Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа
Целью работы является определить пути совершенствования системы мотивации персонала в ООО «Нижпласт».
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы мотивации
- изучить основные теории мотивации
- рассмотреть систему мотивации персонала
Введение……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ…………………5
1.1. Понятие и структура мотивации трудовой деятельности……………...5
1.2. Основные теории мотивации…………………………………………….9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………………..16
2.1. Понятие системы мотивации……………………………………………16
2.2. Методы мотивирования персонала……………………………………..19
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «НИЖПЛАСТ»……………………………………………24
3.1. Общая характеристика организации……………………………….…...24
3.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Нижпласт»………….27
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Нижпласт»……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………37
Список использованных источников и литературы………………………..39
Приложение…………………………………………………………………...42
К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон для персонала, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирование и отопления и пр. К безадресной мотивации относят выдачу всему персоналу спецодежды, в зависимости от выполняемой работы, а также различной атрибутики фирмы при проведении мероприятий (к примеру, футболок с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников.
Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы.
Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования. Все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия - в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.24
Подводя итоги, можно сделать очевидный вывод, для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
ГЛАВА 3 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «НИЖПЛАСТ»
3.1. Общая характеристика организац
ООО «Нижпласт» создалось 14 марта 2003 года. Изначально общество состояло из 5 человек. В настоящее время в ООО «Нижпласт» работает 64 человек. Основной вид деятельности – производство суконной обуви. г. Нижний Новгород, ул. Мотальный переулок д.10.
ООО «Нижпласт» состоит: из производственных цехов, складов и администрации. К административной части структуры относятся, непосредственно руководство ООО «Нижпласт» генерального директора, коммерческого директора, финансового директора, главного инженера.
В ООО «Нижпласт» имеются следующие отделы: Бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта, отдел снабжения. Имеются следующие склады: склад материалов, склад заготовок, склад готовой продукции.
Непосредственно к производству относятся следующие цеха: раскройный цех, швейные цеха, литейный цех, непосредственно руководство в цехах осуществляют мастера производных цехов, наладчик швейного оборудования, на складах – главный кладовщик.
Отдел кадров состоит: из начальника отдела кадров и инспектора отдела кадров.
В ООО «Нижпласт» приняты системы оплаты труда оклады согласно штатному расписанию.
Организационную структуру организации
можно описать следующим
Рис. 2 Организационная структура ООО «Нижпласт»
Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управлением труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные звенья управления - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов, в подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Руководство деятельностью организации ведет директор, принимаемый по контракту с Советом учредителей. Он самостоятельно решает вопросы деятельности организации, действует от его имени, имеет право подписи и распоряжается имуществом организации, осуществляет прием и увольнение работников.
Директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
В соответствии с рыночной производственной
ориентацией организации
Бухгалтерия ведет финансовые дела,
собирает документацию (счета-фактуры,
накладные, авансовые отчеты и т.д.),
осуществляет расчет заработной платы,
отчисление налогов, оплату товаров
в которых нуждается
Отдел менеджмента занимается подготовкой,
проведением и контролем
Существующая организационная структура рациональна и целесообразна, в ней четко распределены взаимодействия и полномочия.
Статистика человеческих ресурсов ООО «Нижпласт»:
Рациональное использование
Персонал на предприятии ООО «Нижпласт» делится на производственный персонал (сотрудники зала, грузчики, кладовщик) и управленческий персонал (директор, начальники отделов). Численность работающих на предприятии представлена в таблице 2.
Таблица 2
Анализ численности работающих в ООО «Нижпласт» в 2006-2007г.25
Показатели |
Человек 2006 |
% к итогу 2006 |
Человек 2007 |
% итогу 2007 |
Численность работающих, всего |
13 |
100 |
15 |
100 |
Постоянно работающих |
11 |
84,62 |
13 |
86,67 % |
Временно работающих |
2 |
15,38 |
2 |
13,33 % |
По состоянию на 1 января 2007 года численность работников, работающих в ООО «Нижпласт» составила 15 человек, в том числе: постоянно работающих 13 человек (86,67 %) и временно работающих (13,33%). Темп прироста постоянно работающих составил 18,18 %, а временно работающих 0%. Политика руководства ООО «Нижпласт», прежде чем принять человека на постоянную работу, его принимают временно, по результатам его деятельности принимается решение о дальнейшем его пребывании в организации.
По сравнению с аналогичным периодом 2006 года численность рабочих увеличилась на 2 человека, в том числе постоянно работающих на 2 человек.
Политика организации
Производительность труда
Объем реализации на 1 сотрудника в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличился на 26,3 %, объем прибыли на 1 сотрудника возрос на 12,8%.
В целом, необходимо отметить эффективность работы трудовых ресурсов: увеличение объема производства, прибыли от реализации. Административно-управленческий персонал хорошо организует основную производственную деятельность.
Экономические показатели деятельности организации представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
Товарооборот, тыс. руб. |
857600 |
623600 |
Валовой доход, тыс. раб. |
163200 |
125000 |
Уровень валового дохода, % |
19 |
20 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
110600 |
102600 |
Уровень издержек обращения, % |
12 |
16 |
Переменные издержки, тыс.руб. |
61200 |
80600 |
Уровень переменных издержек, % |
7 |
12 |
В 2007 году уменьшился товарооборот, уровень издержек увеличился и валовой доход снизился. Работа организации стала слабее, хуже, чем в прошлом периоде.
Между тем, финансовое положение организации устойчиво, не зависимо от заемных средств. Но не эффективно используются оборотные активы, капитал, снижается оборачиваемость товарных запасов.
3.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Нижпласт»
В ООО «Нижпласт» выделяются следующие методы материальной и нематериальной мотивации персонала:
• Экономические методы:
1. Материальное стимулирование
труда работников: премиальные по
результатам труда,
• Административно-
1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
2. Использование властной
• Социально-психологические методы:
1. Развитие у сотрудников
2. Предоставления социальных
Целью системы мотивации персонала
посредством награждения и
Корпоративное награждение проводится к праздничным датам, юбилеям предприятий и работников. Предусматривает вручение руководителем ООО «Нижпласт» Благодарности, Почетной грамоты, присвоение почетного звания «Заслуженный работник», а также вручение соответствующих каждому виду наград денежных вознаграждений, а в случае присвоения звания — золотого знака с логотипом компании.
С целью определить факторы, которыми работники не довольны, и определить потребность в совершенствовании системы мотивации персонала, на предприятии было проведено анкетирование. На вопросы анкеты отвечал не руководящий состав организации– 30 человек (приложение 1).
Анкета с целью выявления неудовлетворенности работой в организации дала получить следующие результаты:
1. Какие факторы привлекли Вас при трудоустройстве в данную организацию?
-удовлетворяющая заработная
-возможный карьерный рост – 20%;
-удовлетворяющий график
-другое- 10%;
Привлекательность факторов при выборе работы отражена нами на рисунке 3.
Рис. 3. Привлекательность факторов при выборе работы
Уровень удовлетворенности работой определяет вопросы:
2. Удовлетворены ли Вы на данный момент, что работаете в данной организации?
-полностью удовлетворен – 5%;
-более удовлетворен, чем неудовлетворен – 5%;
-более неудовлетворен, чем удовлетворён – 75%;
-полностью неудовлетворен – 15%.
Основным показателем выступает большая неудовлетворенность, чем удовлетворенность работников.