Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования
мотивационного комплекса.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы мотивации трудовой деятельности
работников;
- проанализировать современное состояние мотивационного комплекса СПК «Клемятино»;
- разработать рекомендации по совершенствованию мотивации труда
работников предприятия.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы мотивации…………………………………
1.1. Смысл и эволюция понятия мотивация………………………………...
5
5
1.2.Содержательные теории мотивации…………………………………….
8
1.3.Процессуальные теории мотивации……………………………………..
12
Глава 2. Анализ современного состояния мотивации труда работников и основные направления ее совершенствования на примере СПК
«Клемятино»……………………………………………...................................
2.1. Оценка мотивационного комплекса предприятия……………………..
14
14
2.2. Пути повышения эффективности действия мотивации на СПК
«Клемятино»…………………………………………………………………...
22
Заключение…………………………………………………………………….
30
Список использованной литературы………………………………………...
33
Курсовая работа
По: Менеджменту
на тему : Мотивация труда сельскохозяйственных работников.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы мотивации………………………………… 1.1. Смысл и эволюция
понятия мотивация………………………………. |
5 5 |
1.2.Содержательные
теории мотивации…………………………………… |
8 |
1.3.Процессуальные теории мотивации…………………………………….. |
12 |
Глава 2. Анализ современного
состояния мотивации труда «Клемятино»…………………………………………….. 2.1. Оценка мотивационного комплекса предприятия…………………….. |
14 14 |
2.2. Пути повышения
эффективности действия «Клемятино»………………………………………………… |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список использованной литературы………………………………………... |
33 |
Роль агропромышленного комплекса, в частности сельского хозяйства,
ежегодно возрастает, что определяется требованием обеспечения населения здоровым и достаточным питанием, продовольственной безопасности
страны. Но в настоящее
время сельское хозяйство России
находится в очень затруднитель
Главная нынешняя проблема отрасли – низкий уровень доходности,
недопустимо малый размер заработной платы сельских тружеников. Если к началу реформ оплата труда в сельском хозяйстве была практически
сопоставима со средней по экономике, то уже в течение 7 лет после
дефолтового периода она балансирует на уровне 40% средне - российского показателя. Среди наиболее важных причин сельской бедности –
недостаточный уровень
занятости экономически активного населения, что во многом связано со
слабым развитием альтернативных видов деятельности.
Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация
трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работников в
целях изменения структуры ценностных ориентаций и интересов,
формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала. От четкой разработки эффективной системы
мотивации зависит не только повышение социальной и творческой
активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности
предприятия.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его
мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к
деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные
мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
С давних пор проводились исследования поведения человека в труде с целью создания прагматической модели мотивации. При закладке основ
современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида МакКлелланда.
Рассмотрению этого вопроса, но с немного иной точки зрения, также
посвятили свои работы В. Врум, Дж. Адамс, Л. Портер и Э. Лоулер. Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский, его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Цель написания курсовой работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования
мотивационного комплекса.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические
основы мотивации трудовой
работников;
- проанализировать современное
состояние мотивационного
- разработать рекомендации
по совершенствованию
работников предприятия.
Информационной базой
для написания курсовой работы служили
научная и периодическая
«Клемятино», годовые отчеты за 2009-2011гг, устав предприятия,
коллективный договор.
В курсовой работе использовались следующие методы: абстрактно-логический, дедуктивный, синтеза и анализа.
Объектом исследования является сельскохозяйственный производственный кооператив ««Клемятино».
Предметом исследования является организация мотивации труда работников сельскохозяйственного предприятия.
Глава 1. Теоретические основы мотивации.
1.1. Смысл и эволюция понятия мотивация.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация представляет собой комплекс мотивов и стимулов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей(2).
Мотивы деятельности могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-либо не принадлежащими ему объектами. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от имеющегося объекта, который работник желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться.
Мотивы, формирующиеся под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, начинают действовать под влиянием стимулов. Стимулы могут быть материальными, в виде действий других людей, представляющихся возможностей, надежд и пр.
По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь, последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой границы между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обуславливают друг друга, а зачастую взаимопереходящие, так что их невозможно разделить(11).
Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят или не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом следует ожидать. Исходя из этого, он либо формирует определенную мотивационную структуру поведения подчиненных, развивает у них желательные мотивы и ослабляет нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.
Основные задачи мотивации:
- формирование у каждого
сотрудника понимания
- обучение персонала
и руководящего состава
- формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ процесса формирования мотивации в организациях, индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними; изменений, происходящих в мотивации деятельности при переходе к рыночным отношениям.
Несмотря на то, что руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы «работали» И применялись много сотен лет, в отличии от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Многие руководители, особенно те, кто не имеет специальной подготовки, все еще испытывают сильное влияние этих концепций.
Первым и наиболее распространенным методом поощрения и наказания был метод «кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Предполагалось, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.
Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX века. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и шли работать на грязные, опасные для жизни фабрики за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. В условиях, когда большинство людей боролись за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Адам Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение(7).
Когда, примерно в 1910 году, возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим.
Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей, в конце концов, начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
Попытки применить психологические мотивы в управлении были и раньше, но только с появлением работы Элтона Майо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной.
Элтона Майо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923-1924гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5-6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка, поэтому президент фирмы обратился с просьбой о помощи к Майо и его товарищам(5).
После внимательного изучения ситуации Майо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможностей для общения друг с другом, и что их труд был малоуважаем. Майо чувствовал, что решение проблемы текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние работников, а выработка сильно возросла. Когда впоследствии инспектор решил отменить эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким образом, что именно нововведение Майо улучшило состояние дел на фабрике.
Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Майо в том, что для руководителей важно принимать во внимание психологию работника, особенно некоторую ее «нелогичность». Однако и сам Майо полностью не понял важности своих открытий в этой области, так как психология тогда была еще в зачаточной стадии развития.
Этот и другие эксперименты Майо не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические основы мотивации труда появились гораздо позднее. Они возникли в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.
Информация о работе Мотивация труда сельскохозяйственных работников