Мотивация труда и ее роль для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие мотивации.
2. Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
3. Оценить уровень мотивированности работников магазина «Продукты». Предмет исследования – удовлетворенность трудом персонала организации.
4. Определить возможные пути повышения мотивированности работников.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика мотивации 6
1.1 Понятие мотивации 6
1.2 Мотивационный процесс 8
2 Теории содержания мотивации 10
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу 10
2.2 Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера 12
2.3 Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д.МакКлелланда 15
2.4 Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга 16
2.5 Теория ожиданий В.Врума 19
2.6 Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике управления 21
3 Исследование системы мотивации труда используемой в магазине «Продукты» 24
3.1 Общие сведения о магазине «Продукты» 24
3.2 Анализ труда на основе тестирования 34
3.3 SWOT – анализ и мотивация персонала 35
4 Мероприятия по совершенствованию трудовой мотивации магазине «Продукты»
36
4.1 Анализ удовлетворенности трудом персонала организации 36
4.2 Мероприятия 40
4.2 Факторы, влияющие на мотивацию работников 44
Заключение 50
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

Предприятие имеет круглую печать, а так же штампы, бланки.

Предприятие самостоятельно распоряжается своей полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основным видом деятельности является  розничная торговля.

Площадь торгового зала магазина составляет 48м². По технической планировке магазин относится к встроенному в жилой дом, одноэтажный, по функциональной характеристики стационарный. По типу формата с учетом ассортиментной политики и наличии торговых площадей данное предприятие относится к формату «магазин у дома». В магазине осуществляется метод продажи самообслуживание.

Магазин работает с 10-00 до 22-00, без перерыва и выходных. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.

Поставки по договорам производится поставщиками до магазина.

Численность работающих 8 человек. (таблица 1)

Таблица 3- Численность работающих

Список должностей

Количество работников

Заведующая (бухгалтер)

1

кассиров

2

продавцов

2

фасовщик

1

грузчик

1

уборщица

1

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

Для характеристики предприятия рассмотрим ее внешнюю и внутреннюю среду:

Внешняя среда организации – часть окружающего мира, которая взаимодействует с организацией и оказывает на нее активное либо пассивное влияние. Внешняя среда включает в себя экономику, социально-культурные нормы, политику и технологии.

Внутренняя среда организации оказывает непосредственное влияние на рассматриваемую фирму. Это наличие конкурентов, собственники, поставщики, потребители.

В связи с переходом России на рыночную экономику и введением частной собственности возросло количество предприятий-поставщиков и предприятий-конкурентов.

Социально-культурные нормы определяют поведение работников организации, а также мнение масс людей о необходимости существования такой организации  в связи с потребностью людей в ее услугах.

На рынке продовольственных товаров существенно возросла конкуренция.

На сегодняшний день на российском рынке сложилась не благоприятная ситуация связанная с кризисом, при которой  в одних сегментах ситуация более простая, в других наоборот – тяжелая и сложная.

Если говорить о первой, то это, конечно, сегмент дискаунтеров («Дикси», «Пятерочка», «Копейки», «Магнита»). Эти сети эффективно работают, для них наступил хороший этап для завоевания новых долей рынка. При сокращении доходов у населения, люди идут в более экономичные магазины.

Мало коснулся кризис и премиум – класса. Состоятельные люди как ходили, таки и ходят в дорогие магазины, где приобретают брендовые марки.

Наиболее сложная ситуация сложилась в среднем ценовом сегменте. Этот сегмент среднего потребителя начал активно экономить практически на всем, что особенно сильно сказалось на магазинах и сетях работающих с нон – фудом.

Что касается «магазинов у дома», то продукты в них всегда были дороже. Одно дело обеспечение отдельно стоящего, обособленного магазина, и совсем другое – сети дискаунтеров. Здесь совершенно другая система ценообразования . «Магазин у дома» имеет иные издержки, что в итоге отражается на цене для конечного покупателя. Потребитель не будет специально ехать в погоне за более низкой ценой, если ему нужно купить только хлеб или молоко. На этом «магазины у дома» и держатся. Однако с целью совершения больших закупок, например на неделю, любой из нас все равно отправляется в гипермаркет.

Что касается перспектив, то не думаю, что в ближайшее время этот формат будет активно развиваться. Все – таки сейчас пришло время дискаунтеров. Что мы и наблюдаем – и по росту количества магазинов, и по оборотам.[6]

В настоящее время состав поставщиков магазина является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями, которые работают на екатеринбургском, тагильском, серовском  рынке не один год. При выборе поставщиков главным образом специалисты ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки.

Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество. Заявка заверяется подписью предпринимателя и печатью. Если поставщик по каким-либо причинам не может выполнить частично или полностью заказ, то он обязан об этом оповестить предпринимателя, который делал заявку. Поставщики обязаны доставлять товар своим транспортом и за свой счет. Поставка должна сопровождаться всеми необходимыми документами. Право собственности на товар переходит к магазину в момент подписания сторонами накладной.

Почти вся продукция требует особых условий хранения и транспортирования. Часть продукции имеет ограниченные сроки хранения и относится к скоропортящейся, поэтому ее поставляют ежедневно.

Основными поставщиками данных групп товаров являются екатеринбургские, тагильские, серовские фирмы-производители и оптовые фирмы, представленные в таблице 4.

Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из таблицы 4 видно, что наибольшее количество товаров поставляют ООО «Хладторг», ООО «Компания Делур», ООО «Торговый дом Сладкоежкин», ООО «БИФ», ООО «Деметра»,  ООО «Дельта – Лайн», ООО «Золотые луга Плюс».


Таблица 4 - Поставщики магазина «Продукты»

п/п

Наименование поставщиков

Ассортимент товаров, названия изделий продукта,

Количество наименований продукции

1.

ООО «Компания Делур»

Колбасы

Мясные полуфабрикаты

8

 

16

 

2

ООО «Торговый дом Сладкоежкин»

Кондитерские изделия

Хлебобулочные изделия

Готовая выпечка

50

 

15

 

8

 

 

 

3.

ООО «Хладторг»

Замороженные овощи

Замороженные фрукты

Мясные полуфабрикаты

Мясные консервы

Птица весовая

Мороженое

Пельмени

Вареники

Блинчики

8

 

7

 

 

 

 

10

15

15

 

16

8

 

7

3

4.

ООО «Деметра»

Молочные продукты

30

5.

ООО «БИФ»

Рыба г/к

Рыба х/к

Вяленая

Икра

Рыбные консервы

6

8

5

6

16

6.

ООО «Золотые луга Плюс»

Яйца

3

7.

ООО «Дельта – Лайн»

Безалкогольные напитки

Кофе, чай

Крупы

30

15

 

30


 

 

Мотивации труда работников на основе наблюдения

 

 

Из множества методов исследования на данном предприятии мы использовали метод наблюдения.

Рассмотрим данные, полученные в результате наблюдения:

Мотивация работников через организацию работ

Мотивирующие воздействия на работника оказывают не только традиционные средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы. Настрой на работу, заинтересо­ванность в конечных результатах, готовность работать с высокой отдачей - то есть те основные проявления рабочего поведения, в которых проявляется высокий уровень трудовой мотивации, - в значительной степени зависят от характеристик и содержания выполняемой работы. Поэтому, чтобы воздействия на трудовую мотивацию работника приводили к желательным изменениям рабочего поведения персонала, следует обращать внимание на важнейшие характеристики рабочих заданий.

Преимущественное влияние на трудовую мотивацию работ­ников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы:

1.   разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы;

2.   законченность выполняемых работником задач;

3.   значимость, важность, ответственность заданий;

4.   самостоятельность, предоставляемая исполнителю;

5.   обратная связь.

Уровень разнообразия навыков у работников сильно варьируется. У сотрудника, связанного с документацией, финансами (бухгалтерия), отношениями с поставщиками и заказчиками набор знаний и применяемых навыков очень обширен. У работников же кассиров и фасовщиков процесс работы состоит из повторений однотипных движений. Это делает работу однообразной, что сильно уменьшает интерес к ней.

Можно считать, что рабочие выполняют от начала до конца значимые элементы работы. Такая организация работы повышает степень ответ­ственности, придает осмысленность и значимость выполняемой работе.

Значимость задания - это то влияние, которое выполняемая рабо­та имеет на других людей внутри организации. Если фасовщик, допустит ошибку при расфасовки товара (неправильно настроены весы и так далее) то и кассир допустит ошибку при расчете с клиентом. Поэтому они ответственны и за себя, и за правильность выполнения работы кассира (обнаружится не досдача).

Самостоятельность, предоставляемая исполнителю - это степень, в которой работники имеют свободу и право планировать, определять график работ и выполнять работу по своему усмотрению.

Возможности для принятия самостоятельных решений повышают чувство личной ответственности за выполняемую работу. Если работники могут сами решать, что они будут делать и как, то они ощущают большую ответственность за результаты, как хорошие, так и плохие. На предприятии есть возможности для принятия самостоятельных решений, не выходящих за пределы нормы.

Обратная связь - это информация, которую работник имеет об эффективности своей работы.

Эффективная обратная связь дает работникам знание результатов сво­ей работы. Если работа организована так, что люди обеспечены инфор­мацией о результатах своей работы, то у них появляется большее понима­ние того, насколько эффективно они работают. Если работа выполняется недостаточно успешно - это мотивирует работников к дополнительным усилиям, к внесению тех или иных изменений в свою работу. Если работа выполняется успешно - это само по себе является дополнительным стиму­лом, повышающим уровень мотивации исполнителя.

Обратная связь эффективна, так как работники сразу или через некоторое время видят результаты своей работы: работники связанные с реализацией товара и с расчетами с покупателями сразу видят дневную, а работники организационных отделов знают об удовлетворенности или неудовлетворенности работой заказчиков, поставщиков. Это, несомненно, повышает мотивацию работать правильно.

Мотивация через постановку рабочих целей

Идея о том, что мотивация работников может быть усилена через постановку целей работы, является важной частью философии управления в современных организациях. Мотивация работников при этом зависит от следующих характеристик целей и от того, как реализуется процесс постановки и реализации целей:

1.   Конкретность. Чем более конкретно определены цели, тем больше
вероятность того, что работник поймет как и когда он должен
достичь их. Теоретически, цели и задачи работы должны быть четко и конкретно доведены до каждого работника, но случается, что информация бывает не полной или несвоевременно доставляется работнику. Это, конечно же, иногда ведет к ошибкам.

2.   Сложность. Это та степень, в которой работник рассматривает цели
как трудные, перспективные и бросающие вызов его возможностям, но достижимые. Сложность работ большинства работников средняя, не бросающая вызов его возможностям. Это связано со спецификой работ: обслуживание кассовых машин, выкладка товара, фасовка, общение с покупателями. Сложность работы бухгалтера и заведующей велика, поскольку требует затрат умственных сил, а доказано, что работа умственным трудом тяжелее.

Информация о работе Мотивация труда и ее роль для предприятия