МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Филиал
в г. Липецк
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Менеджмент»
на тему:
«Мотивация в системе менеджмента»
Преподаватель
Александрова А.В.
Выполнила
студентка 3 курса Иванова Г.Н.
Учетно-статистического
факультета
специальность
«Бухгалтерский
учет, анализ и аудит»
Липецк
– 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические
основы мотивации в системе
менеджмента………………...5
1.1 Роль и значение
мотивации персонала……………………………………...5
1.2 Методы стимулирования
персонала………………………………………...8
1.3 Теоретические
основы стимулирования персонала………………….……11
2. Анализ мотивации
как функции менеджмента в
филиале ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»……………………………………………………...19
2.1 Общая характеристика
деятельности филиала ОАО «МРСК Центра»
- «Липецкэнерго»………………………………………………………………….19
2.2 Анализ
стимулирования персонала на
филиале ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»……………………………………………………………….....20
3. Стратегия
повышения эффективности методов
мотивации……………….30
3.1 Рационализация
общефирменных методов управления………………..….30
3.2 Совершенствование
мотивации труда на филиале ОАО «МРСК
Центра» - «Липецкэнерго»………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………….…….…...34
Библиографический
список………………………………..……………………36
ВВЕДЕНИЕ
В
современном менеджменте все большее
значение приобретают мотивационные аспекты.
Мотивация персонала является основным
средством обеспечения оптимального
использования ресурсов, мобилизации
имеющегося кадрового потенциала. Основная
цель процесса мотивации - это получение
максимальной отдачи от использования
имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет
повысить общую результативность и прибыльность
деятельности предприятия.
Особенностью
управления персоналом при переходе
к рынку является возрастающая
роль личности работника. Соответственно
и меняется соотношение стимулов и потребностей,
на которые может опереться система стимулирования.
Для мотивации сотрудников компании сегодня
используют как финансовые, так и нефинансовые
методы вознаграждения.
Эволюция
применения различных методов мотивации
показала как положительные, так и отрицательные
аспекты их применения, и это естественный
процесс, так как в теории и практике управления
нет идеальной модели стимулирования,
которая отвечала бы разнообразным требованиям.
Существующие модели мотивации весьма
различны по своей направленности и эффективности.
В
России существует множество проблем,
связанных с мотивационной политикой:
проблема взаимоотношений с руководством
неудовлетворенность размером заработной
платы, условиями быта и труда в целом
на предприятии. Главным препятствием
на пути решения этих вопросов – нежелание
управленческого персонала задумываться
об условиях жизни и труда людей, непосредственно
создающих прибыль. В рыночных условиях
следует уделять особое внимание нематериальному
стимулированию, создавая гибкую систему
льгот для работника.
Актуальность
проблем мотивации не оспаривается
ни наукой, ни практикой, так как
от четкой разработки эффективной системы
мотивации зависит не только повышение
социальной и творческой активности
конкретного работника (менеджера, рабочего),
но и конечные результаты деятельности
предприятий различных организационно-правовых
форм собственности, производственной
и непроизводственной сфер деятельности.
Чтобы
данное утверждение не казалось бездоказательным,
в работе будут рассмотрены не только
теоретические основы построения систем
мотивации, но и конкретные результаты
социологических исследований по оценке
эффективности функционирующих мотивационных
систем
Целью
данной работы является анализ
основных мотивационных моделей, раскрытие
их достоинств и недостатков, области
применения на практике, а также
возможностей совершенствования механизма
мотивации и применяемых на практике
моделей мотивации работников. Как следствие,
предметом исследования и анализа
является труд и мотивационные
модели, способствующие или
препятствующие повышению его
эффективности.
При
всей широте методов, с помощью
которых можно мотивировать
работников, руководитель компании
должен сам выбирать, каким
образом стимулировать каждого работника
для выполнения главной задачи
— выживания фирмы в жесткой конкурентной
борьбе, в условиях финансового кризиса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1
Роль и значение мотивации персонала.
Основной
особенностью управления персоналом
при переходе к рынку является
возрастающая роль личности работника.
Ситуация которая сложилась
в настоящее время в нашей
стране несёт как большие
возможности, так и большие угрозы
для каждой личности в плане устойчивости
её существования. То есть сейчас существует
крайне высокая степень неопределенности
в жизни каждого человека. Следовательно,
необходимо разработать новый
подход к управлению персоналом. Этот
подход заключается в следующем:
1) создание философии управления
персоналом.
2) создание совершенных служб
управления персоналом.
3) применение новых технологий
в управлении персоналом.
4) создание и выработка совместных
ценностей, социальных норм,
установки
поведения, которая регламентирует
поведение отдельной личности.
Философия
управления персоналом – это формирование
поведения отдельных работников
по отношению к целям развития
предприятия. В таких условиях
мотивация трудовой деятельности
сотрудников фирмы приобретает
особенно важное значение. Для того
чтобы человек выполнял порученную
ему работу добросовестно и качественно,
он должен быть в этом заинтересован или,
иначе говоря, мотивирован.
В
управлении персоналом мотивация
рассматривается как процесс
активизации мотивов работников (внутренняя
мотивация) и создания стимулов (внешняя
мотивация) для их побуждения к эффективному
труду. В этой связи как синонимичные
термину мотивация используются также
термины стимулирование и мотивирование.
Целью мотивации является формирование
комплекса условий, побуждающих человека
к осуществлению действий, направленных
на достижение цели с максимальным эффектом.
Представления
о возможностях мотивации труда
работников претерпели большие
изменения в практике управления.
Долгое время считалось, что
единственным и достаточным стимулом
для побуждения работника к эффективному
труду является материальное
вознаграждение. Тейлор, основатель школы
научного менеджмента, разработал свою
систему организации труда работников,
убедительно доказывающую связь
между производительностью труда и
его оплатой. Однако эксперименты Мэйо
в Хоторне обнаружили значительное влияние
на производительность труда других факторов
— психологических. Со временем появились
различные психологические теории мотивации,
пытающиеся с разных позиций рассмотреть
определяющие факторы и структуру мотивационного
процесса. В результате так называемая
политика «кнута и пряника» сменилась
выработкой более сложных систем стимулирования
мотивации работников к труду, базирующихся
на результатах ее теоретического изучения.
В
основе современных теоретических
подходов к мотивации лежат представления,
сформулированные психологической наукой,
исследующей причины и механизмы целенаправленного
поведения человека. С этих позиций
мотивация определяется как движущая
сила человеческого поведения, в основе
которой находится взаимосвязь потребностей,
мотивов и целей человека.
Общую
характеристику процесса мотивации можно
представить, если определить используемые
для его объяснения понятия: потребности,
мотивы, цели.
Потребности
– это состояние человека, испытывающего
нужду в объекте, необходимом для его существования.
Потребности являются источником активности
человека, причиной его целенаправленных
действий.
Мотив
– это побуждения человека к действию,
направленные на результат (цель).
Цели
– это желаемый объект или его
состояние, к обладанию которым стремится
человек.
Мотивация
– управленческая функция, использующая
мотивы поведения человека для наиболее
успешного его функционирования в организации.
Мотивация
как функция управления реализуется
через систему стимулов, т.е. любые действия
подчиненного должны иметь для него положительные
или отрицательные последствия с точки
зрения удовлетворения его потребностей
или достижения его целей. Изучение коллектива
может позволить руководителю создать
мотивационную структуру, с помощью которой
он осуществит воспитание коллектива
в нужном направлении.
В
настоящее время организация
эффективной системы стимулирования персонала
является одной из наиболее сложных практических
проблем менеджмента. Типичными проблемами
в организациях, связанными с низкой мотивацией
персонала являются:
- высокая текучесть кадров;
- высокая конфликтность;
- низкий уровень исполнительской дисциплины;
- слабая связь результатов труда исполнителей
и поощрения;
- халатное отношение к труду;
- отсутствие условий для самореализации
потенциалов сотрудников;
- низкая эффективность воздействия руководителей
на подчиненных;
- низкий уровень межличностных коммуникаций;
- проблемы при создании согласованной
команды;
- слабая перспектива карьерного
роста, отражающаяся на рабочем
тонусе сотрудников;
- противоречия в отношениях между предпринимателем
и работником;
- неудовлетворенность работой сотрудников;
- низкий профессиональный уровень персонала;
-
безынициативность сотрудников;
-
деятельность руководства негативно оценивается
персоналом;
-
неудовлетворительный морально психологический
климат;
-
недостаточное оснащение рабочих мест;
-
недостаточное внимание к учебе и стажировке
резерва;
-
неразвитость соцкультбыта предприятия;
-
нежелание сотрудников повышать свою
квалификацию;
-
не налаженность системы стимулирования
труда;
-
несоответствие между реальным поведением
исполнителя и ожиданиями от него начальником;
-
низкий моральный дух в коллективе.
1.2
Методы стимулирования персонала
Методы
стимулирования персонала могут
быть самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы стимулирования
на предприятии, общей системы управления
и особенностей деятельности самого предприятия.