Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Стимул как основа ………………………………………………………..5
Теоретические основы стимулирования труда …………………………11
Разработка фирменной системы денежного вознаграждения. Денежная
мотивация …………………………………………………………………18
Не материальная мотивация …………………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 57.92 Кб (Скачать документ)

     Разработка  базовой заработной платы (постоянной части денежного вознаграждения) включает в себя несколько этапов:

     Выделение категорий персонала компании по отношению к основному продукту.

     Описание  и анализ рабочих мест (должностей).

     Классификация рабочих мест (должностей) по внутрифирменной  ценности.

     Тарификация рабочих мест (должностей) и определение  разрядов по оплате.

     Установление  базовых окладов, установление надбавок и доплат - формирование системы  постоянной (базовой) заработной платы  с учетом результатов анализа  рыночной стоимости.

     Категоризация персонала компании

     На  этом этапе необходимо выделить категории  персонала, для которых будут  разрабатываться разные системы  денежного вознаграждения. Обычно выделяют основной персонал, вспомогательный, обслуживающий  и управленческий. Выделение на категории  проводится по отношению к конечному  продукту компании. К основному персоналу  относятся сотрудники, непосредственно  занятые в процессе производства (для производственных предприятий) или в процессе сбыта (для торговых предприятий, т.е. непосредственное влияющие на конечную продукцию предприятия. Основной персонал является "зарабатывающим", т.е. приносящим выручку предприятию.

     Вспомогательный персонал обеспечивает деятельность основного, косвенно участвуя в создании конечного  продукта, создавая инструменты и  средства труда для основного  процесса.

     К обслуживающему персоналу относятся  сотрудники, участвующие в обслуживании нужд самого предприятия: администрация, бухгалтерия, реклама, служба персонала  и т.д.

     К управленческому персоналу относятся  высший и средний менеджмент предприятия.

     Структура и содержание компенсационного пакета и принципы материальной компенсации  для различных категорий персонала  будет различным, ведь вклад разных категорий в конечный продукт  разная и отличия должны быть и  в системе вознаграждения.

     Описание  и анализ рабочих мест (должностей)

     В результате этого этапа работы должно быть получено представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест) и это представление  фиксируется в соответствующих  документах.

     Ниже  приводятся основные информационные блоки, на основе которых разрабатываются  вопросы, включаемые в соответствующие  вопросники для проведения анализа  работы:

    • место работы - подразделение;
    • название должности;
    • должность руководителя, работника;
    • должности персонала, находящегося в непосредственном подчинении у работника;
    • главная цель работы;
    • перечень основных задач и обязанностей работника;
    • основные показатели работы - торговый оборот, размер контролируемых финансовых ресурсов, количество персонала, производительность и т.п.;
    • сведения об использовании специального оборудования или станков;
    • информация о необходимости работы с людьми - в или за пределами организации;
    • особые обстоятельства, такие как неудобные часы работы, командировки, неблагоприятные и опасные условия труда;
    • требуемое образование и профессиональная квалификация - минимальный и желательный уровень;
    • необходимость обучения;
    • требуемый опыт - минимальный и желательный;
    • особые навыки или способности, например, умение работать с цифрами, способность четко говорить и т.д.

     Классификация рабочих мест (должностей)

     На  основе анализа функций рабочих  мест и должностей проводится следующий  этап - анализ и классификация рабочих  мест (должностей) по степени ценности каждого из них для предприятия. Это может быть как простым  ранжированием по интуитивно понятным критериям, так и сложной процедурой многокритериального оценивания и  присвоения баллов должностям и рабочим  местам. В итоге необходимо получить список должностей, которые иерархически упорядочены и отличаются друг от друга масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в достижение целей предприятия, требуемым уровнем квалификации, напряженностью труда.

     Для каждого разряда был установлен разрядный коэффициент. Разрядный  коэффициент необходим для определения  базового оклада, той гарантированной  и постоянной части денежного  вознаграждения, которая выплачивается  за нормальное, стандартное исполнение должностных обязанностей на конкретном рабочем месте. В качестве базового, был выбран минимальный оклад  флагман-профессии в данной компании. Если это торговая компания, то основная профессия - это менеджер по продажам. Должности менеджера по продажам был установлен минимальный 6 разряд, что соответствовало разрядному коэффициенту равному единице. Соответственно более высокие разряды имеют разрядные коэффициенты выше единицы, и меньшие разряды - меньше единицы.

     Было  введено внутреннее для компании понятие минимальная базовый  оклад (МБО). МБО похоже на понятие  минимальной заработной платы (МРОТ), принятой в государстве, это также  базовая переменная, используемая при  расчете базовых окладов сотрудников  компании, которая и умножается на разрядные коэффициенты должностей. МБО зависит от экономических  показателей компании и может  быть индексирован с их учетом, как  в сторону понижения, так и  в сторону повышения. Такая индексация нужна для быстрого изменения  уровня доходов сотрудников - в случаях  резких изменения на рынке заработных плат.

     Система надбавок

     Для учета индивидуальных особенностей работников и придания определенной гибкости и управляемости компенсационной  системы можно использовать надбавки к окладу. Надбавки определяются в  процентах к базовому окладу и  могут начисляться за совместительство и совмещение профессий, за знание и  использование в работе иностранного языка, за руководство другими сотрудниками, за общую эффективность в работе и т.д. Надбавки могут быть постоянными  и временными (на 3-6 месяцев).

     Таким образом, (базовый оклад) + (надбавки) составляют базовую заработную плату. Базовая заработная плата является ценой должности и некоторых  постоянных характеристик производственного  поведения работника. Кроме того, базовая заработная плата может  являться основой для расчета  и начисления переменной части денежного  вознаграждения, т.е. того вознаграждения, которое выплачивается за индивидуальную или групповую результативность деятельности работников компании. 

Не  материальная мотивация.

     Граждане  старшего поколения, работавшие в советские  времена в крупных государственных  структурах, хорошо помнят утомительную процедуру заполнения личных творческих планов. Новое – это хорошо забытое  старое. Организованная неформально, процедура  подготовки индивидуальных планов развития, может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании. В статье описана  практика и результаты применения указанной  методики в торговой компании, работающей на промышленном рынке.

     Текущий экономический кризис повысил интерес  работодателей к нематериальным инструментам мотивирования. Действительно, жёсткие экономические рамки  не позволяют сегодня многим компаниям  делать ставку на материальный интерес  в вопросе удержания ценных сотрудников. И хотя конъюнктура рынка труда  сложилась в пользу работодателей, обиженные снижением доходов  наёмные сотрудники с энтузиазмом  сканируют HR-сайты и рассылают  резюме в кадровые агентства.

     Необходимость использования средств нематериальной мотивации не вызывала сомнений и  в лучшие для бизнеса времена. Вопрос был лишь в том, как организовать регулярную процедуру формирования нематериальных стимулов, позволяющую  в полной мере использовать потенциал  корпоративных HR-специалистов. Практика построения и использования такой  процедуры в торговой компании и  является предметом этой статьи.

     Граждане  старшего поколения, работавшие в советские  времена в крупных государственных  структурах, хорошо помнят утомительную процедуру заполнения личных творческих планов. А ведь люди, придумавшие  это наказание советских госслужащих, преследовали благородную цель. Важность личного целеполагания сейчас не только активно обсуждается в  методическом аспекте, но является предметом  многочисленных и популярных тренингов. Новое – это хорошо забытое  старое. Организованная неформально, процедура  подготовки индивидуальных планов развития, может стать мощным инструментом формирования нематериальных стимулов сотрудников компании.

     Нельзя  сказать, что социально-психологический  климат в компании, о которой идёт речь в этой статье, вызывал тревогу. Опасных конфликтов в коллективе не было, лояльность ведущих сотрудников  сомнения не вызывала, система материального  стимулирования была понятной и адекватной. Однако, в описываемый период, руководство  компании затеяло глубокие преобразования, направленные на повышение регулярности и предсказуемости бизнеса. Памятуя  о том, что серьёзные изменения  всегда являются стрессом для коллектива, руководитель компании решил предпринять  меры для упреждения возможных негативных реакций.

     Одной из запланированных мер была разработка и внедрение процедуры формирования индивидуальных планов развития ведущих  сотрудников компании. Разработанная  процедура состояла из следующих  этапов:

    • Анализ деятельности сотрудника за прошлый период.
    • Формирование целей на ближайшие полгода.
    • Обсуждение руководителя с сотрудником результатов прошлого периода и сформированных целей.
    • Определение личных целей сотрудника, факторов, мешающих выполнению поставленных задач.
    • Формирование планов реализации личных целей.
    • Контроль достижения поставленных перед сотрудником целей и выполнения данных компанией обещаний.
    • Коррекция плана, формирование плана на следующий период.

     Первый  этап процедуры выполнялся непосредственным руководителем сотрудника. В процессе анализа деятельности важно было зафиксировать как достижения сотрудника, так и его неудачи. И то и  другое послужило исходным материалом для следующих этапов.

     Вообще  говоря, задача формирования личных целей  должна решаться в другом контуре  управления компанией. В хорошо выстроенной  системе управления личные показатели сотрудников и их плановые значения определены и согласованы с общими целями. Однако, в ходе реализации описываемой  процедуры, на основе анализа деятельности за прошлый период могут быть определены дополнительные  задачи, специфические  показатели и индивидуальные планы  по ним. Например, в нашем случае начальнику одного из отделов продажи  была поставлена задача повышения точности прогноза  реализации, поскольку  было известно, что этот отдел в  состоянии справиться с этой задачей  при условии должного к ней  внимания. Некоторым менеджерам по продажам, допускавшим небрежность  в регистрации и планировании контактов с клиентами, ставилась  задача улучшения качества поддержки  блока CRM, а заведующему складом  – задача повышения дисциплины его  сотрудников.

     После того как индивидуальные цели были сформированы, они обсуждались с  сотрудником. Определялись действия, необходимые  для достижения установленных целей, временной регламент и требуемые  дополнительные ресурсы. В этот момент самое время задать каждому сотруднику главные вопросы, ради ответа на которые  и затевалась процедура. Что требуется  от администрации компании для того, чтобы поставленные цели были достигнуты? Чем может помочь руководство, как  должны поддержать смежные подразделения, коллеги? Что мешало в прошлом  решить все поставленные задачи? И  далее, логичен переход к более  общим вопросам. Каким видит человек  своё будущее в компании? Каковы его личные цели, планы, интересы? Получить искренние ответы на такие вопросы  не просто. Для достижения успеха интервьюер должен обладать профессиональными  навыками общения, искусством провоцирования откровений и весомым авторитетом. В нашей компании руководители владели  таким арсеналом в разной степени, но ответы, тем не менее, были получены интересные.

     Большинство пожеланий относились к области  улучшения технологий работы, совершенствования  поддержки, повышения дисциплины смежников. Интересно, что наиболее ожидаемый  ответ о необходимости немедленного повышения зарплаты дали незначительное число интервьюируемых, в основном низко квалифицированные сотрудники отделов поддержки. А вот перспективами роста дохода по мере развития компании, интересовались все. Отвечая на этот вопрос персонала, руководство компании ввело позже ежегодную процедуру пересмотра окладов «накладников» по результатам аттестации и модифицировало систему стимулирования сотрудников коммерческого блока, определив формулу роста их дохода по мере роста масштабов бизнеса компании.

Информация о работе Мотивация