Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Стимул как основа ………………………………………………………..5
Теоретические основы стимулирования труда …………………………11
Разработка фирменной системы денежного вознаграждения. Денежная
мотивация …………………………………………………………………18
Не материальная мотивация …………………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 57.92 Кб (Скачать документ)
 
 

     Разнообразие  структур и бизнес функций, разное отношение  работников к конечному продукту компании предполагает различные способы  и принципы мотивации и денежного  вознаграждения для всех категорий  персонала.

     Однако, существовавшая система заработной платы не отличалась разнообразием, настроенностью на конечный результат  и требуемое производственное поведение  работников компании - менеджеры коммерческого  отдела получали простой комиссионный процент от объема продаж, у производственных рабочих была сдельная оплата труда, все остальные работники получали твердый оклад, величина которого зависела от умения работника "выбивать" себе повышение зарплаты, т.е. от субъективного  фактора, не связанного с результативностью  труда. Отсутствие ясных и понятных принципов в зарплатой политике, субъективизм и произвольность, а также общий уровень денежного вознаграждения, который был ниже рыночного, все эти факторы привели к проблемам в кадровой политике компании. Падала эффективность деятельности компании, усилилась текучесть кадров, уходили лучшие специалисты. Компания постепенно превращалась в "кузницу кадров" для своих конкурентов.

     Руководство компании пришло к пониманию того факта, что базовая проблема лежит  в области мотивации и стимулирования деятельности работников, и приняло  решение провести реорганизацию  системы денежного вознаграждения в компании.

     Для изменения существующего в компании положения с оплатой труда  была применена технология разработки и оптимизации денежного вознаграждения, состоящая из следующих элементов:

     Диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала  компании;

     Определение основных принципов и правил мотивационной  политики компании, содержания и структуры  компенсационного пакета;

     Разработка  базовой заработной платы (постоянной части денежного вознаграждения) на основе определения внутрифирменной  ценности должностей и рабочих мест;

     Разработка  переменной части денежного вознаграждения в целях усиления стимулирующего влияния зарплаты на производительность труда;

     Разработка  системы социальных льгот, эффективной  социальной политики компании;

     Разработка  внутренних нормативных документов, фиксирующих систему денежного  вознаграждения персонала;

     Консультативная помощь при внедрении и мониторинге  эффективности системы денежного  вознаграждения;

     Обучение  сотрудников кадровой службы технологиям  оптимизации и совершенствования  компенсационного пакета компании.

     Диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала  компании

     Прежде  чем решать вопрос об изменении системы  денежного вознаграждения персонала  компании, необходимо изучить мотивационную  структуру работников. В особенности  это касается управленческого состава, потому что именно для этой категории  работников компании нередкой является ситуация, когда затраченные усилия по разработке новой компенсационной  политики не только не усиливают мотивацию, но зачастую ослабляют ее. Новая  или реформированная система  компенсаций должна быть адекватна  мотивационной структуре персонала.

     В результате диагностики должны быть получены данные по степени удовлетворенности  качеством трудовой жизни и системе  ценностей, которые наличествуют у  работников. Сравнение факторов удовлетворенности  трудом с ценностными ориентациями работников позволяют сделать вывод  о несовпадении и проблемах в  мотивационной сфере компании. 

     Исследование  мотивационной структуры проводятся по следующим факторам —

     Факторы удовлетворенности трудом (качеством  труда в компании):

     1. Отношение к содержанию выполняемой  работы (интересная, нужная, важная  престижная работа)

     2. Отношения в рабочем коллективе (отдел, группа, подразделение), в  котором работают сотрудники;

     3. Удовлетворенность условиями работы (рабочее место, оборудование, комфортная  обстановка и т.д.);

     4. Отношение к компании (фирма, предприятие);

     5. Удовлетворенность заработной платой, ее размером и системой вознаграждения;

     6. Отношение к управлению (управление  рабочим процессом, постановка  задач, контроль, делегирование полномочий, совещания, мотивирование сотрудников);

     Ценностные  факторы:

     1. Деньги (размер и способы получения  денежного вознаграждения)

     2. Перспективы роста (карьерного, профессионального,  личностного) - ценность развития  и самореализации

     3. Ценность общности - хорошие отношения  в коллективе, возможность дружеского  общения, принадлежность к известной,  успешной, престижной компании)

     4. Ценность стабильности, защищенности  и безопасности, чувство уверенности  в будущем в отношении своей  занятости и дохода

     5. Ценность свободы, независимости,  самодостаточности (гибкое рабочее  время)

     6. Ценность социально-бытовых условий  (комфорт на работе) 
 

     В качестве методов получения информации чаще всего используют анкетирование  и структурированное интервью. Анкетирование  позволяет охватить большее количество опрашиваемых работников, структурировать  вопросы и осуществлять формальную (статистическую) обработку данных. Собеседование дает возможность  более глубокого анализа представлений  работников о факторах удовлетворенности  трудом и собственных трудовых ценностях. Желательно применять данные методы в комбинации: предварительное собеседование, затем разработка анкеты и проведение более широкого опроса, проведение заключительного собеседования  по получению более развернутой  информации.

     Именно  по этой схеме: интервью - анкетирование - интервью было проведено исследование структуры мотивации работников компании "Три Ко".

     Были  опрошены практически все работники  компании, проведены интервью с руководителями отделов и ключевыми специалистами. Общая удовлетворенность трудом в компании составила 63%, неудовлетворены 33% опрошенных, 4% затруднились в своем  отношении. Работники компании разделились  на три почти равные группы: одна группа (около 28% опрошенных) удовлетворена  полностью и практически всеми  аспектами труда (содержание труда, оплата, психологический климат и  социально-бытовыми условиями труда), вторая группа (около 35%) удовлетворена  содержанием работы, социально-бытовыми условиями и психологическим  климатом, но не удовлетворена заработной платой и системой денежного вознаграждения, третья группа (около 26%) не удовлетворена  почти всеми аспектами трудовой деятельности в компании. Это же деление наблюдалось в ответах  по ценности для сотрудников различных  аспектов работы в компании: для  первой группы наибольшую ценность представляло стабильность и уверенность в  будущем, а также возможность  общения с коллегами на работе (хороший психологический климат); для второй группы наибольшую ценность представляли важность и содержательность работы, хорошая зарплата и возможность профессионального роста; для третьей группы наибольшее значение приобрело близость работы от дома, комфорт и хорошие социально-бытовые условия на работе. Таким образом выделив три группы работников с разными мотивационными приоритетами (первая группа - ориентация на стабильность и умеренную трудовую активность, вторая группа - ориентация на работу и на денежное вознаграждение, третья группа - маргинальная, с ориентацией на комфортные условия на работе). Проведенные интервью и дальнейший анализ результатов позволил сформулировать основные принципы разработки денежного вознаграждения в компании, а именно: необходимо увязать размер денежного вознаграждения с индивидуальной результативностью работника для поощрения личной эффективности; в целях координации усилий различных специалистов одного подразделения необходимо увязать систему премирования с эффективностью деятельности рабочей группы (отдела, подразделения); а для развития корпоративности необходима система "участие в успехах и неудачах компании" для всего персонала.

     Определение основных принципов компенсационной  политики компании

     Разработка  фирменной системы оплаты труда  и, в общем, компенсационной политики компании, не должна рассматриваться  как некий изолированный процесс, абсолютно или мало связанный  с циклом стратегического планирования, оценкой и аттестацией персонала  и состоянием рынка труда.

     Прежде  чем разрабатывать, изменять или  оптимизировать компенсационную политику компании, необходима предварительная  работа формулированию основных принципов  на основе которых должны разрабатываться  системы денежного вознаграждения в компании. 
 

     Десять  вопросов, на которые нужно иметь  ответы, перед тем как приступать к разработке системы оплаты труда  в любой организации:

     1. Какой в компании принят вид  стратегического планирования - краткосрочный  (до года) или долгосрочный (два  и более года). Период, на который  разрабатывается система оплаты, определяется циклом планирования?

     2. Сколько будет применяться схем  заработной платы (могут быть  различные схемы для основного,  вспомогательного, обслуживающего  и управленческого персонала)?

     3. Кто будет разрабатывать и  внедрять новую систему оплаты  труда (финансовая служба, служба  персонала, отдел труда и заработной  платы, внешни привлеченные консультанты  и т.д.)?

     4. Какова ситуация на рынке труда,  какие уровни оплаты предлагаются  специалистам, которые задействованы  в вашей компании, какие требования  к ним предъявляются, какого  уровня пакет социальных льгот  для них предлагается?

     5. Какова позиция компании при  определении уровня оплаты труда  своих работников: выше или ниже, или на уровне рыночных ставок, способна и готова ли компания  за эффективный труд выше рыночной  средней зарплаты?

     6. Как система заработной платы  будет связана с системой найма  (как платить на испытательном  сроке)?

     7. Каковы пропорции при определении  компенсаций (соотношение между  постоянной и переменной частями  денежного вознаграждения, премиями  и социальными льготами)?

     8. Какова связь между системой  оплаты и системой оценки сотрудников?

     9. Какова связь системы оплаты  с системой подготовки и повышения  квалификации кадров?

     10. Является ли зарплатная политика  секретной или публичной?

     Поиск ответов на эти вопросы необходимо проводить совместно с высшими  руководителями компании и фиксировать  разработанные принципы в базовых  внутренних документах компании, а  именно: Миссия компании, Программа  стратегического развития на перспективу, Положение о персонале компании, Корпоративный кодекс поведения  работников и т.д.

     Любые изменения, дополнения и реорганизации  системы денежного вознаграждения должны соответствовать провозглашенным  принципам.

     Компенсационный пакет или система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата, постоянная часть денежного вознаграждения), дополнительная оплата (побудительные  выплаты, премии, бонусы, переменная часть  денежного вознаграждения) и социальные выплаты или льготы (бенефиты).

     Базовая заработная плата есть гарантированная  компенсация работнику за его  труд в организации, т.е. вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте в объеме и с качеством, которые предусмотрены  должностными инструкциями или корпоративными стандартами.

     Базовая зарплата остается постоянной в течение  достаточно продолжительного промежутка времени и впрямую не зависит  от текущих результатов работы сотрудника.

     Бонусы  или побудительные выплаты (переменная часть денежного вознаграждения) обычно связаны с вознаграждением  за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие  в прибылях и т.д. Все то, что  составляет переменную часть денежного  вознаграждения за труд и применяется  для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного  вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или  самого работника. 

     Бенефиты  или социальные пособия рассматриваются  как вознаграждения, не связанные  с количеством и качеством  труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К бенефитам относятся медицинская  страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.

Информация о работе Мотивация