Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

Тема Курсовая Налоговый контроль.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

       Среди методов непрямого воздействия  на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая их хозяйственной самостоятельности. Эффективное использование налогового механизма управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние общества. Его разработка требует всесторонних обоснований, включая историческое развитие, теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, конечном итоге, принятие практических решений по формированию эффективной налоговой системы.

       Оптимизация налогового регулирования взаимоотношений  между государством и налогоплательщиками  заключается в разумном сочетании  фискальной и стимулирующей функций налогов.

       Малое предпринимательство оперативно реагирует  на изменение коньюктуры рынка и  придает экономике необходимую  гибкость. Это приобретает в современных  условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.

       Малый бизнес мобилизует значительные финансовые, производственные, интеллектуальные ресурсы  населения (в т.ч. трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы. В Беларуси он осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий.

       Социальная  значимость индивидуального предпринимательства  определяется широтой слоя мелких собственников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с рыночной экономикой.

       Поддержка предпринимательства является одним  из приоритетных направлений экономической  политики Республики Беларусь. Однако начало деятельности и формирование постоянного источника дохода для индивидуальных предпринимателей - это не одно и то же. Устойчивость начала дела зависит не только от особенности его участника, но и от налоговой среды, в которой осуществляется данная экономическая деятельность. Все изменения налоговой политики государства влияют как на всех субъектов хозяйствования, так и на деятельность индивидуальных предпринимателей. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей определяются видами предпринимательской деятельности, спецификой формирования и использования их финансовых ресурсов, государственной поддержкой малого бизнеса.

     В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный  к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово–кредитного механизма государственного регулирования экономики.

     От  того, насколько правильно построена  система налогового обложения, зависит  эффективное функционирование  всего  народного хозяйства. Именно налоговая  система на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

     Таким образом, тема исследования является довольно актуальной.

     Целью работы явилось изучение сложившейся  в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.

     Для достижения цели курсовой работы  исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены  основные  проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей  и пути повышения его эффективности.

          Исходя их поставленной цели, были  сформулированы  и решены  следующие задачи:

    • Рассмотрены понятие, сущность, назначение налогового контроля;
    • Дана характеристика органам, осуществляющим налоговый контроль в Республики Беларусь.
    • проведен анализ эффективности налогового контроля на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска № 1.

     Объект  исследования:  налоговый контроль в Республике Беларусь .

     Предмет исследования – правовая основа проведения налогового контроля в Республики Беларусь и его эффективность.

     В процессе работы использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников. Метод исследования сравнительный (сопоставительный) анализ структуры налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями.

     Информационной  базой  курсовой работы явились монографии различных ученых, посвятивших свои научные труды изучению теоретических основ налогообложения.  Это исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Прокопович Н.А., Анохин А.О., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Витушко, В.А. Голованов. В.Г., Граве К.Н., Гравзе Ф.И., Иоффе О.С., Русак Л.Г. , Тихиня В.Г., Васковский С.С.Чигир В.Ф., В. В. Бурцев, С. О. Шохин, В. М. Родионова, Н. Е. Заяц и др. Для рассмотрения правовых основ организации налогового контроля были использованы работы А. В. Брызгалина, А. Т. Щербинина, Н. А. Гаджиева и др., а также акты законодательства, материалы периодической печати по вопросам налогообложения индивидуальных предпринимателей.  

     1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ  В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     1.1 Сущность и необходимость  налогового контроля

 

     История налогов как общественного явления напрямую связана с выделением управленческого труда в особый вид деятельности.

     Рост  численности населения земли  усилил хаос межродовых и межэтнических отношений. Потребность в стабильной жизни принудила людей искать пути неконфликтного сосуществования, обеспечения физической безопасности и определенной гарантированности в получении жизненных средств. Исторически решение было найдено в создании института государства.

     Формирование  государства означало, что род  выделял из своей среды людей, имеющих склонности к управлению и прогнозированию, поручал им обеспечение безопасности соплеменников на всех направлениях жизнедеятельности. За эту работу наделял этих господ и их семьи средствами существования. Сегодня этих людей мы называем чиновниками, а денежные средства, частично идущие на их кормление,- налогами.

     Государства и налоговые системы возникли одновременно. Население нуждалось в защите и благоденствии и создавало соответствующие административные структуры. Чиновничьи сословия потребовали от граждан податей, во-первых, для выполнения государственных функций: обеспечение физической безопасности и материального благополучия; во-вторых, для обеспечения себя и своих семей средствами существования.

     Поскольку стремление к лучшей жизни присуще всем людям, то можно понять, что часть общества, которая платит налоги, и другая его часть, получающая их и для которых налоги есть материальная основа жизни, постоянно находятся в антагонизме. Это подтверждает вся история становления и развития государства и налоговых систем.

     В современных условиях налоговые  системы, даже развитых стран, содержат значительный элемент внутривидовой борьбы, а их размер и формы изъятия зависят от расклада сил в государстве.

     Научно  обоснованные налоговые системы  во многом определяют стабильность и бесконфликтность протекания в обществе разных процессов, что по сути является нравственной целью любого управления, в том числе государственного,

     С давних времен каждый из участников налоговой системы отстаивал свои интересы. Чаще всего в спорах побеждали чиновники, поскольку они были более организованными, образованными и имели в своем распоряжении «силовые структуры» [66, с. 41].

     Но  истории известны случаи, когда граждане, доводимые до отчаяния непомерными поборами, восставали против налогового беспредела, громили власть.

    Современный уровень развития общественных отношений  в сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость  научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно − правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля [27, с. 129].

    Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации  [18, с. 16].

       Вообще, в финансовой науке существует  масса мнений по поводу сущности  и сферы действия финансового  контроля, однако здесь доминируют  следующие положения:

      1) финансовый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления;

      2) финансовый контроль реализуется  посредством деятельности государственных  или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;

      3) финансовый контроль осуществляется  в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного,  эффективного и экономного использования  бюджетных, заемных и собственных  средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [41, с. 16].

         В рамках финансового контроля  выделяют такой его вид, как  налоговый контроль. Его существование  обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

        “Налоговый контроль можно определить  как установленную законодательством  совокупность приемов и способов  деятельности компетентных органов,  обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 33].

         Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова  делают акцент на деятельности  уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 34]. Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем “деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах”.

         Из вышеприведенных определений  налогового контроля можно сделать  вывод, что авторы, раскрывая понятие  данного феномена, сходятся в  том, что налоговый контроль  имеет целью обеспечить полноту,  своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

         Налоговый контроль—это элемент  финансового контроля и часть  налогового механизма. Налоговые  контрольные действия охватывают  всю систему налогообложения,  а также осуществляются в разрезе  отдельных налогов, налоговых  групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения [36, с. 116].

     Налоговый контроль имеет все черты, присущие финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь