Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:28, курсовая работа
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Клейтон Альдерфер так же исходил в своей теории ERG из того, что потребности могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически: 1)Потребности существования; 2) потребности связи; 3) потребности роста.
Альдерфер считал, что движение от потребности к потребности идёт в обе стороны: верх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. Это теория оказывает для менеджеров перспективы поиска эффективных и менее затратных средств мотивации, соотносящихся с более низким уровнем удовлетворения потребностей работников, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Давид Мак-Клелланнд считал, что существует три потребности высшего уровня, которые способны вызвать мотивацию работника. К этим трем потребностям он отнес:
Потребность в достижении цели (потребность в успехе) находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Предполагается, что Люди имеющее потребность в успехе, всегда объективно оценивают степень риска и несут ответственность за результаты работы на себя, непременно ожидая вознаграждения за свой труд, Мак-клелланд отмечает, что важным показателем успеха является наличие у человека денег. Работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия. Для него важен результат. Потребность в достижение цели удовлетворяется в результате доведения работы до своего логического завершения и получение желаемого результата. Чтобы мотивировать работника необходимо ставить перед ним чёткие задачи и цели с достаточно низкой степенью риска, регулярно поощряя в соответствии с результатами работы.
Потребность в присоединении (потребность в причастии) раскрывает потребность человека в работе коллективом. Теория потребности в прсоеденении, по Мак-Клелланду, очень сильно перекликается с социальной потребностью, по Маслоу. Речь идет о том, что человек ценит отношения, возникающее у него с другими людьми. Это общение в коллективе, дружба, поддержка и взаимосвязь. Работа, осуществляемая работником в коллективе, является более эффективной.
Потребность во власти выражается в желании человека оказывать влияние на повеление и решения других людей. Предполагается, что человек, нацеленный на обладание властью, ведет себя откровенно и энергично, стремится отстаивать свою точку зрения и не боится конфликтов. Такие люди любят находиться в центре внимания. Для них важно осознание того, что их взгляды и идеи разделяет большое количество людей, поэтому среди них очень много хороших ораторов, требующих к себе повышенное внимание со стороны окружающих. Сфера управления является привлекательной для людей, имеющих потребность во власти, так как она дает множество возможностей проявить себя и самореализоваться.
В наличии у себя власти человек зачастую склонен видеть залог успеха.
Мак-Клеллаед пришел к выводу, что людей, имеющие потребность во власти, необходимо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей, т. к. именно в этой области человек сможет наиболее эффективно работать.
Фредерик Херцберг во второй половине 1950-х годов с помощью метода полуструктурированного интервью выявил факторы, влияющее на удовлетворенность трудом. В результате он создал модель мотивации, в основу которой были положены человеческие потребности. Герцберг выделил две большие категории факторов, назвав их генетическими факторами и мотивацией.
Гигиенические факторы Херцберга:
По Херцбергу, мотивация это:
Гигиенические факторы - это внешние условия (зарплата, отношения с коллегами, поведение линейных руководителей, безопасность на рабочем месте, такие условия на рабочем месте, как шум, освещённость, комфорт, статус, правила, распорядок и режим работы). В литературе эти факторы называют факторами здоровья, подчёркивая этим, что данные факторы создают, нормальные, здоровые условия труда. Факторы здоровья могут быть рассмотрены в качестве группы потребностей человека в создании нормальных условий труда и устранений трудностей и проблем, связанных с работой.
Херцберг выдвинул теорию о том, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворённости не является противоположными процессами, так как при устранении факторов, вызывающих неудовлетворённость, не обязательно есть удовлетворение. И наоборот, если какой- либо фактор способствовал росту удовлетворенности, это совсем не значит, что при отсутствии этого фактора возникает неудовлетворенность. В результате был сделан вывод, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой, - это совершенно другие факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Из этого делается вывод о том, что понятия удовлетворенности и понятия неудовлетворённости не являются прямо противоположными друг другу. Отсутствие удовлетворённости, а отсутствие неудовлетворенности противоположным - чувству неудовлетворенности.
Процессуальные теории мотивации (теории процесса мотивации) – теории, предметов, исследования которых является динамка взаимодействия различных мотивов, основанная на том, как ведут себя люди с учетом не только их потребностей, но и восприятия, ожидая возможных последствий выбранного типа поведения. Эти теории основаны на учете того, как человек распределяет свои усилия в процессе деятельности и как выбирает конкретный вид деятельности и вид поведения в процессе своей деятельности.
Теории процесса мотивации говорят о том, как строится этот процесс, и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются;
В самом общем виде теория ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хочет, в частности, как много усилий он готов затратить на это. Теория ожидания предоставляет нам своеобразную «формулу» мотивации, состоящую из трех основных переменных:
-ожидания работником того, что его усилия дадут желаемые результаты;
-ожидания
того, что эти результаты повлекут
за собой определенное
-ожидаемая ценность вознаграждения (валентность).
Теория справедливости (равенства) исходит из того, что люди в процессе работы постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работника. На основания этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он, человек строит свое поведение в организации. Если сравнение показывает дисбаланс не в пользу работника, у него возникают чувство несправедливости и психологическое напряжение, снижающее мотивацию.
Комплексная процессуальная модель
Портера – Лоулера включает в себя
элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Согласно этой модели достигнутые результаты
зависят от приложенных работником усилий,
его способностей, а также от осознания
им своей роли в процессе труда. Затраченные
усилия, в свою очередь, зависят от ценности
вознаграждения и того, насколько человек
верит в возможность справедливости вознаграждения.
3.3.Теория
мотивации «ХY» Макгрегора
и её развитие.
К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда принадлежит концепция Д. Макгрегора. Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «Х» и теорию «Y».
Теория «Х» во многом отражает основные воззрения У. Тейлора на работника:
- средний
человек стремится избегать
- работники
не очень честолюбивы, боятся
ответственности, и хотят,
- для
достижения целей предприятия
надо принуждать работников
- строгое
руководство и контроль
- в поведении
работников доминирует
В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.
Теория «Y», являющая дополнением теории «Х», строится на противоположных принципах:
- нежелания работать – это не врожденное качество, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;
- при
благоприятном, успешном
- лучшее средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;
- при
наличии соответствующих
- трудовой потенциал работников выше, чем принято считать.
Вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности и творчества.
«ХУ – теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «Х» к состоянию «Y», или от состояния « экономического человека» к « человеку социальному». Одну из современных интерпретаций теории «Y» предложили Зигерт и Ланг:
- Любые организационные действия должны быть осмысленными.
- Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, реализуя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности.
- Сотрудник желает доказать свою значимость, а также важность своего рабочего места.
- Каждый стремится выразить себя в труде, глубже познать себя в деле, показать другим свои возможности.
- Каждый работник имеет свою точку зрения на то, как улучшить результаты своей деятельности.
- Каждый работник склонен ощущать свою значимость.
- Каждый человек стремится к успеху, для достижения которого работник прилагает большие усилия.
- Хороший работник рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное.
- Работники оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации.
- Работники испытывают недовольство, если решение об изменении в их работе (даже если они позитивные) принимаются без их ведома.
- Каждый работник хочет знать критерии оценки его труда.
- Внешний контроль, или контроль со стороны, неприятен для любого человека, поэтому так важен самоконтроль.
- Большинство людей стремятся получать новые знания.
- Сотрудники очень остро переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению.
- Если работник имеет свободу выбора действий, то он работает с полной отдачей.
Эти важнейшие положения (постулаты), подтвержденные эмпирическим опытом, полезно учитывать в практической работе по мотивации персонала.
4.
Стимулирование трудовой
деятельности управленческого
персонала
4.1.
Стимулы
Стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение
которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом