Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:28, курсовая работа
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Потребности обладают рядом свойств и особенностей, которые необходимо знать и уметь использовать в работе для того, чтобы успешно проводить мотивационную работу:
1.Прежде всего, потребности обладают способностью, как к экстенсивному, так и интенсивному росту. Для них характерны как количественный, так и качественный рост, и развитие до определенного рубежа насыщения. По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, происходят существенные качественные сдвиги, выражающиеся в значительном росте высших потребностей. Таким образом, очередность и насущность потребности для работника определяется уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии и степенью социальной зрелости работника как потребителя.
2.Другая важнейшая особенность системы потребления заключается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой: так ограниченные возможности повышения содержательности труда, на какой - либо предприятии могут быть в определенной степени компенсированы улучшений условий труда для творческой научной работы служащих т. п. Диалектика развития потребностей определяет и такое их важное свойство, как относительность. Суть её заключается в том. Что развитие системы наших потребностей идет в постоянном сравнении с уровнем удовлетворения их у соседей, знакомых и своеобразным подтягиванием к общепринятым стандартам. Что даёт это свойство потребностей для мотивации? Прежде всего, уверенность в том, что мотивационное поле деятельности менеджера безгранично.
3.Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, всегда следует помнить об элементе случайности.
Мотивационная
работа включает в себя глубокое знание
потребностей работников, мотивов их
поведения, учёт особенностей людей
по формированию целей деятельности и
выбору способов реализации этих целей,
умение создать условия для наиболее полного
раскрытия способностей и творческого
потенциала работника на рабочем месте,
выбор наиболее эффективных стимулов
и рычагов воздействие на рабочего с целью
наиболее успешного сопряжения его целей
о целями деятельности всей организации.
Классификация потребностей
по форме движения |
по субъекту |
по
роли в общественном
производстве |
по объекту |
Материальные общечеловеческие
Идеальные национальные групповые естественные общие
классовые
личные
социальные
частные
В зависимости от формы движения различают два вида потребностей:
1) потребности материальные, которые движутся в форме материальных благ от производства к потреблению.
2) потребности идеальные, которые движутся в форме идеальных образов от потребления к производству.
В основе движения материальной формы потребностей лежит конкретный продукт производства (холодильник, автомобиль), идущий на удовлетворение количественно и качественно определенных потребностей. В основе движения идеальных потребностей лежит конкретный процесс жизнедеятельности (сохранение пищи, передвижение, уборка и т.д.), ещё не принявший количественной и качественной определенности. Для удовлетворения такой потребности нужен не всякий товар, а в наибольшей степени способствующий данному процессу жизнедеятельности. То есть потребление предоставляет этот процесс идеально, как побуждение, как цель. Практическое значение этой классификации связано с вопросом о том, с какой формой деятельности необходимо отождествлять целевую функцию управления. Планировать ли «потребность населения в холодильниках» или потребность в сохранении свежей пищи путём охлаждения. Именно здесь следует искать водораздел между стратегией и тактикой управления, долгосрочным прогнозированием и текущим планированием.
В зависимости от субъекта удовлетворения различают потребности общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, личные. Общество является носителем общественных потребностей, в частности потребности материального производства, общественного распределения и т.п. Человек выражает личные потребности. Потребности групповые, национальные, классовые, отраслевые, производственные можно назвать в целом коллективными. Смысл работы менеджера заключается в том, чтобы, действуя в рамках общечеловеческих интересов, согласовать личные и коллективные потребности и интересы таким способом, который максимально соответствовал бы целями предприятия и в то же время был ориентирован на максимальное удовлетворение потребностей человека.
В зависимости от объекта выделяют потребности:
1)естественные (физиологически);
2) социальные;
3) духовные (интеллектуальные).
Естественными принято считать те потребности, удовлетворяя которые человек адаптируется к внешней для него природной среде, обеспечивая свое нормальное функционирование и развитие. Они включают потребности в жилище, еде, отдыхе, безопасности, защищенности и т.п., воспроизводящие биологические или физиологические функции человека.
Социальные потребности обусловлены коллективным характером жизнедеятельности человека и являются адаптацией к окружающей его социальной среде. Эти потребности в сопричастности к той или иной социальной, национальной, классовой, неформальной группе, взаимодействии в рамках этой группы, взаимопонимании, поддержке, самоутверждении, самоуважении со стороны окружающих, моде, престижности и т.д.
Духовные (интеллектуальные) потребности являются результатом существования и развития человека как сознательно мыслящего существа, осуществляющего миссию преобразователя по отношению к природной и социальной среде. Сюда относятся потребности познавательные – в знаниях, саморазвитии и самосовершенствовании, а также наслаждении от потребления продукции духовного производства, в первую очередь науки и искусства, в содержательном творческом труде и т.п.
В зависимости от роли потребностей в общественном производстве выделяют потребности общие и частные, Общие – потребности человека в укрупненных процессах жизнедеятельности, не сводимых один к другому и являющих идеальным стимулом, внутренним побуждающим мотивом производства. Например, это потребности в питании, перемещении в пространстве, одежде, обучении и т.п. Взаимозаменяемость таких потребностей равна нулю. Частные – это потребности человека в конкретных процессах жизнедеятельности, в совокупности которых выражается каждая общая потребность. Например, потребность в еде конкретизируется и выражается потребность в хлебе, молоке, мясе, сахаре и т.д.
Классификация потребностей лежит в основе современных содержательных теорий мотиваций. Рассмотрим более подробно суть иерархической соподчиненности потребностей по данной классификации и возможность её эффективного использования в мотивационной работе.
Процесс жизнедеятельности человека не ограничивается только вещественно - энергетическим обменом в обществе. Человек как потребитель материальных и духовных благ вступает в отношения с обществом как их производителем, чтобы добиться признания своих, присущих только ему способностей к деятельности, и на основе такого признания обеспечить воспроизводство своей индивидуальностей; т.е. личности. По иерархии физиологические потребности являются потребностями более низкого первого уровня, затем идут социальные потребности и, наконец, духовные. В каждый конкретный момент времени человек стремится удовлетворить те потребности, которые наименее удовлетворены, начиная с нижней ступени. Как только каждая ступень удовлетворение потребности на ней достигнет определенной, приемлемой для данного человека величины, происходит переход на следующую ступень. По мере насыщения потребностей низших уровней в системе потребления происходят качественные сдвиги, и на первый план выдвигаются потребности высших уровней, удельный вес которых начинает возрастать лавинообразно, порождая при этом все больше новых потребностей.
Развитие
высших потребностей в принципе
беспредельно. Задача заключается в постоянном
наблюдением за персоналом, выявлении
его потребностей и осуществлении мотивации
посредством их использования. Поскольку
естественные потребности в настоящее
время в значительной степени удовлетворены,
наибольший интерес для мотивационных
воздействий предоставляют социальные
и в определенной степени духовные потребности,
и, прежде всего такие, как потребность
в признании, уважении, самовыражении,
власти и влиянии на людей, успехе, творческой,
перспективной работе и т.п.
3.2.Содежательные и процессуальные теории мотивации об иерархии потребностей.
В ХХ веке было разработано достаточно большое количество различных теорий мотивации. Все теории мотивации подразделяются на основные и процессуальные.
Содержательная теория мотивации (теории содержания мотивации)
Концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, они основаны на идентификации внутренних потребностей и мотивов человека, которые побуждает его действовать определенным образом. В этих теориях анализируются потребности и их влияние на мотивацию, они описывают структуру потребностей, их содержание и то, а как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Наиболее известными являются – теории А. Маслоу, Д. Мак – Клелланда Ф.Херцберга,
К. Альдерфера.
Наиболее известной теорией
Иерархия потребностей по Маслоу
Вторичные потребности
1) Потребности самореализации
2)
Потребности в уважении
3)
Социальные потребности
Первичные потребности
4) Потребности в безопасности
и уверенности в будущем
5) Физиологические потребности
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3.Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включая в себя чувство принадлежности к кому – либо или чему – либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанность и поддержки.
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Маслоу считал, что пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня, потребности следующего уровня у человека просто не возникают. Процесс мотивации по Маслоу – это процесс «снизу вверх» по иерархии потребностей. Теория Маслоу не получила полного подтверждения, так как в ней не удалось учесть индивидуальные особенности людей.