Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:35, дипломная работа
Характер мотивации (мотивы и цели, направленность, широта и интенсивность) обуславливается особенностями этапов профессионально становления субъекта - профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной деятельности, переподготовки.
Как известно, главным побудительным мотивом трудовой деятельности является стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для жизнедеятельности человека, как биологического, так и социального существа. Особое место в формировании социальных мотивационных установок занимают организации, объединяющие людей для целей трудовой деятельности и подчиняющие эту деятельность достижению определенных конечных результатов.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала: особенности, структура, управление
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
1.3 Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации сотрудников
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению совершенствования профессиональной мотивации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
А что вообще побуждает
человека заниматься трудом? Первая причина
- побуждения общественного характера,
вторая - получение определенных материальных
благ для себя и своей семьи, третья
- удовлетворение потребности в
Мотивация к труду сотрудников организации неразрывно связана с развитием организационного климата организации. Согласно теории управления, выделяется четыре типа организационного климата:
1) Пассивно-личностный — ничего не менять и не "высовываться";
2) Активно-личностный —
забота о развитии и
3) Пассивно-безличностный — наоборот;
4) Активно-безличностный
— деятельность работника
Очень важно создать условия,
при которых человек ощущает
значимость своего труда, испытывает чувство
причастности к определенному коллективу,
доволен и общителен с
Если выявить индивидуальные мотивы сотрудников и адаптации механизма их удовлетворения, при прочих равных условиях, то достигается наибольшая производительность труда. Но потребности человека постоянно меняются, и потому, процесс улучшения мотивации бесконечен.
Каждый индивид сочетает в себе характерные черты обоих мотивационных классов в той или иной пропорции. При этом выделены пять «чистых» мотивационных типов: люмпенизированный (избегательный класс), инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский (достижительный класс).
для люмпенизированного типа характерно отсутствие предпочтений к выполняемой работе, низкая квалификация, активность и ответственность, стремление к минимизации трудовых усилий.
Инструментальный тип интересует цена труда, а не его содержание, самостоятельность, выражаемая в отказе от «подачек» со стороны руководства.
Профессиональный тип интересует содержание работы, для него важны свобода и возможность самовыражения.
Патриотический тип означает работу во имя идеи, здесь на первый план выходит общественное признание участия в успехе.
Хозяйский тип характеризуется
добровольным принятием ответственности,
обостренным стремлением к
Оценку персонала с точки зрения принадлежности к определенному мотивационному типу рекомендуется осуществлять посредством анкетирования.
Мотивирование предполагает, что индивид реагирует на внешние стимулы в соответствии со своим мотивационным профилем. При этом реакция может быть положительная, нейтральная или отрицательная, что позволяет установить связь между «чистыми» мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования.
В многочисленных исследованиях
делается попытка установить приоритеты
отдельных факторов мотивирования.
Так, например, американский социолог
Стивен Рейс считает, что жизненными
желаниями человека руководят 16 мотивов,
которые ранжируются в
Статистические данные (табл. 1) свидетельствуют, что наиболее значимыми в мотивировании являются следующие факторы: результат работы, признание, процесс работы, ответственность и продвижение по службе, в сравнении с которыми уровень заработной платы существенно менее значим.
Таблица 1
Факторы мотивирования и их значимость для человека
Номер по порядку |
Наименование фактора мотивирования |
Удельный вес фактора, в процентах |
I. |
Результат работы |
23,4 |
2. |
Признание |
17,4 |
3. |
Процесс работы |
12,5 |
4. |
Ответственность |
12,0 |
5. |
Продвижение по службе |
7,1 |
6. |
Профессиональный рост |
4,3 |
7. |
Уровень заработной платы |
4,3 |
8. |
Отношения с руководством |
3,8 |
9. |
Отношения с коллегами |
2,7 |
10. |
Отношения с подчиненными |
2,7 |
11. |
Политика организации |
2,2 |
12. |
Качество контроля со стороны руководства |
2,2 |
13. |
Уровень деловых отношений |
1,6 |
14. |
Статус |
1,6 |
15. |
Личная жизнь |
1,1 |
16. |
Безопасность |
1,1 |
Менеджмент организации
при создании системы мотивирования
обычно исходит из принципа: «Мы
сами знаем, что хотят работники».
В результате работник получает далеко
не то, что находится в сфере
его мотивационных интересов, а
иногда полученное поощрение вызывает
даже психологическое отторжение. Методология
поощрения должна быть честной, искренней
и открытой в своих принципах
для всего персонала, а реализация
поощрения осуществляться вскоре после
каждого факта одобрения
– широко распространенные,
– хорошо видимые со стороны окружения;
– выражающие поддержку руководителем своих сотрудников;
– нетипичные виды поощрения.
Такой список поощрений должен отражать особенности организации и её персонала, но строится он на основе пожеланий самих работников. [17]
1.3 Методы и способы
деятельности менеджмента для
повышения мотивации
Мотивация профессиональной деятельности, подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы, потребности.
Таким образом, мотивация – учет потребностей работника в процессе реализации целей компании.
Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимым и выгодным другому.
В разработке системы мотивации встречается такое понятие как вознаграждение.
Вознаграждение – все то, что представляет для работника ценность или может оказаться ему ценным.
Вознаграждение бывает внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение
работника – это
Внутреннее удовлетворение как результат такого вознаграждения может наступить в результате:
- признания заслуг работника и одобрения его деятельности в коллективе;
- осознания своей
- достижения грандиозной цели;
- принесения пользы обществу и т.п.
Внутреннее вознаграждение работника определяется мотивационной структурой индивида, его психологическими особенностями и установками.
Внешнее вознаграждение – все то, что в рамках системы мотивации может быть предложено компанией в качестве стимула к работе и имеет ценность для работника. Это:
- заработная плата;
- денежные выплаты;
- премии;
- социальные льготы и скидки и т.п.
Данное вознаграждение призвано компенсировать работнику затраты его труда в производственном процессе и получило название компенсационного пакета.[23]
Компенсационный пакет – система внешних вознаграждений наемному работнику за результаты труда в организации.
Как же выстроить систему
мотивации в организации? На этот
вопрос невозможно дать универсальный
ответ. Разработка системы мотивации
нередко оказывается «
Каждая организация уникальна, и разработка системы мотивации, прежде всего, предполагает:
1) выявление и анализ
некоторых особенностей
2) анализ кадрового потенциала и должностных требований, соотношение этих параметров,
3) выявление демотивирующих факторов.
Данные, полученные в ходе экспертной оценки ситуации, позволяют опытному консультанту выявить факторы, снижающие желание сотрудников работать и проблемы, требующие безотлагательного разрешения, а также обнаружить неиспользуемые ресурсы организации.
Итак, система мотивации включает в себя как блок стимулирования (материальное и нематериальное), так и ценностный блок, включающий определение значимых для компании целей, мотивационного профиля компании и работников, соответствие ожиданий компании и работников, выявление демотивирующих факторов и т. п
Таким образом, многие компании
разрабатывают серьезные
1. Мотивировать человека,
который ценит покой и
2. Ясно, что любые системы,
в том числе и система
3. Система мотивации должна
корректироваться и доводиться
до сведения каждого
4. Принципиальный подход: мы мотивируем людей не так, как мы считаем нужным, а так, как люди сами этого хотят.
Определив, какой тип работников преобладает в компании, можно выработать рекомендации по созданию оптимальных условий, при которых будет обеспечена максимальная отдача. Для различных типов работников в разной степени важны власть, авторитет, деньги, стабильность, общественное признание, наличие утвержденных процедур, сохранение статус-кво и т.п. Аналогично (от противного) мы можем оценить, насколько существующие условия являются демотивирующими. [17]
Говоря о системе мотивации,
характерной для нынешнего
Необходимо признать, что мотивирование персонала – это в определенном роде искусство, использовать которое может только человек с развитым чувством меры, гармонии, ориентированный на личность. Таким образом, квалифицированная работа организационных консультантов и специалистов в сфере человеческих ресурсов способна обеспечить мощное конкурентное преимущество компании за счет эффективного использования ее кадрового потенциала.
Бессмысленно искать выход
из ситуации, приглядываясь к системе
мотивации и стимулирования у
конкурентов и пытаясь
Таким образом, система мотивации
- это сугубо индивидуальный и уникальный
для любой организации
Связь мотивации и стимулирования труда играет исключительную роль в привлечении, мотивировании и сохранении на предприятии рабочей силы.
Эффективная система оплаты и стимулирования труда повышает производительность работников, направляет их деятельность в интересах предприятия, что повышает эффективность использования человеческих ресурсов. Экономическая эффективность деятельности человека во многом определена целями, которые ими преследуются, в их основе- потребности, интересы и стимулы субъектов труда.
В период экономического спада
поведение многих предприятий определяет
мотивация с отрицательной
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. «Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к компании. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации. С другой стороны, если плохой сотрудник полностью удовлетворен своей работой и не собирается увольняться — это информация к размышлению для руководителя. Значит, в компании созданы весьма благоприятные условия для ленивых, бестолковых, неэффективных работников. Данные об удовлетворенности работой — это фактически информация о кадровых рисках компании» [1].