Мотивация и результативность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:39, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие мотивации.
Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
Оценить уровень мотивированности работников организации ОАО «Актив».
В работе использовались эмпирические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, метод наблюдение.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . .3
Мотивация и результативность деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие и сущность мотивации, результативности . . . . . . . . . .5
Стадии процесса мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Результативность деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .7
Факторы профессиональной адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1 Сущность и структура профессиональной адаптации . . . . . . . . 10
2.2 Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации и критерии её эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3. Исследование системы мотивации труда ОАО «ФОП №2» . . . . . . . 16
3.1 Мотивация труда работников на основе наблюдения . . . . . . . . 16
3.2 Мотивация труда работников на основе тестирования . . . . . .21
3.3 Рекомендации по совершенствованию трудовой мотивации . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Работа состоит из  1 файл

Мотивац и резул деят.doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
  1. Факторы профессиональной адаптации

    2.1 Сущность  и структура профессиональной  адаптации

    Трудовая  адаптация — это социальный процесс  освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.[1]

    Однако  при поступлении на работу человек  уже имеет определенные цели и  ценностные ориентации поведения, в  соответствии с которыми формирует  свои требования к предприятию, а  оно исходя из своих целей и  задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной - при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.

    Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формирований некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

    Социально-психологическая  адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. [5]

    Общественно-организационная  адаптация означает освоение организационной  структуры предприятия (коллектива), системы управления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д. 
Культурно-бытовая адаптация — это освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производства, общего развития членов организации, спецификой и особенностями использования свободного от работы времени. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.

    Психофизиологическая  адаптация — это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном  производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно. В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

    Стадия  ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

    Стадия  приспособления, на этом этапе работник переориентируется, признавая главные  элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

    Стадия  ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация  с новой группой.

    Идентификация, когда личные цели работника отождествляются  с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и т.д. По характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. И конечные результаты такой трудовой организации всегда высоки. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации. [5] 

     2.2 Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации и критерии ее эффективности

     Целенаправленная  работа по социальной адаптации новых  сотрудников в компании является одним из важнейших направлений  работы с персоналом. Адаптация работника в организации зависит одновременно от многих факторов, поэтому и оценка успешности адаптации может осуществляться лишь на основании одновременного учета значительного числа тех аспектов деятельности, которые определяют желание (или нежелание) работника продолжать работу в организации.

     Под факторами адаптации понимается совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации (Рисунок 2).

     Результаты, полученные при изучении процесса адаптации, позволяют внести коррективы не только в саму работу по адаптации, но и в процедуру отбора, в критерии, на основании которых были отобраны работники в организацию. Трудности адаптации могут быть обусловлены необъективной рекламой вакантной должности, что способствует возникновению у работника завышенных ожиданий на начальном этапе деятельности в организации. Нереализованность таких ожиданий, как правило, приводит к разочарованию, что негативно сказывается на функциональном состоянии и производственном поведении нового сотрудника.

     

     Рисунок 2 - Виды адаптации и факторы, влияющие на ее эффективность

     Говорить  об успешном результате проведения процесса адаптации можно только в том случае, если осуществлен анализ критериев эффективности этого процесса.

     Основными критериями эффективности процесса адаптации являются [3]:

  • повышение уровня удовлетворенности трудом;
  • повышение норм выработки;
  • повышение производительности;
  • повышение качества выполняемой работы за счет уменьшения количества совершаемых ошибок;
  • уменьшение количества жалоб со стороны клиентов;
  • уменьшение времени на выполнение работ, проектов, услуг;
  • увеличение количества клиентов.

     Следует отметить, что об эффективности процесса адаптации можно судить только по совокупности данных критериев, поскольку  единичные факторы не могут привести к успеху всего процесса.

     Для установления норматива показатели по этим критериям отслеживаются в течение нескольких кварталов. Значение полученного показателя ниже норматива свидетельствует о необходимости анализа и выявления причин низкой результативности. Также важно анализировать полученные показатели в динамике.

     Каждая организация, проводящая адаптацию своих сотрудников, стремится к тому, чтобы ее эффективность была максимальной. Чтобы добиться этой цели требуется уделить достаточно внимания каждому этапу процесса адаптации. Невнимание к любому из этапов, скорее всего, приведет к неудовлетворительным результатам всего процесса.

     Информацию, полученную в результате оценки эффективности  конкретных процедур адаптации персонала, необходимо анализировать и использовать при подготовке и проведении аналогичных  процедур в будущем. Оценка эффективности адаптации работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества адаптации, избавляясь от таких адаптационных процедур, которые не оправдали возложенных на них надежд.[3] 
 
 

     3. Исследование системы мотивации труда

     ОАО фабрика печати №2 - предприятие, специализирующееся на выпуске малообъемных книг и журналов. Сначала это была маленькая частная типография по выпуску бланков, с 1953 года началась ее массовая модернизация, типография стала специализироваться на выпуске многокрасочных детских изданий. Сегодня это известное в полиграфии предприятие. Здесь печатаются такие журналы, как Мурзилка, Веселые Картинки, Микки Маус и другие популярные издания. Численность сотрудников фабрики более 200 человек. 

     3.1 Мотивации труда работников на основе наблюдения

     Из  множества методов исследования на данном предприятии мы использовали метод наблюдения и метод тестирования работников.

     Рассмотрим  данные, полученные в результате наблюдения: 

     Мотивация работников через организацию работ

     Мотивирующие  воздействия на работника оказывают  не только традиционные средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы. Настрой на работу, заинтересованность в конечных результатах, готовность работать с высокой отдачей - то есть те основные проявления рабочего поведения, в которых проявляется высокий уровень трудовой мотивации, - в значительной степени зависят от характеристик и содержания выполняемой работы. Поэтому, чтобы воздействия на трудовую мотивацию работника приводили к желательным изменениям рабочего поведения персонала, следует обращать внимание на важнейшие характеристики рабочих заданий.

     Преимущественное  влияние на трудовую мотивацию работников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы:

    разнообразие  навыков, необходимых для выполнения работы;

    законченность выполняемых работником задач;

    значимость, важность, ответственность заданий;

    самостоятельность, предоставляемая исполнителю;

    обратная  связь.

     Уровень разнообразия навыков у работников сильно варьируется. У сотрудников отделов, связанных с документацией, финансами (бухгалтерия), отношениями с поставщиками и заказчиками набор знаний и применяемых навыков очень обширен. У работников же производственных цехов процесс работы состоит из повторений однотипных движений. Это делает работу однообразной, что сильно уменьшает интерес к ней.

     На  предприятии используется способ производства конвейерного типа. То есть каждый сотрудник  выполняет лишь отдельный этап изготовления печатной продукции (размотка и резка  бумаги, печать, фальцовка, брошюровка, вырубка и др.). Даже в планово-экономическом отделе и бухгалтерии за одну более менее законченную работу (расчет заработной платы и др.) отвечают несколько человек, выполняя лишь отдельные операции.

Информация о работе Мотивация и результативность деятельности