Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:27, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка существующей системы управления персоналом предприятием и разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. анализ существующей системы управления на материалах предприятия;
Введение 2
1. Теоретические основы анализа и оценки уровня организации труда менеджера торговой организации 6
1.1. Персонал, как объект управления 6
1.2. Основные методы менеджера. Особенности и специфика организации труда менеджера 10
2. Анализ и оценка уровня организации труда менеджера ОАО «ЦУМ» 18
2.1. Общая характеристика торговой организации ОАО «ЦУМ» 18
2.2. Мониторинг организационной среды предприятия 24
2.3. Анализ и оценка специфики организации труда менеджера ОАО «ЦУМ» 26
3. Рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия 31
3.1. Достоинства и недостатки. Управление изменениями 31
3.2. Социально-экономическая эффективность проекта 34
Заключение 39
Библиографический список: 42
ОАО «ЦУМ» зарекомендовало себя с положительной стороны предлагаемым ассортиментом. В районе действует очень много конкурентов, торгующих аналогичным ассортиментом товаров. Открываются новые магазины, но несмотря на конкурентов ОАО «ЦУМ» не теряет своих покупателей, являясь старейшим универсальным магазином г. Красноярска.
Режим работы данного предприятия с 9.00 до 21.00 часов, без выходных и без перерыва.
По данным эксплуатации ОАО «ЦУМ» имеет общую полезную площадь 1015,8 кв.м., в том числе торговую площадь 463,5 кв.м.
Управление предприятием осуществляет назначенный директор, который с помощью аппарата управления руководит всей деятельностью и организует работу общества.
Директор представляет интересы в отношениях с гражданами и юридическими лицами. В пределах предоставленных ему прав распоряжается имуществом общества, открывает расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, издает приказы.
В своей работе директор руководствуется Законом «О защите прав потребителей», нормативными документами комитета по торговле, действующим законодательством РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, уставом магазина, должностной инструкцией, нормативно-экономической документацией, правилами и инструкциями техники безопасности, пожарной безопасности. Основными задачами, стоящими перед директором, являются: организация выполнения установленных плановых заданий по товарообороту, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, своевременное обеспечение товарными запасами в необходимом ассортименте и хорошего качества, контролировать работу материально-ответственных лиц, содержание в постоянной исправности технологического и торгового оборудования.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору. В работе руководствуется приказами и распоряжениями, методическими, нормативными материалами финансовых контрольно-ревизионных органов, действующим законодательством РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, должностной инструкцией, уставом магазина. Основной задачей является: контроль за правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на база современной вычислительной техники, имеет право устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников, требовать от всех подразделений предприятия правильного оформления финансово-хозяйственных операций и их своевременного учета, проверять соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей.
Несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность в отчетности, за принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат законодательству или установленному порядку приемки, оприходования и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и других ценностей, за исполнение обязанностей использование прав, предусмотренных должностной инструкцией, за соблюдением сроков и качества предоставления бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
Заместитель по коммерческой части (товаровед) в работе руководствуется приказами и распоряжениями директора, Законом «О защите прав потребителей», нормативными документами комитета по торговле, действующим законодательством РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, должностной инструкцией, уставом магазина, нормативно-технической документацией.
Обязан составлять проекты договоров с поставщиками, подготавливает материалы и оформляет иск при нарушении договорных обязательств поставщиками, контролирует наличие в продаже товаров, имеющихся на складах, товарные запасы в каждой товарной группе. Разрабатывает предложения по повышению культуры торговли, внедрению прогрессивных методов торговли, передовых методов труда. Несет ответственность за обеспечение магазина товарами в соответствии с ГОСТами по качеству, за правильность хранения товаров на складах, за выполнение и использование прав должностной инструкции.
Основной целью предприятия является получение прибыли на основе объединения экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участников для осуществления хозяйственной деятельности. Чистая прибыль предприятия образуется в соответствии с установленным порядком после уплаты налогов, предусмотренных законодательством, и иных необходимых выплат и отчислений, а также выделения необходимых средств на нужды предприятия.
Отношение работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора контракта, регулируются законодательством РФ о труде.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности предприятия.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, и меры социальной защиты работников.
Для реализации своей основной цели предприятие, руководствуясь законодательством, осуществляет следующие виды деятельности:
торгово-закупочную;
коммерческо-закупочную;
реализацию продуктов питания населению в розницу.
Предметом деятельности предприятия является формирование и развитие рынка торговли и услуг.
Магазины расположены в удобном месте на пересечении транспортных путей, в месте скопления основных покупательских потоков.
Работу предприятия возглавляет директор. Директор предприятия самостоятельно принимает решения, осуществляет и контролирует всю коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает с ними трудовые договора, Директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банками.
Предприятие осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую отчетность, в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность.
В соответствии с функциональным критерием разделения труда персонал предприятия подразделяется на три категории: управленческий (директор, главный бухгалтер, завмагазином), торгово-операционный (продавцы) и вспомогательный (грузчики, уборщицы, водитель).
Данная структура является линейно - функциональной и наиболее приемлема для данного предприятия.
На основании полученных на предприятии данных, Анализируя финансово - хозяйственную деятельность ОАО «ЦУМ» за 2010 и 2011 г.г., можно сделать следующие выводы[8]:
Сумма оборота розничной торговли в действующих ценах в отчетном году возрос по сравнению с 2010 годом на 43,1%, что в денежном выражении составило 5362,0 тыс. руб. В отчетном году торговая площадь не изменялась, следовательно изменение оборота розничной торговли в таких же размерах сказалось на таком показателе, как оборот розничной торговли на 1 м2.
В отчетном 2011 году общая численность работников возросла на 3 человека, численность торгово-оперативного персонала возросла на 3 человека, при этом в ОАО «ЦУМ» объем продаж имел тенденцию роста, что положительным образом отразилось на общей производительности труда, которая по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 149,4 тыс. руб./чел. Аналогичная ситуация наблюдалась по производительности труда торгово-оперативного персонала, то есть ее значение выросло в абсолютном выражении на 158,6 тыс. руб./чел и составило в отчетном году 1047,2 тыс. руб./чел.
Рассматривая эффективность использования имущества предприятия можно отметить рост таких показателей, как фондоотдача (на 4,4 тыс.руб.) и значительное ускорение времени обращения оборотных средств (на дней).
При этом происходит снижение среднегодовой стоимости основных средств на 10,7%, следовательно, основные элементы материально-технической базы используются не интенсивно, что приводит к неэффективному износу основных средств, то есть торговое оборудование не подвергается обновлению. Положительным моментом в работе предприятия является и рост рентабельности оборотных средств на 0,3 тыс. руб.
Себестоимость в отчетном году увеличилась на 2965 тыс.руб., или на 36,9%. Валовая прибыль в отчетном 2011 году значительно увеличилась (на 54,2 %), что объясняется более высокими темпами роста валовой прибыли по сравнению с темпом роста оборота розничной торговли.
Стоит заметить, что в отчетном году имеет место увеличение суммы издержек обращения на 1053,0 тыс. руб., однако их уровень в процентах к обороту розничной торговли снижается на 3,0 %.
В результате превышения темпов роста валовой прибыли в 2011 году над темпами роста издержек обращения, предприятие получило прибыль от продаж в размере 2085,0 тыс. руб., что выше суммы прибыли от продаж 2010 года на 1344,0 тыс. руб. Следует так же отметить увеличение рентабельности продаж в 2010 году на 5,8 % в связи с повышением уровня валовой прибыли.
Прочие операционные и внереализационные доходы увеличились в 2011 году на 713,0 тыс.руб. (44,2%) и 419,0 тыс.руб. (102,7%) соответственно, в связи с чем сумма прибыли до налогообложения возросла на 886,0 тыс. руб. и составила в 2011 году 1321,0 тыс.руб.
Таким образом, анализ основных экономических показателей показал улучшение в 2011 году показателей финансово-хозяйственной деятельности, поэтому деятельность данного торгового предприятия можно оценить как удовлетворительную.
На основании непосредственных наблюдений и проведенных фотографий затрат рабочего времени продавцов магазина на 18 рабочих мест с продолжительностью работы предприятия в среднем 14 часов установлено, что несмотря на наличие покупателей в магазине, 4 продавца, оставив свои рабочие места, занимались в течение 240 мин. выполнением работ, не предусмотренных их функциональными обязанностями (погрузо-разгрузочные работы и др.).
По данным групповой фотографии рабочего времени 5 продавцов в каждом отделе в течение смены были заняты выполнением основной работы - 2160 мин.
Средний квалификационный разряд продавцов отделов ЦУМа составляет 4,1; средний разряд выполняемых работ – 4,4.
В ЦУМе 10 основных отделов , 1 из них не полностью оснащено оборудованием (не установлен кассовый аппарат на сопутствующие товары).
По данным хронометражных наблюдений средние затраты времени на обслуживание одного покупателя по группе изучаемых продавцов составляют 2 мин. Общее количество обслуживаемых покупателей в часы в течение смены - 250 человек, продолжительность рабочей смены - 840 мин, число продавцов изучаемой группы, т.е. одного из отделов - 5 человек.
В ЦУМе с общей численностью управляющего персонала в 40 чел. Численностью продавцов-консультантов и кассиров, механизирован труд 14 продавцов-кассиров (работающих на кассовых аппаратах с электрическим приводом) и полумеханизирован 5 продавцов и 8 подсобных рабочих, использующих грузовые тележки и корзины.
В магазине ЦУМ на 10 отделов с традиционной формой обслуживания замеры температуры воздушной среды и относительной влажности воздуха в торговом зале показали соответственно: 160 С при нормативе 120 и 65 % при нормативе 55-60 %. При замере уровня освещенности отклонений от минимальных норм искусственного освещения не было выявлено – 150 лк при лампах накаливания на уровне 0,8 м от пола; на трех рабочих местах не было дополнительного подсвечивания товаров, предусмотренного действующими нормативами. При замерах уровня шума в торговом зале не было выявлено отклонений от допустимых условий – 55 дБ. Фактические количество гардеробных шкафов – 1 (при нормативе 1), туалетных – 1 (при нормативе 2), душевых нет (при нормативе 1).
В отчетном году на торговом предприятии из-за болезни на рабочем месте работники отсутствовали 203 рабочих дня. Среднесписочная численность работников магазина – 95 человек. Число рабочих дней в отчетном периоде – 365.
Внутрисменные потери рабочего времени, вызванные нарушением трудовой дисциплины, составили на торговом предприятии в отчетном году в среднем 30 мин на 1 работника, продолжительность рабочей смены - 840 мин., число работников, охваченных наблюдением – 5 человек.
В ЦУМе 45 торгово-оперативных работников, 13 человек получили торговое образование, 23 человека – высшее и среднее специальное образование, 24 человека имеют стаж работы в торговле свыше 10 лет.
В ОАО «ЦУМ» уровень организации труда менеджеров соответствует уровню развития современных технологий. Поэтому постоянно происходит внедрение комплекса технических, организационных и экономических мероприятий, направленных на рациональное распределение работы, установление пропорций между отдельными видами труда и создание условий для высокопроизводительной работы менеджера.
Конечной целью улучшения организации труда менеджера является создание ему наиболее благоприятных условий в трудовом процессе для всестороннего и гармоничного развития личности при максимальном использовании рабочего времени. Достижение этой цели требует последовательного и взаимосвязанного решения ряда задач: организации автоматизированного рабочего места; совершенствовании работы с документами и корреспонденцией; овладения методами ведения телефонных разговоров; улучшения организации проведения совещаний; делегирование полномочий; применение приемов проведения бесед.
Современная организация рабочего места в ОАО «ЦУМ» предусматривает удобную его планировку, оснащение современной мебелью, средствами оргтехники, обеспечение необходимыми средствами связи, оптимизацию делопроизводства и хозяйственного обслуживания. При планировке помещений для менеджеров особое внимание уделяется их функциональному назначению, содержанию и взаимосвязи в процессе выполнения общих задач[9].
Информация о работе Нализ и оценка специфики организации труда менеджера ОАО «ЦУМ»