудовой деятельности. Узловым пунктом, объединяющим оба аспекта мотивации – внутриличностный и организационный – выступает вознаграждение труда.
Стимулами труда могут стать любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. А благо становится стимулом труда тогда, когда формирует мотив труда.
Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном
выражении, которое по трудовому соглашению собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
К финансовым стимулирующим методам относятся:
• Заработная плата;
• Бонусы;
• Участие в акционерном капитале;
• Участие в прибылях;
• Планирование дополнительных выплат;
• Оплата транспортных расходов (или обслуживание собственным транспортом);
• Организация питания;
• Стипендиальные программы;
• Программы обучения;
• Программы медицинского обслуживания;
• Консультативные службы для нужд работников;
• Программы жилищного строительства;
• Программы финансовой помощи в воспитании и обучении детей;
• Программы страхования жизни и здоровья;
• Предоставление кредитов;
• Поддержка при временной нетрудоспособности и потере трудоспособности.
Механизм стимулирования труда – это такой способ активизации трудовой отдачи и формирования устойчивой мотивации к труду, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее заданные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников.
Укрупнено финансовые стимулы можно разделить на три группы:
- оплата труда: разработка принципов и системы начисления основной заработной платы; расширение совершенствование показателей премирования, учет квалификационных различий, сложности, интенсивности труда и степень влияния на результаты всей хозяйственной деятельности организации;
- социальный пакет: широта компенсационной политики и разнообразие социальной поддержки;
- участие в прибыли и акционерном капитале компании.
Заработная плата
Основные принципы обеспечения стимулирующей функции заработной платы:
1. Повышение заработной платы должно быть систематическим и на 15-45% оклада работника. Эффект от этого длится от 6 мес. до 1 года, после чего падает. Замечено, если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал; чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения. Общая рекомендация состоит в том, что повышать заработную плату с тем, чтобы это имело мотивирующий эффект необходимо на 15-45% оклада работника. Эффект от этого длится от 6 мес.до 1 года, после чего падает. Падение мотивации происходит практически всегда, даже если повысить зарплату в 2 раза.
2. Повышение зарплаты будет более существенным для роста мотивации в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно.
3. Связь "результат-вознаграждение" должна быть понятной и короткой во
времени. Заработная плата и премия не станет мотивирующим фактором, если достижение результата в работе будет отмечено материальным вознаграждением длительное время спустя.
4. Оптимальная частота выдачи зарплаты – 2 раза в месяц. Имеет значение, как часто человек получает вознаграждение — через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается. Очевидно, неслучайно в царской России рабочим заработная плата выдавалась еженедельно.
5. Обеспечение сравнения параметров зарплаты в пользу предприятия. Сравнение того, сколько платят в других компаниях этой отрасли за такую же работу; сравнение своих усилий и времени затраченного на работу, с величиной вознаграждения. Мотивирующий эффект заработной платы будет снижаться при большом разрыве в уровне оплаты труда топ менеджеров и работников среднего звена, который, как известно из практики российский предприятий, может составлять от 15 до 35 раз.
6. Оплата труда сама по себе еще не решает проблемы мотивации труда и производительности, в то время как неправильно (неграмотно) построенная система оплаты труда даже не даст возможности приступить к решению этой проблемы. Понимание того, что люди приходят на работу из-за зарплаты, а работают из-за чего-то другого, позволяет верно расставить приоритеты в работе руководителя и его организации.
7. Индивидуализация заработной платы. Современные системы оплаты труда
отличаются большой гибкостью формирования заработной платы, которая предполагает зависимость заработка, во-первых, от индивидуальных качеств и заслуг работников (индивидуализация заработной платы), а, во-вторых, от коллективных результатов деятельности.
Премии
Премия - это то вознаграждение, выплачиваемое дополнительно к оплате труда за результаты, превышающие норму труда. Премирование - это экономический метод стимулирования заинтересованности работников в решении различных хозяйственных задач. Впервые было введено в 1918 году для работников тульских заводов в целях поощрения за увеличение производства боеприпасов для борьбы с иностранной интервенцией и силами контрреволюции. На всех последующих этапах социалистического строительства использовалось для поощрения за решение насущных задач народного хозяйства.
Премиальная система - это совокупность элементов стимулирования труда, находящихся во взаимодействии между собой и образующих целостный порядок выплаты премий.
В число основных элементов премиальной системы в России традиционно входят:
• стимулируемые задачи производства,
• показатели и условия премирования,
• размеры премий,
• источники выплат премий,
• круг поощряемых работников,
• период премирования,
• порядок начисления премий,
• распределение премий между коллективами и отдельными работниками,
• максимальные размеры премий,
• порядок выплаты премий отдельному работнику.
Поскольку премирование за текущие результаты деятельности является основной формой поощрения работников, а в современных условиях зачастую и основной расходной статьей по оплате труда, важно уметь оценить ее экономическую эффективность для предприятия. Очевидно, что экономически эффективной следует считать такую систему премирования, которая формирует уровень оплаты труда в соответствии со степенью выполнения показателей и условий премирования и обеспечивает тому кругу работников, на которых она распространяется, достижение эффекта, по своей величине большего, чем соответствующая ему премиальная часть заработной платы, или равного этой части (последнее допускается как исключение в тех случаях, когда без этого невозможно поддержание конкурентоспособности продукции или сохранение потребительского рынка).
Социальные трансферты
До сих пор многие руководители говорят о том, что нет смысла предоставлять
сотрудником некоторые ценные, затратные для компании льготы, когда их можно просто выплатить сотруднику деньгами. Однако предоставление льгот обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, очевидно, что удовлетворенность заработной платы зависит от баланса между ожидаемым вознаграждением и реально полученным, и какая бы ни была зарплата, через некоторое время она перестает удовлетворять человека. Этот процесс бесконечен. В тоже время люди хотят получать большее количество денег для того, чтобы изменить качество жизни, увеличивать уровень комфорта. Больший комфорт – это больший сервис. При этом чрезмерное внимание к комфорту приводит к смещению внимания в сторону неустроенности тех или иных бытовых вопросов в ущерб решению производственных задач. Выплачивая социальные льготы, компания дает своим сотрудникам понять, что понимает и старается решить конкретные проблемы, которые перед ними стоят, изменяя не уровень дохода, а уровень комфорта.
Во-вторых, это способ компании конкурировать с другими в вопросах удержания сотрудников: тогда, когда объемы денежных выплат на рынке балансируют на каком-либо уровне, конкуренция осуществляется за счет дополнительных льгот. Социальные трансферты также призваны повысить лояльность сотрудников по отношению к компании, выделяя их между людьми, работающими в других организациях.
2.1.2. Психологическое стимулирование труда и влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала
Нормальная атмосфера взаимоотношений дает возможность каждому работнику чувствовать себя частью коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом. Состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации называют морально-психологическим климатом коллектива.
По содержанию действия по моральному стимулированию персонала могут быть классифицированы на несколько групп:
1. Награды
2. Информирование
3. Взаимоотношения индивидуумов и групп
Наградная система выполняет важные функции:
• функция интеграции членов общества (организации), т.к. факт получения награды служит признанием легальности власти и способствует повышению ее
легитимности;
• функция дифференциации членов общества (организации) на определенные социальные группы, т.к. присвоение награды влечет за собой, как правило, одновременно представление награжденному лицу ряда преимуществ, которых нет у других индивидов;
• механизм воспитания и создания элит – военных, интеллектуальных, научных,
основанный на том, что лицо, получившее награду, а также его близкие (члены
семьи) будут благодарны наградившему субъекту власти, и останутся ему верными и преданными. Но прагматическая заданность наградной системы нивелирует смысл и содержание данного вида стимулирования.
Информирование – совокупность мер по распространению информации (преимущественно положительной) среди лиц, прямо или косвенно заинтересованных в ее получении и использовании. Выделяют активные и пассивные пути распространения информации.
Активное информирование ориентировано на упоминание заслуг работника (коллектива) в личной беседе с вышестоящим руководителем, в докладах, на собраниях коллектива, совещаниях, конференциях и т.п.
Пассивное информирование широких масс общественности предполагает размещение фотоизображений и текстов (на доске почета, печатных изданиях и т.п.)
Взаимоотношения персонала - это объективно существующие взаимосвязи и
взаимоотношения между индивидуумами (работниками) и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Благоприятный моральный климат - это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном итоге определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности в решение производственных задач. Удовлетворенность морально - психологическим климатом в группе, коллективе формируется благодаря освобождению от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации; возможности определять режим своей деятельности; обсуждению всем коллективом общих вопросов; дружеской атмосфере; участию персонала в корпоративных мероприятиях.
Информация о работе Мотивация деятельности в управлении персоналом предприятия