Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:48, курсовая работа
Цель работы – исследовать процесс профессиональной мотивации государственных служащих.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические аспекты мотивации персонала
2. Проанализировать тенденции мотивации труда государственных служащих.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала..…........4
1.1. Содержание понятия мотивации……...............................................4
1.2. Потребности………………………………………………………..7
1.3. Методы мотивирования персонала….…………..……...…….......10
1.3.1 Теория мотивации по С.Адамса………...…..……….……14
1.3.2 Модель Поутера-Лоулера………………...…………..……..17
1.3.3 Теория мотивации Д.МакГрегора……….……………........20
Глава 2. Анализ профессиональной мотивации деятельности государственных служащих………………………………………………...….22
2.1. Современные тенденции мотивации труда государственных служащих………………………………………………………………..……….22
2.1 Теоретические аспекты. …………………………………........26
2.2.2 Материальное вознаграждение труда ГС…………………..27
2.2.3 Должностные оклады………………………………….….….27
2.2.4 Привилегии и льготы ГС………………………….…………28
2.2.5Оптимум мотивации………………………………………….29
Заключение………………………………..……………………………….…….31
Список литературы……………………………….………………………….….32
Приложение……………………………………………..……………………….33
Первичные потребности вызваны физиологией человека, и они, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида.
Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно появляются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Способы достижения эффективного труда на предприятиях связаны с побуждениями людей.
Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.5
Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.
Цель - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. 6
Когда
человек достигает такой цели,
его потребность оказывается
удовлетворенной, частично удовлетворенной
или неудовлетворенной. Степень
удовлетворения, полученная при достижении
поставленной цели, влияет на поведение
человека в сходных обстоятельствах
в будущем. Люди стремятся повторять
то поведение, которое ассоциируется
у них с удовлетворением
недостаточным удовлетворением. Этот факт называют законом результата. Упрощенная модель мотивации через потребности изображена на рисунке 1.
В связи с этим представьте себе следующую ситуацию. Она описана известным советским философом А.Ф. Лосевым в книге «Философия, мифология, культура». Рассуждая о природе эмпиризма, автор рассказывает такую историю.
Средневековый врач в Германии приходит к больному горячкой. Больной был по профессии портным. Он захотел ветчины, и врач разрешил дать ему кусок ветчины. Через некоторое время больной выздоровел. Врач записал в своем дневнике: «Ветчина помогает от горячки». Придя к другому больному горячкой, который был по профессии сапожником, врач, вооруженный положительным опытом, велел дать ему ветчины. Но больной умер. Тогда врач записал в своем дневнике: «Ветчина помогает от горячки портным, но не помогает сапожникам».7
Лосев делает вывод: «Можно ли назвать такого врача эмпириком, нет, нельзя, потому что он просто дурак!»7
Но в рамках данной книги эта ситуация поучительна именно в том плане, что закон результата не всегда оправдан.
Поскольку
потребности вызывают у человека
стремление к их удовлетворению, то
менеджеры должны создавать такие
ситуации, которые бы позволили людям
чувствовать, что они могут удовлетворить
свои потребности посредством
1.3.
МЕТОДЫ МОТИВИРОВАНИЯ
ПЕРСОНАЛА
Методы
мотивирования персонала могут
быть самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы мотивирования
на предприятии, общей системы управления
и особенностей деятельности самого
предприятия.
Существуют
следующие методы мотивирования
эффективного трудового поведения:
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника.
Размер
премии должен, как
правило, составлять
не менее 30% основного
заработка (по Ф. Тейлору):
1. на низшем уровне 10-30%
2.на среднем 10-40%
3.
на высшем 15-50%.9
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие.
Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников.
Потребность
более низкого
уровня должна удовлетворяться
прежде, чем потребность
следующего уровня станет
более значительным
фактором, определяющим
поведение человека.10
Конечно,
ни одна система материального
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как
отмечалось, кроме экономических
способов мотивации существуют не экономические,
а именно:
1. Организационные
2.
Морально-психологические.
Организационные способы мотивации включают в себя:
Морально-психологические
методы мотивирования включают в себя:
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как,
Во-первых,
в организации число должностей высокого
ранга ограничено; Во-вторых, продвижение
по службе требует повышенных затрат на
переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
В современном менеджменте применяются
и иные группировки методов мотивирования.
Укрупненно все методы мотивирования
можно так же сгруппировать в следующие
четыре вида:
Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В
рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные методики
и системы мотивирования
В
современном обществе мотивация
основывается на знаниях и механизмах
психологии. Различные теории мотивации
разделяют на две категории: содержательные
и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей.