Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основные понятия мотивации, ее виды и методы-----------------------5
1.1. Причины и основания увольнения сотрудников-------------------------------5
1.2. Факторы, влияющие на рабочую мотивацию----------------------------------11
1.3. Виды и методы мотивации сотрудников----------------------------------------13
Глава 2. Анализ мотивационной политики предприятий-------------------------16
2.1. Оценка методов мотивации трудовых ресурсов----------------------------18
2.2. Основные понятия и определения в системе материального и нематериального стимулирования---------------------------------------------21
2.3. Пути решения проблем мотивации--------------------------------------------34
Заключение---------------------------------------------------------------------------------37
Список использованной литературы--------------------------------------------------40
Мотивационные типы можно разделить на два класса: избегательной мотивации (человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения); достижительной мотивации (человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится). Каждый работник представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции и описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Различают следующие «чистые» типы мотивации:
Люмпенизированный - стремится к минимизации усилий и относится к избегательному классу мотивации:
Инструментальный - относится к достижительному классу мотивации:
Профессиональный - относится к достижительному классу мотивации:
Патриотический - относится к достижительному классу мотивации:
Хозяйский тип - относится к достижительному классу мотивации:
Мотивационный
профиль России
Классификация форм стимулирования:
На
работника, который описывается некоторым
мотивационным профилем, с целью изменить
его поведение, оказывается воздействие
в форме некоторого стимула. Получив стимул,
работник реагирует на него в соответствии
со своим мотивационным профилем. Реакция
может быть: положительной, и человек изменит
свое поведение так, как это задумывалось;
нейтральной; отрицательной, когда нежелательное
поведение только усиливается.
Таб. 2
Соответствие
мотивационных типов и форм стимулирования
Стимулирование | Мотивационный тип | ||||
Инструментальный | Профессиональный | Патриотический | Хозяйский | Люмпентзированный | |
Негативные | Н | З | П | З | Б |
Денежные | Б | П | Н | П | Н |
Натуральные | П | Н | П | Н | Б |
Моральные | З | П | Б | Н | Н |
Патернализм | З | З | П | З | Б |
Организационные | Н | Б | Н | П | З |
Участие в управлении | Н | П | П | Б | З |
П- применима
Б- базовая
Н- нейтральна
З- запрещена
Примечание:
(базовая
- наибольшая ориентированность данной
формы стимулирования на человека с данным
типом мотивации;
применима - данная форма стимулирования
может быть использована;
нейтральная - применение данной формы
стимулирования не окажет никакого воздействия
на человека и он будет продолжать действовать
как преже; запрещена - применение данной
формы стимулирования приведет к прямо
противоположному эффекту и, возможно,
к деструктивному поведению).
Эффективность
только материального стимулирования
далеко не бесспорна. Кроме того, опыт
все большего числа компаний показывает,
что зарплата не является основным мотивирующим
фактором. Иногда она только удерживает
человека на службе, но не более того. Современные
исследования и опросы свидетельствуют:
деньги — это далеко не все, чего ждут
люди от своей работы.
Несомненно, важность прямого материального
вознаграждения нельзя недооценивать.
Если компания развивается, обязательным
условием является достойная зар-плата
персонала, сопоставимая (или даже чуть
выше) с доходом в конкурирующих фирмах.
Часто под материальной мотивацией подразумевают
только заработную плату и разовые премии.
Это некомпетентное мнение. Сегодня перечень
материальных стимулов очень широк и включает
практически все, что возможно конвертировать
в денежном выражении.
Назовем лишь некоторые из них:
Задача современного руководителя — выбрать из разнообразия материальных стимулов оптимальный компенсационный пакет, стандартизированный под своих сотрудников. Но часто данное условие выполнено, директора с гордостью говорят о приличной, не хуже чем у других, зарплате и неплохих бонусах, а компания стоит на месте, уступая свои позиции на рынке. И парадоксальным образом выясняется, что размер оклада вкупе с другими факторами материального стимулирования практически никак не влияет на интенсивность работы сотрудников. В этом случае руководству необходимо задуматься о других, нематериальных видах стимулирования.
Идея может побуждать к действию лучше денег. Если оглянуться вокруг, то окажется, что деятельность значительной группы людей не мотивирована деньгами. Зачастую такая ситуация имеет место в государственной медицине, науке и образовании. И хотя в современном бизнесе нет места альтруизму, сила идеи все равно сохраняет свой потенциал. Важность некоммерческих мотивов находит подтверждение в результатах последних исследований. В частности, признано, что эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют увеличить производительность труда в среднем на 20 %.
Среди основ системы нематериального стимулирования следует выделить:
На практике применение неденежной мотивации вызывает определенные сложности. В отличие от материальных схем поощрения стандартизация потребностей здесь не подходит. Что жизненно необходимо для одного, оказывается пятым колесом в телеге для другого. Поэтому надо учитывать индивидуальные потребности работников, применяя психологический подход. В разработке и введении схем нематериального стимулирования должен принимать участие не только кадровый менеджер, но и психолог компании. Это непростая и трудоемкая задача. В качестве одного из вспомогательных приемов рекомендована аттестация, направленная на диагностику индивидуальных потребностей сотрудников.
Немалую роль тут играет и корпоративная культура, которую специалисты часто определяют как «набор элементов, обеспечивающих нематериальную мотивацию персонала». Даже если такой подход и сужает границы корпоративной культуры, несомненно, что предлагаемые нематериальные поощрения не должны вступать в противоречие с внутрифирменными нормами и традициями.
Насколько бы персональным ни было нематериальное поощрение, общие закономерности есть и здесь. Так, по мнению большинства руководителей, наиболее эффективным фактором неденежного стимулирования является долгосрочное планирование карьеры. Вместе с сотрудником разрабатывают план его развития. Такая технология нематериальной мотивации имеет массу плюсов. Участвуя в планировании профессионального будущего, работник объективно осознает свои плюсы и минусы, сам предлагает пути для устранения последних.
Определить преобладающий тип необходимой мотивации не сложно. Здесь существует следующая закономерность. Чем выше квалификация и статус сотрудника, тем большее значение имеют для него факты нематериального поощрения. И наоборот, доминирующий мотив в стимулировании низкоквалифицированных работников — конкретная сумма заработной платы. Дело в том, что у данной группы людей уровень зарплаты часто граничит с прожиточным минимумом. Разумеется, в таких условиях все разговоры о нематериальном стимулировании будут восприняты как демагогия или даже психологическое издевательство.
Как правило, залог успеха в органичном сочетании обеих форм мотивации. Материальное и нематериальное стимулирование обычно дополняют друг друга, иногда даже пересекаясь между собой. Кроме того, надо понимать, что невозможно создать универсальную систему поощрений, подобно вечному двигателю, работающую бесконечно и в любых условиях. Схемы поощрения желательно пересматривать раз в 6–7 месяцев. Таковы требования современного рынка. Его повышенная динамика периодически делает актуальными или, наоборот, устаревшими отдельные виды побуждений к деятельности.
Естественно,
можно в зависимости от состава
и потребностей людей делать ставки
на разные виды поощрений. Но необходимо
соблюдать золотые правила
Только соблюдая эти правила, удастся избежать ситуации, отраженной в известной шутке о том, что рабочий день сокращает жизнь сотрудника на восемь часов. Наоборот, грамотное применение удачных схем трудового стимулирования способно ровно на столько же продлить жизнь работающим людям.
Описанная модель «Мотивация-стимул» может применяться при формировании политики стимулирования персонала. Возможны следующие варианты такой политики: