Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:48, курсовая работа
Цель работы – исследовать процесс профессиональной мотивации государственных служащих.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические аспекты мотивации персонала
2. Проанализировать тенденции мотивации труда государственных служащих.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала..…........4
1.1. Содержание понятия мотивации……...............................................4
1.2. Потребности………………………………………………………..7
1.3. Методы мотивирования персонала….…………..……...…….......10
1.3.1 Теория мотивации по С.Адамса………...…..……….……14
1.3.2 Модель Поутера-Лоулера………………...…………..……..17
1.3.3 Теория мотивации Д.МакГрегора……….……………........20
Глава 2. Анализ профессиональной мотивации деятельности государственных служащих………………………………………………...….22
2.1. Современные тенденции мотивации труда государственных служащих………………………………………………………………..……….22
2.1 Теоретические аспекты. …………………………………........26
2.2.2 Материальное вознаграждение труда ГС…………………..27
2.2.3 Должностные оклады………………………………….….….27
2.2.4 Привилегии и льготы ГС………………………….…………28
2.2.5Оптимум мотивации………………………………………….29
Заключение………………………………..……………………………….…….31
Список литературы……………………………….………………………….….32
Приложение……………………………………………..……………………….33
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. На мой взгляд, более интересными теориями являются:
1.3.1 ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (РАВЕНСТВА) С. АДАМСА
В качестве постулата теория справедливости считает тот факт, что
Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость при получении вознаграждения, то есть работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение.
В
результате для повышения мотивации
к труду у этого работника
необходимо снять возникшее напряжение
и для восстановления справедливости
устранить возникший дисбаланс.
Такое положение вещей с
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости путем изменения уровня затрачиваемых на работу усилий или пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.
Таким
образом, те сотрудники организации, которые
считают, что им не доплачивают по
сравнению с другими, либо начинают
работать менее интенсивно, либо стремятся
повысить свое вознаграждение, добиваясь
этого у администрации
Основной
вывод теории справедливости для
практической мотивации трудовой деятельности
сотрудников организаций
Что
до тех пор, пока люди
не начнут считать, что
они получают справедливое
вознаграждение, они
будут стремиться уменьшать
интенсивность труда.
При
этом следует отметить, что восприятие
и оценка справедливости работниками
носит относительный, а не абсолютный
характер. Люди сравнивают себя с другими
сотрудниками той же организации
или с сотрудниками других организаций,
выполняющих аналогичную
В нашей стране эта проблема стоит особенно остро на государственных предприятиях, где сотрудники знают, какую зарплату получают их коллеги, так как все расписываются в одной платежной ведомости. Зачастую это приводит к затяжным конфликтам, мешающим нормальному функционированию организации в процессе выполнения поставленных целей.
В
некоторых организациях (коммерческих,
где вознаграждение выплачивается
«черным налом») пытаются решить проблему
возникновения у сотрудников
чувства несправедливой оценки их труда
за счет сохранения сумм выплат в тайне.
Однако часто это заставляет сотрудников
подозревать несправедливость и
там, где ее нет на самом деле,
руководствуясь какими-либо косвенными
признаками улучшения благополучия
своих коллег. Кроме того, если сохранять
размеры заработков в тайне, то организация
рискует потерять положительное
мотивационное воздействие на своих
сотрудников, связанное с ростом
заработной платы при продвижении
по службе, как это следует из
теории ожидания.
РАССМОТРИМ
ДАННУЮ ТЕОРИЮ ПРИМЕНИТЕЛЬНО
К КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ.
В одном из подразделений Московского метрополитена (технической лаборатории) работает коллектив в основном женского пола примерно одной возрастной категории (45-55 лет), с высшим образованием на инженерных должностях, с примерно одинаковыми должностными окладами. В течение 15 лет ими руководила пожилая женщина, применявшая авторитарные методы руководства, благодаря чему в коллективе соблюдалась дисциплина труда, но эффективность работы была крайне низкой.
Сотрудники
других подразделений, посылавшие документацию
в эту лабораторию для
Чем
это объясняется
и в чем заключается
ошибка руководства?
В соответствии с теорией справедливости люди психологически не могут не завидовать друг другу. Поэтому даже когда у всех одинаковые повышенные оклады, то повод для зависти все равно найдется. Например, в данной ситуации таким поводом выступил стаж работы. Если одна работает 20 лет, а другая 15 лет, то почему их должностные оклады одинаковые? Это же «вопиющая несправедливость»! Большинство из них с учетом возраста достигло «потолка» в материальном вознаграждении, и далее ждать нечего. Когда они это осознали, то их мотивация резко снизилась.13
Ошибка
руководства заключается в том, что:
Проведя уравнительное
материальное вознаграждение,
целью которого было
сгладить конфликт в
коллективе, оно нарушило
принцип дифференцированности
в распределении материальных
благ и, кроме того, не
провело предварительного
анализа ценности вознаграждения
для работниц.
1.3.2 МОДЕЛЬ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА
Американские
ученые Л. Портер и Э. Лоулер разработали
комплексную процессуальную теорию мотивации,
включающую элементы теории ожидания
и теории справедливости.
В их модели присутствует пять переменных:
В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость:
Уровень затрачиваемых человеком усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько сам человек верит в эту связь. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Теория также рассматривает возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним и справедливым), которые могут означать,
В первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависят от возможностей, определяемых руководителем для конкретного сотрудника и всей организации в целом.
Во втором случае - что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.
Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. 15
Удовлетворение
выступает в качестве измерителя
того, насколько ценно вознаграждение
для конкретного работника. Это
оценка будет влиять на восприятие
сотрудником организации
Один из наиболее важных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том:
Что результативный труд ведет к удовлетворению.
Это
прямо противоположно мнению, которое
исповедует на этот счет большинство
руководителей организаций. Руководители
находятся под влиянием более
ранних теорий человеческих отношений,
полагавших, что удовлетворение ведет
к достижению высоких результатов
в труде или, попросту говоря, что
более довольные работники
Авторы теории, напротив, полагают,
что чувство выполненной
Модель Портера-Лоулера показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта теория показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие, в рамках единой, взаимосвязанной системы мотивации труда.16
.
1.3.3 ТЕОРИЯ «X» И «Y» Д. МАКГРЕГОРА
Эта теория несколько обособлена от других описанных процессуальных теорий мотиваций. В связи с тем что она описывает типы и поведение руководителей организаций, в менеджменте ее часто относят к теориям власти и лидерства. Тем не менее в связи с тем что руководители - это также сотрудники коллектива, которым свойственны мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, то ее также относят к процессуальным теориям мотивации.