Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью работы явилось изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогового контроля и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели курсовой работы исследована сущность налогов как составляющей бюджетов Республики Беларусь, проведен анализ эффективности налогообложения в стране, выявлены основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля 6
1.2 Особенности налогового контроля за деятельностью юридических лиц 14
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.
При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
Особая
роль налогового контроля заключается
также в необходимости
Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий − совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков − организаций относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются:
Главной целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем чтоб компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.
К числу основных задач налогового контроля относятся: неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах; обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды); предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает:
− проверку выполнения
− проверку постановки на
− проверку правильности
− проверку соответствия
− проверку исполнения
− проверку соблюдения
− проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
− проверку правильности
− предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
− выявление проблемных
− выявление нарушителей
− возмещение материального
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
− регистрация и учет
− прием налоговой отчетности;
− осуществление камеральных проверок;
− начисление платежей к
− контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
− проведение выездных налоговых проверок;
− контроль за реализацией
материалов проверок и уплатой
начисленных финансовых
Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.
Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами и местом в системе финансового контроля, целесообразно перейти к изучению его элементов и видов.
Следует отметить, что налоговые органы не должны ограничиваться лишь проверкой соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и своевременностью их уплаты. На субъектов налогового контроля возлагается проведение проверочных действий за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием денежных фондов государства, а как создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе налогового контроля оценивается не только количественные результаты финансово − хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.
С
учетом всего сказанного можно сделать
вывод о том, что налоговый
контроль как одна из функций государственного
управления представляет собой систему
наблюдения за финансово − хозяйственной
деятельностью
Налоговый
контроль как деятельность уполномоченных
органов может быть структурирован
и представлен в виде неразрывно
связанных между собой и
Одним
из первых элементы контроля выделил
Э. А. Вознесенский, который, в частности,
указывал, что “функционирование
контрольных органов
В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:
1) субъекты налогового контроля;
2) объект и предмет налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия налогового контроля;
4) документы налогового контроля;
5) этапы и порядок проведения налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с.121].
Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те же, что и при классификации финансового контроля.
В зависимости от временного фактора можно выделить три формы налогового контроля;
− предварительный;
− текущий;
− последующий.
Рассмотрим данные формы
Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово − хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.
Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].