Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

Тема Курсовая Налоговый контроль.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

     Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно − финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

     Значение  данной формы контроля в том, что  он позволяет оперативно вносить  изменения, не допуская серьезных налоговых  нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

     Заключительная  форма налогового контроля—последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово − хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

     Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц [36, с. 125].

     1.2 Особенности налогового  контроля за деятельностью юридических лиц

 

     В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют, во − первых, государственные  контролеры (специалисты органов  Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов; ведомственные контролеры – специалисты контрольно − ревизионных управлений министерств, комитетов, других республиканских органов государственного управления, а также работники бухгалтерии, финансового отдела и других экономических служб на самом предприятии), а во − вторых, независимые аудиторы, которые оказывают услуги по договорам на платной основе.

     В соответствии с действующим законодательством  органы Комитета государственного контроля, налоговые органы вправе привлекать с целью оказания практической помощи квалифицированных специалистов и экспертов со стороны.

     Специалисты органов, осуществляющих налоговый  контроль, в соответствии с поставленными  перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или  иные формы, виды, методы налогового контроля.  

     Так, в зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

     Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при  разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных  актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допустить потери бюджета. Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о плательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

     Предварительный налоговый контроль играет важную роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово − хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Предварительный налоговый контроль осуществляется специалистами Комитета государственного контроля, финансовых и налоговых органов. Так, специалисты Комитета государственного контроля проводят предварительный контроль при обязательном согласовании актов Президента, Совета Министров Республики Беларусь, а также проектов нормативных актов министерств и других органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам, регулирующим отношения госсобственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

     Специалисты Министерства финансов и финансовых органов на местах осуществляют предварительный  налоговый контроль при составлении  проектов республиканского и местного бюджетов. Кроме того, специалистами  управления налоговой политики Министерства финансов предварительный налоговый контроль осуществляется при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики.

     Предварительный контроль со стороны налоговых органов  заключается в обеспечении полного учета субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы, в реестре плательщиков, в контроле своевременности постановки их на налоговый учет. Такая работа, проводимая налоговыми работниками, позволяет предотвратить недопоступления налогов в бюджет, способствует укреплению налоговой дисциплины. Предварительный контроль осуществляется налоговыми инспекторами также при приемке и проверке расчетов по налогам и неналоговым платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет.

     Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и  осуществления хозяйственно − финансовых операций, связанных с вопросами  налогообложения. Цель его – исключить  возможные нарушения налоговой  дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово − хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.

     Текущий налоговый контроль также связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтерами предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом проверяется правильность определения сумм налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, предотвращая применение возможных финансовых санкций.

     Текущий налоговый контроль осуществляют и  таможенные органы, которые производят взимание налога на добавленную стоимость  и акцизов по ввезенным товарам. Таможенные органы ведут учет начисленных и взысканных сумм акцизов и НДС по каждому плательщику.

     Последующий налоговый контроль является заключительной стадией контроля, проводится после  совершения финансово − хозяйственных  операций и завершения отчетного  периода. Цель такого контроля – проверить законность совершенных плательщиком финансово − хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а в случаях установления нарушений – применение соответствующих мер по их устранению, привлечение к ответственности виновных, возмещение ущерба. Последующий налоговый контроль имеет следующие особенности:

       −  вскрывает недостатки предварительного  и текущего налогового контроля;

       −  позволяет по результатам контрольных действий не только, устранить недостатки, но и возместить ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.

     Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

     Последующий налоговый контроль могут осуществлять практически все органы, на которые  возложен контроль за соблюдением налогового законодательства: Комитет государственного контроля, таможенные, финансовые органы. Однако каждый из вышеперечисленных органов имеет свою специфическую область контроля.

     Экономические отношения между налогоплательщиками  и государством не являются равноправными, так как главным действующим лицом в них выступает государство. Оно в законодательном порядке устанавливает правила на логовых отношений, которые налогоплательщики обязаны неукоснительно выполнять.

     Сегодня налоговые изъятия воспринимаются многими налогоплательщиками как насильственная передача произведенной стоимости в руки, в распоряжение тех, кто эту стоимость не создавал, то есть чиновников. Из этого следуют три вопроса: люди хотят знать, на что тратятся их «кровные» деньги; не слишком ли жируют чиновники, живущие на их налоги; справедливо ли организована сама налоговая политика и т. д. В зависимости от ответов на эти вопросы у граждан страны формируется психологическое настроение, а от него - стабильность в обществе.

     Позиции современных авторов по налоговым проблемам, по нашему мнению, выглядят односторонне. Как правило, большинство из них говорят о необходимости улучшений методик начисления налогов. Но мало кто исследует их как целостное явление, имеющее функции: перераспределительную, контрольную, регулирующую (стимулирующую), воспроизводственную и социальную (достижение справедливости общества, его стабильности).

     Отметим, что внешне, в первом приближении, налоговая техника проста и состоит технологически из трех переделов, где определяются: потребности государства для выполнения его задач; размер и порядок изъятия нужных сумм у субъектов хозяйствования и граждан (сколько и у кого забрать из доходов); организация эффективного использования аккумулированных в бюджете средств.

     Техническая простота исчезает, когда начинает работать налоговый институт, поскольку переплетаются и задеваются интересы всех слоев государства: чиновников, предпринимателей, наемных работников и неработающих [35, с. 42]

     В Республике Беларусь в связи с  наличием множества налоговых законов, подзаконных актов, инструкций, писем, разъяснений Министерства по налогам и сборам эта проблема является наиболее острой. В налоговом лабиринте способны уверенно ориентироваться высококвалифицированные профессионалы, а рядовых налогоплательщиков он иногда заводит в тупик.

     Налогоплательщики допускают ненамеренные ошибки в  расчете платежей, а порой сознательно  уклоняются от платежей, или придумывают  схемы обхода налогов. На рис. 1.1 представлены варианты поведения налогоплательщиков. 
 

     

       

     

       
 
 

Рис. 1.1. Варианты поведения налогоплательщиков

     Примечание. Источник – разработка автора. 

     Уклонением  от уплаты налогов  считается занижение налогоплательщиками своих налоговых обязательств способами прямо или косвенно запрещенными законом, а также полное уклонение от налогов. При этом намеренное или ненамеренное (связанное с нечеткостью налоговых требований и недопониманием их налогоплательщиками по белорусским законам) уклонение от налогов влечет одинаковую финансовую ответственность. Это обстоятельство необходимо серьезно оценивать при налоговом планировании, так как экономические санкции, налагаемые налоговыми органами, лишают предприятия значительной доли заработанной ими прибыли. При обнаружении налоговыми органами факта занижения предприятием налогов, подлежащих уплате в бюджет, с них взыскивается вся недоначисленная сумма платежей, штраф в размере до 120 базовых величин и пеня за каждый день просрочки платежа.

     Экономические санкции (пеня) могут быть обусловлены  отсутствием у предприятий денег  на счетах к сроку уплаты налогов. Налоговое планирование в данной ситуации позволяет предвидеть вероятности финансовых затруднений и заблаговременно принять меры к обеспечению перечислений налогов в бюджет в установленные сроки. К таким мерам можно отнести: принятие действенных решений по ускорению поступлений выручки от реализации продукции, переложение налоговых платежей на дебиторов, оформление налогового кредита и другие предусмотренные законом способы регулирования налоговых отношений, освобождающие предприятия от экономических санкций со стороны налоговых органов.

     Обход налогов в отличие от уклонения от них связан с ситуацией, когда предприятие выбирает для себя деятельность, по закону не подлежащую налогообложению (например, общественную деятельность), либо получает доходы, не облагаемые налогом (например, от экспорта при ставке НДС — 0%). Эта модель поведения находится в рамках закона и не расценивается как уклонение от налоговых обязательств.       

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь