Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

Тема Курсовая Налоговый контроль.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)
 

       В таблице 3.8 отражены поступления  в разрезе на одного плательщика. 

     По  результатам работы за  2010 год  поступления в расчете на одного плательщика (из числа, состоящих на учете в инспекции) составили:

    • по государственному сектору – 941,7 млн. руб., 
    • по организациям негосударственного сектора – 127,7 млн. руб.,
    • по индивидуальным предпринимателям – 4,7млн. руб.

     Поступления в расчете на одного плательщика (из числа, отчитавшихся перед налоговыми органами) составили:

    • по государственному сектору – 948,3 млн. руб. 
    • по организациям негосударственного сектора – 131,3 млн. руб.,
    • по индивидуальным предпринимателям – 4,7 млн. руб.

     Темп  роста поступлений по индивидуальным предпринимателям в расчете на одного отчитавшегося плательщика не обеспечен и составил 97,8%

     Анализ  уплаты начисленных сумм в разрезе  форм собственности приведен в таблице 3.9.

     Таблица 3.9.Анализ уплаты начисленных сумм в  разрезе форм собственности по ИМНС РБ по Фрунзенскому району г. Минска № 1 (млн . рублей).

Виды  плательщиков начислено поступило по начислениям % уплаты начисленных  сумм
Государственные унитарные предприятия 38 542 ,7133 39 342, 5155 102,1%
Объединения (концерны, союзы) 13, 6717 13 ,7631 100,7%
Акционерные общества с долей гос. собственности 23 251, 3720 22 765 ,1304 97,9%
Учреждения 1 462 ,7784 1 507, 8136 103,1%
Государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия 463, 3488 463 ,5743 100,0%
Прочие  плательщики государственного сектора  экономики 21 698 ,4802 21 855, 2454 100,7%
Итого по государственному сектору экономики 85 432, 3644 85 948, 0423 100,6%
Банки 1 035, 5299 1 022, 0637 98,7%
Коммерческие  организации с иностранными инвестициями 16 332, 3097 13 450 ,8236 82,4%
Иностранные юридические лица 139 ,6791 138 ,0501 98,8%
Другие  коммерческие и некоммерческие организации 158 966 ,8626 155 855, 5431 98,0%
Общественные  и религиозные организации (объединения), фонды 366, 2055 456 ,3914 124,6%
Итого по негосударственному сектору экономики 204 556, 0695 193 418, 4303 94,6%
Итого по организациям негосударственного сектора экономики 176 842, 0045 170 922 ,8727 96,7%
Итого по организациям 262 274, 3689 256 870, 9150 97,9%
Индивидуальные  преприниматели 26 148, 4382 21 034, 6258 80,4%
Физические  лица 1 737, 6403 1 630, 3911 93,8%
Итого по налогам 290 160, 4474 279 535, 9319 96,3%
 

     Согласно  таблице 3.9 сумма начисленных платежей (налогов) по плательщикам инспекции  составила 290160,4 млн. руб. Уплата начисленных  платежей обеспечена на 96,3 % , в том  числе по организациям – 97,9 % .  По организациям госсектора –процент уплаты начисленных сумм составил 100,6, по организациям негоссектора – 96,7 % .

     Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .

     Одной из важнейших характеристик эффективности  работы налоговых органов является уровень задолженности по платежам в бюджет.

       Задолженность по платежам в  бюджет на 01.01.2010 г. составила 15,8 млн. руб. (в местный бюджет  – 9,2 млн. руб., в республиканский   – 6,6 млн. руб.), и увеличилась  на 3,8 млн. руб.(31,7%) по сравнению с отчетными данными на 01.01. 2009. Однако по сравнению с данными на 1 октября нам удалось добиться ее снижения на 75,3% (на 48,2 млн. руб.).

     Вся сумма задолженности по платежам в бюджет образовалась по  плательщикам негосударственного сектора экономики, а именно:

     организации – 7,6 млн. руб.;

     индивидуальные  предприниматели - 8,2 млн. руб.

     Удельный  вес задолженности к годовому плану консолидированного  бюджета  составил 0,005 %. Таким образом, инспекцией обеспечена  задача, состоящая в  недопущении превышения уровня  задолженности по платежам в бюджет от планируемых доходов более 1%.

     Инспекцией  принимались меры, предусмотренные  законодательством, для обеспечения  погашения задолженности по платежам в бюджет. В результате принудительного  взыскания за  январь-декабрь  2010 года в бюджет поступило 9470,4 млн. руб. или 2,66 % от суммы поступлений в консолидированный бюджет. Этот показатель на 3,85 процентного пункта ниже, чем за январь-декабрь  2008 года. Процент принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет от предъявленных сумм к взысканию составил 31,16 % и снизился по сравнению с январем-декабрем  2009 года на 8,21 процентного пункта. Задолженность индивидуальных предпринимателей приведена в Приложении Б.

     Таким образом, на основании проведенного анализа налогообложения индивидуальных предпринимателей за  2010-2010 г. на основании данных ИМНС по Фрунзенскому району г. Минска можно сделать следующие выводы: по состоянию на 01.01.2010г. в инспекции МНС Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска № 1 состоит на налоговом учете 9552 индивидуальных предпринимателей, Из них плательщиков единого налога – 2291 человека. По сравнению с  2009 годом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 826 человек.

     Увеличилось число индивидуальных предпринимателей, подлежащих ликвидации - на 41 человека;

    • поступления по единому налогу с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц  снизились на 4,5% % , или на 427,6 млн. руб. и составили 9054,1 млн. руб. (план выполнен на 100,1 % ).
    • от индивидуальных  предпринимателей (1340) при ввозе товаров из РФ на территорию РБ уплачено в бюджет 6949,9 млн. руб. налога на добавленную стоимость, что в 1,7 раза превышает уровень  2009 г.

     Задание по увеличению поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей и физических лиц в размере не менее 6 %  к уровню прошлого года выполнено. Поступления составили 26734,2 млн. руб., что к уровню прошлого года составляет 127,3 % . Прирост  составил 5729,9 млн. руб.

    • удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей в общих поступлениях по инспекции - 6,4 %  (22889,7 млн. руб.). 
    • темп роста поступлений в сопостовимых ценах от индивидуальных предпринимателей обеспечен на 119,2 % .

     Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .

     В итоге отечественная налоговая  система в 2011 году стала более  стабильной, либеральной и прагматичной. Об этом свидетельствует не только стабильная положительная динамика налоговых поступлений последних  лет, но и ощутимое повышение общего уровня налоговой культуры и ответственности в обществе.  
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Рассмотрев  все теоретические вопросы  можно  сделать некоторые выводы.

     В настоящее время в связи с  наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

     В этом аспекте особую важность имеет  совершенствование налогового законодательства. Необходима четкая регламентация действий, осуществляемых налоговиками в процессе налогового контроля, полномочий проверяющих и проверяемых сторон, а также перечня нарушений и определение мер ответственности за них. Считается, что данные проблемы должен решить Налоговый кодекс Республики Беларусь, общая часть которого в скором времени должна вступить в действие. Предполагается, что это будет единый документ, в котором будут кодифицированы все вопросы налогообложения, в том числе и процедуры налогового контроля. Но тем не менее шаги, предпринятые в этом направлении в настоящее время, вряд ли могут способствовать совершенствованию контрольной работы налоговиков. Например, в актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан и юридических лиц и содержаться исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможности расширительно толковать ее пределы. Однако в Кодексе сказано, что, кроме перечисленных в нем обязанностей, плательщики должны выполнять и другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства Республики Беларусь. Такая же ситуация и с правами налоговых органов. Помимо указанных непосредственно в кодексе прав, имеется положение, согласно которому "налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные законодательством". Вряд ли можно назвать достоинством Налогового кодекса то, что в нем вместо перечня налоговых правонарушений идет отсылка к специальному законодательству. Это означает, что в тех нормативных актах, на которые идет такая ссылка, законодатель имеет возможность бесконечно расширять перечень налоговых нарушений. Это только несколько примеров, указывающих на то, что в процессе осуществления мероприятий налогового контроля возможно возникновение споров и противоречий. Естественно, это не может позитивным образом отразиться на эффективности налогового контроля. Комментируя общую часть Налогового кодекса, специалисты подчеркивают, что в настоящее время создать единый систематизированный правовой акт, касающийся налогообложения, достаточно сложно, поэтому Кодекс в любом случае будет иметь определенные недостатки. И тем не менее одним из путей совершенствования налогового контроля можно назвать устранение таких моментов в законодательстве, толкование которых в процессе работы контролеров может вызвать споры.

       В настоящее время уже устранена  часть разночтений и неотработанных  норм налогового законодательства  и несколько упрощен механизм  налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров. Естественно, разграничение нарушений налогового законодательства на преднамеренные и непреднамеренные достаточно проблематично. Однако оно необходимо с целью дифференциации мер ответственности за те или иные нарушения. Также весьма важным является повышение налоговой дисциплины.

     Эффективность налогового контроля во много определяется издержками на его проведение. Современная  система администрирования налогов  должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Именно поэтому следует упростить судебные процедуры, сопутствующие мероприятиям налогового контроля и взыскания платежей. В настоящее время бюджету обходится дороже судебная процедура взыскания некоторых штрафов, составляющих незначительные суммы. Судебная практика показывает, что до направления исков в суды следует реально оценивать перспективы их рассмотрения, изучая гражданское и хозяйственное законодательство. В последнее время острой критике со стороны правозащитников плательщика подвергается право взыскания налогов за счет средств дебиторов плательщика в бесспорном порядке на основании решений руководителей налоговых органов, поскольку в данном случае налоговые органы наделяются судебными полномочиями. Однако в условиях отсутствия специализированных налоговых судов и необходимости несения порой весьма существенных затрат на судебные процедуры эта мера, на взгляд автора, наиболее эффективна. Но с другой стороны, право осуществлять такого рода действия непосредственно налоговыми органами может расцениваться как своего рода беспредел, потому что зачастую оно влечет достаточно значительное нарушение прав налогоплательщиков. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками. В настоящее время руководители налоговых инспекций весьма острой считают проблему именно взыскания платежей (они признают, что само по себе качество налоговых проверок значительно не страдает, но проблему представляет взыскание допричисленных сумм, о чем свидетельствует также не очень высокий процент взыскания). Поэтому в целях решения данного вопроса (в условиях отсутствия налоговых судов) следует более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый орган может самостоятельно, без обращения в судебные органы, принимать решения о выставлении платежных требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств.

     Деятельность  налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек. 

     Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах. 

     Подготовка  специалистов для налоговых органов  осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

     В структуру МНС входят главные  управления, управления, отделы.

     МНС осуществляет руководство деятельностью  инспекций Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь по областям и г.Минску, районам, городам (за исключением  городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам в городах (далее - инспекции МНС).

     Основными задачами МНС являются:

    • осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, финансовых, экономических санкций (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);
    • осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
    • учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
    • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
    • осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
    • предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;
    • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
    • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь