Мотивация персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание

Характер мотивации (мотивы и цели, направленность, широта и интенсивность) обуславливается особенностями этапов профессионально становления субъекта - профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной деятельности, переподготовки.
Как известно, главным побудительным мотивом трудовой деятельности является стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для жизнедеятельности человека, как биологического, так и социального существа. Особое место в формировании социальных мотивационных установок занимают организации, объединяющие людей для целей трудовой деятельности и подчиняющие эту деятельность достижению определенных конечных результатов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала: особенности, структура, управление
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
1.3 Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации сотрудников
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению совершенствования профессиональной мотивации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 154.87 Кб (Скачать документ)

4. Стабильность работы.

Эти люди испытывают потребность  в безопасности, защите и возможности  прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной  вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей  карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор  вариантов карьеры.

Авантюрные или краткосрочные  проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места  работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.Такие люди, как  правило, отличаются невысоким уровнем  притязаний.

5. Стабильность места жительства.

Для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для  них неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о  работе.

6. Служение

Данная категория описывает  людей, занимающихся делом по причине  желания реализовать в своей  работе главные ценности. Они часто  ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся  приносить пользу людям, обществу, для  них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они  и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально  эффективно использовать их таланты  и опыт для реализации общественно  важной цели. Люди, ориентированные  на служение, общительны и часто  консервативны.

7. Вызов.

Эти люди считают успехом  преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или  просто выигрыш. Для одних людей  вызов представляет более трудная  работа, для других это — конкуренция  и межличностные отношения. Они  ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий  ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены  в решение трудных проблем  или в ситуацию соревнования. Карьера  для них - это постоянный вызов  их профессионализму, и они всегда готовы его принять.

8. Интеграция стилей жизни.

Для людей этой категории  карьера должна ассоциироваться  с общим стилем жизни, уравновешивая  потребности человека, семьи и  карьеры. Они хотят, чтобы организационные  отношения отражали бы уважение к  их личным и семейным проблемам.

Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для  них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она  не нарушает привычный им стиль жизни  и окружение. Для них важно, чтобы  все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. Такие люди обычно в своем поведении  проявляет конформность (тенденция  изменять свое поведение в зависимости  от влияния других людей, с тем, чтобы  оно соответствовало мнению окружающих)

9. Предпринимательство.

Этим людям нравится создавать  новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены  с их усилиями. Работать на других - это не их, они - предприниматели  по духу, и цель их карьеры - создать  что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело  принадлежащую только им. Вершина  карьеры в их понимании - собственный  бизнес.

Методика №2

Диагностика мотивационной  структуры личности (В.Э.Мильман)

Шкалы: жизнеобеспечение, комфорт, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность

Назначение теста

Методика позволяет диагностировать  мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.

Инструкция к тесту

Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и  некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение  к ним по каждому из 8 вариантов  ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в  соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

· «++» - да, согласен,

· «+» - пожалуй согласен,

· «=» - когда как, согласен в некоторой степени,

· «-» - нет, не согласен,

· «?» - не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следите за тем, чтобы  не путать клетки. На всю работу у  вас должно уйти не более 20 минут.

Типы мотивационного профиля:

Прогрессивный – характеризуется  заметным превышением уровня развивающих  мотивов над уровнем мотивов  поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с  социально направленной позицией.

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением  общего уровня мотивов поддержания  над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева  направо. Часто встречается среди  плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется  резкими перепадами профильной линии  с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут  быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает  соседние с ним; если это крайняя  шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных  факторов внутри общей структуры  личности.

Экспрессивный – характеризуется  заметными перепадами профильной линии  с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков  по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно  по группам поддерживающих (П, К, С) и  развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным  типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через  повышение уровня самоутверждения.

Уплощенный – характеризуется  достаточно плоским, маловыразительным  профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного  характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется  доминированием стеничности как  в эмоциональных предпочтениях (Эст  выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию  в трудных ситуациях. Отчетливо  коррелирует с «прогрессивным»  мотивационным профилем и успешностью  в деятельности. Больше выражен у  мужчин в сравнении с женщинами.

Астенический – характеризуется  превышением астеничности в показателях  и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным  переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять  собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного  рода защитных механизмов. Отчетливо  коррелирует с «регрессивным» мотивационным  профилем. Часто встречается у  женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический –  характеризуется стеничностью фрустрационного  поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью  эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность  внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует  с характеристиками «импульсивного»  мотивационного профиля.

Смешанный астенический –  характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. При интерпретации  результатов обычно строится два  профиля: для общежитейской мотивации  и для рабочей.

Методика № 3 Методика Мотивация  «Труд – Деньги» О.Ф. Потемкина 

Шкалы: ориентация на - процесс, результат, альтруизм, эгоизм, труд, деньги, свободу, власть

Назначение теста

Выявление степени выраженности социально-психологических установок.

Инструкция к тесту 

Ответься на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение  не соответствует тому, о чем говорится  в вопросе.

Интерпретация результатов  теста

Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением  результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими  больше движет интерес к делу, а  для достижения результата требуется  много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут  достигать результата в своей  деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это  люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм  чрезмерно вредит, он, хотя и может  казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная  доля “разумного эгоизма” не может  навредить человеку. Скорее более  вредит его отсутствие, причем это  среди людей “интеллигентных  профессий” встречается довольно часто.

Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все  время используют для того, чтобы  что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги. Ведущей  ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к  увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу. Главная  ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу  сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы”  и “деньги”.

Ориентация на власть. Для  людей с подобной ориентацией  ведущей ценностью является влияние  на других, на общество.

Результаты, полученные с  помощью данных методик, целесообразно  представить графически. Для этого  необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Далее следует эти точки  соединить. В результате получится  плоскость, отражающая особенности  социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результатов использования  методик, выявить несколько групп  испытуемых:

1. Группа высокомотивированных  испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно  и в равной степени. 

2. Группа низкомотивированных  испытуемых, у которых все ориентации  выражены чрезвычайно слабо. 

3. Группа с дисгармоничными  ориентациями, у которых некоторые  ориентации выражены сильно, а  другие могут даже отсутствовать. 

В процессе индивидуального  консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти  причины могут быть временными и  не нуждаться в коррекции.

(описание и тексты методик  представлены в приложении №1)

 
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников

3.1 Исследование  профессиональной мотивации

Результаты по методике «Якоря карьеры»

В результате проделанной  работы все испытуемые разделились  на две основные группы: с вертикальной и горизонтальной карьерной направленностью. Также выделилась небольшая группа (3 человека) с невыраженной карьерной  направленностью. Эта группа не учитывалась  при дальнейшей интерпретации данных. В анкете, предложенной испытуемым, задавались вопросы касательно различных  аспектов карьеры. Среди них были и вопросы о занимаемой должности  и имеющейся профессии. Достаточно характерным представляется тот  факт, что в группе с вертикальной карьерной направленностью в  ответах на эти вопросы четко  прослеживается статусность позиционирования, идентификация себя не столько с  профессией, сколько с должностью, например, заведуещего отделением. А в группе с горизонтальной карьерной  ориентацией испытуемые идентифицируют свою профессию именно с профессией (хотя занимаемая должность может  быть иерархически выше). А как известно, профессиональная позиция – это  устойчивая система отношений человека к определенным сторонам трудовой деятельности, проявляющаяся в соответствующем  поведении и поступках. Позиционирование испытуемых – это их взгляды, представления, установки и диспозиции относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются и отстаиваются в референтных группах (в нашем  случае – в профессиональном сообществе).

Мы выявили, что испытуемые наиболее значимым отметили следующие  показатели:

У лиц с вертикальной карьерой, наиболее часто на первом месте встречается  ориентация – автономность. Т.е. Мы можем сказать, что для данных испытуемых характерно то, что они  испытывают трудности, связанные с  установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным  стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую  карьеру собственным путем.

Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность  работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для  достижения тех или иных целей. Карьера  для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки  и строгое подчинение оттолкнут  их даже от внешне привлекательной  позиции. Такой человек может  работать в организации, которая  обеспечивает достаточную степень  свободы.

С незначительной разницей (в 3%) на втором месте – предпринимательство. Эта шкала показывает, что в данной группе склонны создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других - это не их, они - предприниматели по духу, и цель их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании - собственный бизнес.

Информация о работе Мотивация персонала на предприятии