Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:34, контрольная работа
Описание
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников. Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3 1. Теоретические основы мотивации в системе менеджмента………………...5 1.1 Роль и значение мотивации персонала……………………………………...5 1.2 Методы стимулирования персонала………………………………………...8 1.3 Теоретические основы стимулирования персонала………………….……11 2. Анализ мотивации как функции менеджмента в филиале ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»……………………………………………………...19 2.1 Общая характеристика деятельности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»………………………………………………………………….19 2.2 Анализ стимулирования персонала на филиале ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»……………………………………………………………….....20 3. Стратегия повышения эффективности методов мотивации……………….30 3.1 Рационализация общефирменных методов управления………………..….30 3.2 Совершенствование мотивации труда на филиале ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»………………………………………………………………….30 Заключение…………………………………………………………….…….…...34 Библиографический список………………………………..……………………36
Классификация
методов мотивации может быть
осуществлена на организационно распорядительные
(организационно-административные), экономические
и социально-психологические является
одной из наиболее широко распространенных.
Данная классификация основана, на
мотивационной ориентации методов управления.
В зависимости от ориентации на
воздействие на те или иные потребности
методы управления делятся на:
- экономические
методы управления, обусловленные экономическими
стимулами. Они предполагают материальную
мотивацию, то есть ориентацию на выполнение
определенных показателей или заданий,
и осуществление после их выполнения экономического
вознаграждения за результаты
работы. Использование экономических
методов связано с формированием
плана работы, контролем над его
осуществлением, а также экономическим
стимулированием труда, то есть с рациональной
системой оплаты труда, предусматривающей
поощрение за определенное количество
и качество труда, и применение
санкций за несоответствующее его количество
и недостаточное качество.
-
организационно-административные методы,
основанные на директивных
указаниях. Эти методы базируются на властной
мотивации, основанной на подчинении
закону, правопорядку, старшему по должности
и т.п., и опирающейся на возможность
принуждения. Они охватывают организационное
планирование, организационное нормирование,
инструктаж, распорядительство, контроль.
В управлении властная мотивация играет
весьма существенную роль: она предполагает
не только безусловное соблюдение
законов и нормативных актов, принятых
на государственном уровне, но и
четкое определение прав и обязанностей
руководителей и подчиненных, при которых
исполнение распоряжения руководства
обязательно для подчиненных. Властная
мотивация создает необходимые условия
для организации и взаимодействия, а сами
организационно-распорядительные методы
призваны обеспечить эффективную деятельность
управления любого уровня на основе его
научной организации.
-
социально-психологические методы, применяемые
с целью повышения социальной активности
сотрудников. С помощью этих методов
воздействуют преимущественно на сознание
работников, на социальные, эстетические,
религиозные и другие интересы людей и
осуществляют социальное стимулирование
трудовой деятельности. Данная группа
методов включает в себя разнообразный
арсенал способов и приемов, разработанных
социологией, психологией и другими науками,
изучающими человека. К числу этих методов
относятся анкетирование, тестирование,
опрос, интервью и т.п. Применение социально-психологических
методов в менеджменте в торговле
рассматривается в двух аспектах: в традиционном
аспекте их применения при руководстве
персоналом и с точки зрения управления
поведением покупателя (при выборе социальной
мишени торговой фирмой, в рекламной
деятельности и др.).
В
практике управления, как правило, одновременно
применяют различные методы и их комбинации.
Для эффективного управления мотивацией
необходимо использовать в управлении
предприятием все три группы методов.
Так, использование только властных и
материальных мотиваций не позволяет
мобилизовать творческую активность персонала
на достижение целей организации.
Для достижения максимальной эффективности
необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый
рядом авторов, рост роли экономических
методов управления в России связан, прежде
всего, с формированием и совершенствованием
рыночной экономической системы. В условиях
рынка экономические методы управления
неизбежно получат дальнейшее развитие,
повысится действенность и результативность
экономических стимулов, что позволит
поставить каждого работника и коллектив
в такие экономические условия, при которых
появиться возможность наиболее полно
сочетать личные интересы с рабочими
целями. Однако, акцентирование внимания
на экономических методах стимулирования,
зачастую приводит к снижению внимания
к социально-психологическим аспектам
мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию
персонала.
Приведенная
схема классификации методов стимулирования
является классической. В современном
менеджменте применяются и иные группировки
методов стимулирования. Укрупнено все
методы стимулирования можно так же
сгруппировать в следующие четыре вида:
1.
Экономические стимулы всех типов
(зарплата во всех ее разновидностях, включая
контрактную, премии, льготы, страховки,
беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность
их воздействия определяется тем, насколько
коллектив понимает принципы системы,
признает их справедливыми, в какой
мере соблюдается неотвратимость поощрения
(наказания) и результатов работы, их тесная
связь во времени.
2.
Управление по целям. Эта система
широко используется в США и предусматривает
установление для личности или группы
цепи целей, способствующих решению
главной задачи организации (достижение
определенных количественных или качественных
уровней, повышение квалификации персонала
и т.п.). Достижение каждой цели автоматически
означает повышение уровня зарплаты или
другую форму поощрения.
3.
Обогащение труда – эта система
в большей степени относится
к неэкономическим методам и
означает предоставление людям
более содержательной, перспективной
работы, значительной самостоятельности
в определении режима труда, использовании
ресурсов. Во многих случаях к этому
добавляется и рост оплаты труда, не говоря
уже о социальном статусе.
4.
Система участия в настоящее
время существует в многообразных
формах: от широкого привлечения коллектива
к принятию решений по важнейшим проблемам
производства и управления (Япония) до
соучастия в собственности путем приобретения
акций собственного предприятия на
льготных условиях (США, Англия). В рамках
этих групп методов сегодня разрабатываются
отдельные методики и системы стимулирования
персонала.
1.3
Теоретические основы стимулирования
персонала
По
нашему мнению для эффективного управления
мотивацией каждой выделенной нами группы
необходимо применять и комбинировать
различные по своему подходу и
содержанию существующие теории мотивации.
Рассмотрим некоторые из них. Существуют
два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый
подход основывается на исследовании
содержательной стороны теории мотивации.
Такие теории базируются на изучении потребностей
человека, которые и являются основными
мотивом их проведения, следовательно,
и деятельности. К сторонникам такого
подхода можно отнести американских психологов
А. Маслоу, Ф. Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
Второй
подход к мотивации базируется на
процессуальных теориях. Здесь говорится
о распределении усилий работников и выборе
определенного вида поведения для
достижения конкретных целей. К таким
теориям относятся теория ожиданий, или
модель мотивации по В. Вруму, теория
справедливости и теория или модель.
Теория
мотивации по А. Маслоу первая из рассматриваемых
теорий называется иерархией, потребностей
Маслоу. Сущность ее сводится к изучению
потребностей человека. Это более ранняя
теория. Ее сторонники, считали, что предметом
психологии является поведение, а не сознание
человека. В основе же поведения лежат
потребности человека, которые можно разделить
на пять групп1(Рис. 3):
-
физиологические потребности, необходимые
для выживания человека: в еде, в воде,
в отдыхе и т.д.;
-
потребности в безопасности и уверенности
в будущем – защита от физических
и других опасностей со стороны
окружающего мира и уверенность в том,
что физиологические потребности будут
удовлетворяться и в будущем;
-
социальные потребности – необходимость
в социальном окружении. В общении с людьми,
чувство “локтя” и поддержка;
-
потребности в уважении, в признании окружающих
и стремлении к личным достижениям;
-
потребность самовыражения, т.е. потребность
в собственном росте и в реализации своих
потенциальных возможностей.
Первые
две группы потребностей первичные,
а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой
иерархической последовательности
в виде пирамиды. Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что приоритетны
для человека изменяется от потребности
более низких уровней к более высоким.
В поведении человека определяющим является
удовлетворение потребностей сначала
низких уровней, а затем, по мере удовлетворения
этих потребностей, становятся стимулирующим
фактором и потребности более высоких
уровней.
Самая высокая потребность – потребность
самовыражения и роста человека как личности
– никогда не может быть удовлетворена
полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
ПОТРЕБНОСТИ
В самовыражении
В уважении
В общении с людьми
В безопасности и социальной
защищенности
физиологические
Рис.3
Иерархия потребностей по А.Маслоу.
Теория
мотивации Дэвида Мак Клелланда.
С
развитием экономических отношений
и совершенствованием управления значительная
роль в теории мотивации отводится потребностям
более высоких уровней. Представителем
этой теории является Дэвид Мак Клелланд.
Согласно его утверждению структура потребностей
высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти,
к признанию. При таком утверждении успех
расценивается не как похвала или признание
со стороны коллег, а как личные достижения
в результате активной деятельности, как
готовность участвовать в принятии
сложных решений и нести за них персональную
ответственность. Стремление к власти
должно не только говорить о честолюбии,
но и показывать умение человека успешно
работать на разных уровнях управления
в организациях, а стремление к признанию
– его способность быть неформальным
лидером, иметь свое собственное мнение
и уметь убеждать окружающих в его
правильности.
Согласно
теории Мак Клелланда люди, стремящиеся
к власти, должны удовлетворить эту свою
потребность и могут это сделать при занятии
определенных должностей в организации.
Управлять
такими потребностями можно, подготавливая
работников к переходу по иерархии на
новые должности с помощью их аттестации,
направления на курсы повышения квалификации
и т.д. Такие люди имеют широкий
круг общения и стремятся его расширить.
Их руководители должны способствовать
этому.
Теория
мотивации Фредерика Герцберга.
Эта теория появилась в связи с растущей
необходимостью выяснить влияние материальных
и нематериальных факторов на мотивацию
человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную
модель, которая показывает удовлетворенность
работой. (Таблица 1)
Таблица
1. Факторы, влияющие на удовлетворенность
в работе.
Гигиенические
факторы
Мотивация
Политика
фирмы и администрации
Успех
Условия
работы
Продвижение
по службе
Заработок
Признание
и одобрение результата
Межличностные
отношения
Высокая
степень ответственности
Степень
непосредственного контроля над
работой
Возможность
творческого и делового роста
Первая
группа факторов (гигиенические факторы)
связана с самовыражением личности, ее
внутренними потребностями, а также с
окружающей средой, в которой осуществляется
сама работа. Вторая группа факторов мотивации
связана с характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен помнить
о необходимости обобщения содержательной
части работы.
Гигиенические
факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют
физиологическим потребностям, потребности
в безопасности и уверенности в будущем.
Разница
в рассмотренных теориях следующая:
по мнению А. Маслоу, после мотивации
рабочий обязательно начинает лучше работать,
по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет
лучше работать только после того, как
решит, что мотивация неадекватна.