Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Для
разработки предложений о
Состав консультативного совета и положение о нем утверждается МНС.
МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Содержание
центрального аппарата МНС и инспекций
МНС осуществляется за счет средств
республиканского бюджета, предусмотренных
на их финансирование.
Для обеспечения полноты уплаты налогов в бюджет с 1 января 2011 года сокращается сфера применения системы уплаты единого налога путем исключения из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, розничной торговли запасными частями к автомобилям. Наряду с этим перечень дополнен такими видами деятельности как ”Предоставление мест для краткосрочного проживания“ и ”Перегон автомобилей“.
В целях легализации деятельности физических лиц и упрощения порядка их налогообложения указом определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Это услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми. Данные виды деятельности могут осуществляться физическими лицами по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а для упрощения налогообложения такие физические лица отнесены к плательщикам единого налога. Минимальная базовая ставка единого налога по названным в перечне видам деятельности предусмотрена в незначительных размерах, что наряду с заявительным принципом осуществления деятельности будет способствовать выводу ”из тени“ и привлечению к налогообложению лиц, осуществляющих в настоящее время свою деятельность нелегально без уплаты налогов.
Для
урегулирования порядка уплаты налога
при одновременном
В целях сокращения количества административных процедур, осуществляемых налоговыми органами, указом предусматривается, что переход индивидуального предпринимателя на общий порядок налогообложения и наоборот будет осуществляться без подачи в налоговый орган заявления.
В
целом реализация положений указа
будет способствовать упрощению
порядка осуществления
Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении следующих критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение:
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок уплаты:
К сведению. По состоянию на 1 января 2011 года в инспекции МНС Республики Беларусь по Фрунзенскому району г.Минска №1 зарегистрировано 5199 действующих индивидуальных предпринимателей, из них плательщиков единого налога - 2889. По сравнению с прошлым годом общая численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 323 человека или на 6,6%, численность плательщиков единого налога возросла на 248 человек или на 8,6%. Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц выросли на 1,2% % , или на 125,6 млн. руб. и составили 10 302,4 млн. руб. (план выполнен на 100,1 % ) [36].
Система налогообложения единым налогом выгодна как для государства, так и для индивидуальных предпринимателей. Эту систему следовало бы сохранить и на перспективу, учитывая, что численность предпринимателей растет.
К главным достоинствам данной системы налогообложения, безусловно, можно отнести отмену отрывных талонов, кассовых аппаратов по определенным видам деятельности, и, как следствие этого, упрощенный порядок учета выручки от реализации. Предпринимателям разрешено осуществлять хранение и реализацию в пунктах продажи (кроме магазинов) товаров (кроме подакцизных) без документов, подтверждающих их приобретение (поступление).
Сравнительный
анализ поступлений в бюджет
от индивидуальных предпринимателей-плательщиков
единого налога в 2010 г. по сравнению
с соответствующими поступлениями в
2009 г. представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 Сравнительный анализ поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога в 2010 г. по сравнению с соответствующими поступлениями в 2009 г.
Январь |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Февраль |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Март |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Апрель |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, | ||||
2009 | 2 008 | 2009 | 2 008 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | ||||
21050,5 | 21448,5 | 101,9 | 13732,8 | 12095,3 | 88,1 | 30772,4 | 31092,4 | 101,0 | 21445,8 | 22660,0 | 105,7 |
Май |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Июнь |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Июль |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Август |
Темп роста в сопост. ценах к соответств. периоду, % | ||||
2009 | 2 008 | 2009 | 2 008 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | ||||
22835,5 | 23816,0 | 104,3 | 23279,4 | 22075,6 | 94,8 | 22952,2 | 20725,3 | 90,3 | 23266,7 | 28602,8 | 122,9 |
Сентябрь |
Темп роста в сопост. ценах к соответств. периоду, % | Октябрь |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Ноябрь |
Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, |
Январь-ноябрь (млн. руб.) | Темп
роста в сопост. ценах к соответств.
периоду, | ||||
2009 | 2 008 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | ||||
24294,1 | 28665,4 | 118,0 | 23794,8 | 30976,6 | 130,2 | 26660,2 | 31897,8 | 119,6 | 254084,4 | 257314,8 | 101,3 |
В
настоящее время подавляющая
часть малых предприятий
бизнеса в небольших городах и населенных пунктах.
Введение в действие
По состоянию на 01.01.2011 г. от индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога поступило 302602,2 млн. руб. единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (или 257314,8 млн. руб. в сопоставимых ценах). За аналогичный период 2009 г. поступления налогов от этой категории плательщиков составили 254084,4 млн. руб.
Динамика поступления единого налога в 2007- 2010 годах представлена на рисунке 3.1
Рисунок
3.1 Динамика поступления единого
налога в 2007- 2010 годах
Поступление единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями за 11 месяцев 2010 года представлено в таблице 3.2
Таблица
3.2 Поступление единого налога, уплачиваемого
индивидуальными
Территориальная принадлежность | Всего за 11 месяцев 2010 года | январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь | ||||||||
г. Минск | 68 696,7 | 6 845,3 | 4 086,4 | 9 342,4 | 6 981,8 | 7 006,8 | 6 513,9 | 5 487,0 | 5 476,4 | 5685,6 | 5602,2 | 5668,9 | ||||||||
Брестская | 32 273,3 | 3 123,1 | 1 710,6 | 4 694,2 | 3 370,7 | 3 658,5 | 3 310,6 | 2 448,4 | 2 428,7 | 2528,3 | 2392,9 | 2607,3 | ||||||||
Витебская | 27 050,9 | 2 752,2 | 1 337,9 | 3 985,0 | 2 815,2 | 2 926,1 | 2 734,2 | 2 137,0 | 2 065,2 | 2106,5 | 2039,2 | 2152,4 | ||||||||
Гомельская | 31 765,6 | 3 242,6 | 1 882,6 | 4 782,0 | 3 235,8 | 3 632,2 | 3 233,1 | 2 348,7 | 2 336,1 | 2343,0 | 2283,7 | 2445,8 | ||||||||
Гродненская | 23 725,3 | 2 514,3 | 1 133,6 | 3 502,1 | 2 615,9 | 2 684,1 | 2 402,0 | 1 811,8 | 1 748,8 | 1802,6 | 1672,2 | 1837,9 | ||||||||
Минская | 31 714,0 | 3 327,3 | 1 847,1 | 4 812,8 | 3 473,6 | 3 711,8 | 3 420,8 | 2 280,9 | 2 212,1 | 2237,6 | 2130,5 | 2259,5 | ||||||||
Могилевская | 25 751,0 | 2 453,5 | 1 560,6 | 3 673,9 | 2 682,3 | 2 792,4 | 2 668,6 | 2 010,1 | 1 939,9 | 2004,6 | 1932,0 | 2033,1 | ||||||||
Итого по республике | 240 976,8 | 24 258,3 | 13 558,8 | 34 792,4 | 25 175,3 | 26 411,9 | 24 283,2 | 18 523,9 | 18 207,2 | 18708,2 | 18052,7 | 19004,9 |
В сопоставимых ценах поступления за 11 месяцев 2010 г. составили 101,3 % к уровню 2009 г. Снижение поступлений наблюдается в двух областях - Гродненской (90,0%) и Минской (96,8%), что связано с уменьшением численности плательщиков единого налога в этих областях на 12% и 9,9% соответственно. Вместе с тем, поступления налогов в расчете на одного плательщика возросли в Гродненской области на 2,2%, в Минской - на 7,5%. В среднем по республике поступления налогов в расчете на одного плательщика на 01.12. 2010 в сопоставимых ценах возросли по сравнению с 2009 г. на 13,6%, при этом численность плательщиков единого налога в целом по республике сократилась на 13057 человек или на 10,9%[36].
В
то же время при снижении ставок
единого налога в целом отмечается
стабильно положительная
Информация о поступлении от индивидуальных предпринимателей налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации в 2010 году представлена в таблице 3.3
Таблица 3.3 Информация о поступлении от индивидуальных предпринимателей налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации в 2010 году
Территориальная принадлежность | Поступления
НДС, млн. рублей |
Прирост поступлений за август - ноябрь 2010 г. по сравнению с февралем - июлем 2010 г. | ||||||
февраль
- июль |
Август
2010 г. (в ценах ноября) |
Сентябрь
2010 г. (в ценах ноября) |
Октябрь
2010 г. (в ценах ноября) |
Ноябрь
2010г. (в ценах ноября) |
август -
ноябрь | |||
млн. руб. | % | |||||||
г. Минск | 8998,8 | 5219,3 | 5431,1 | 5282,1 | 5273,1 | 21 205,6 | 12 206,8 | 135,7 |
Брестская область | 2481,1 | 1749,8 | 1843,1 | 1759,4 | 1833,5 | 7 185,8 | 4 704,7 | 189,6 |
Витебская область | 2746,1 | 1932,7 | 1891,5 | 1789,7 | 1944,8 | 7 558,7 | 4 812,6 | 175,3 |
Гомельская область | 2891,4 | 2209,8 | 2101,6 | 1907,9 | 2217,0 | 8 436,3 | 5 544,9 | 191,8 |
Гродненская область | 1492,9 | 1271,7 | 1246,5 | 1147,4 | 1226,7 | 4 892,3 | 3 399,4 | 227,7 |
Минская область | 2163,6 | 1969,5 | 1826,1 | 1885,7 | 1972,7 | 7 654,0 | 5 490,4 | 253,8 |
Могилевская область | 2424,6 | 1538,5 | 1871,5 | 1342,6 | 1610,0 | 6 362,7 | 3 938,1 | 162,4 |
Итого по республике | 23198,3 | 15891,2 | 16211,5 | 15114,7 | 16077,8 | 63295,3 | 40 097,0 | 172,8 |