Мотивация труда и ее роль для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие мотивации.
2. Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
3. Оценить уровень мотивированности работников магазина «Продукты». Предмет исследования – удовлетворенность трудом персонала организации.
4. Определить возможные пути повышения мотивированности работников.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика мотивации 6
1.1 Понятие мотивации 6
1.2 Мотивационный процесс 8
2 Теории содержания мотивации 10
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу 10
2.2 Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера 12
2.3 Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д.МакКлелланда 15
2.4 Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга 16
2.5 Теория ожиданий В.Врума 19
2.6 Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике управления 21
3 Исследование системы мотивации труда используемой в магазине «Продукты» 24
3.1 Общие сведения о магазине «Продукты» 24
3.2 Анализ труда на основе тестирования 34
3.3 SWOT – анализ и мотивация персонала 35
4 Мероприятия по совершенствованию трудовой мотивации магазине «Продукты»
36
4.1 Анализ удовлетворенности трудом персонала организации 36
4.2 Мероприятия 40
4.2 Факторы, влияющие на мотивацию работников 44
Заключение 50
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования и науки российской федерации

Уральский институт экономики управления и права

(УИЭУиП)

 

Курсовая работа по курсу «Менеджмент» тема:

МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

Факультет региональный                                             Исполнитель Тулякова Ю. И.

Специальность экономика и управление на П.Т и Общ. пит                                                               

Кафедра  экономика предприятия                               Группа ЭП - 501

Дата защиты                                    Научный руководитель старший пр. Естефеев В.Н.

Оценка                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2009

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                             3

1 Общая характеристика мотивации                                                                          6

1.1 Понятие мотивации                                                                                               6

1.2 Мотивационный процесс                                                                                             8

2 Теории содержания мотивации                                                                                     10

2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу                                                                    10

2.2 Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера                                        12

2.3 Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д.МакКлелланда           15

2.4 Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга                  16

2.5 Теория ожиданий В.Врума                                                                                     19

2.6 Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике                              управления                                                                                                                    21

3 Исследование системы мотивации труда используемой в магазине «Продукты» 24

3.1 Общие сведения о магазине «Продукты»                                                                 24

3.2 Анализ труда на основе тестирования                                                                      34

3.3 SWOT – анализ и мотивация персонала                                                                    35

4 Мероприятия по совершенствованию трудовой мотивации магазине «Продукты»        

                                                                                                                                             36

4.1 Анализ удовлетворенности трудом персонала организации                                  36

4.2 Мероприятия                                                                                                                40

4.2 Факторы, влияющие на мотивацию работников                                                      44

Заключение                                                                                                                        50

Список использованных источников                                                                            54

 

 

 

 

Введение

 

 

Почему работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.

“Насколько авторитарной ни являлась бы организация, она должна удовлетворять амбиции и потребности своих членов и делать это по отношению к ним как к индивидам.”

П.Дракер.[1]

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу, не требующую творческого подхода и высокой квалификации,- даже и в этом случае механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого.

Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1.   Определить понятие мотивации.

2.   Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.

3.   Оценить уровень мотивированности работников магазина «Продукты». Предмет исследования – удовлетворенность трудом персонала организации.

4. Определить возможные пути повышения мотивированности работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика мотивации

 

 

1.1             Понятие мотивации

 

 

Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потреб­ности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотива­ции. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.[2]

Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и другие).

Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, и независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.

Применительно к менеджменту «мотивация» определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации».

Мотивацию можно считать одним из методов управления, составной частью процесса управления, направленных на достижение конкретной цели менеджмента – заставить людей эффективно трудиться.

Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.

Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.

Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).

Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Мотивационный процесс

 

 

Мотивация, рассматриваться как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего – то не хватает. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

1.      физиологические;

2.      психологические;

3.      социальные.

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

•   что я должен получить, чтобы устранить потребность;

•   что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

•   в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

•   насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Информация о работе Мотивация труда и ее роль для предприятия