Обучающие туры как способ повышения квалификации персонала туристических фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – исследовать значение обучающих (ознакомительных) туров в корпоративном повышении квалификации специалистов сферы туризма.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и классификация ознакомительных туров;
- изучить основные этапы проведения ознакомительного тура;

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава 1 Сущность и основные направления ознакомительных туров в развитии туристической индустрии ……………………………
1.1 Понятие, виды и классификация ознакомительных туров………..
1.2 Основные этапы проведения ознакомительного тура……………..
Глава 2 Современные подходы к повышению квалификации специалистов сферы туризма……………………………………………....
2.1 Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке специалистов сферы туризма в условиях рыночных отношений …………
2.2 Проблемы повышения квалификации специалистов сферы туризма …………………………………………………………………….......
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованных источников ………………………….……

Работа состоит из  1 файл

Гурова_Обучающие туры как способ повышения квалификации персонала туристических фирм.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Часто в поездках по рекламным турам всего за неделю нужно осмотреть массу отелей, их номерной фонд, инфраструктуру, оценить экскурсионные программы, изучить достопримечательности страны. Здесь надо иметь не только цепкую память, но все записывать и структурировать наблюдения.

Менеджеру просто необходимо владеть, как минимум, английским языком и отлично ориентироваться в географии курортных зон.

К тому же это человек, которому надо уметь работать с людьми, быть коммуникабельным и быстро принимать решения в той или иной ситуации.

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы; ресторан и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны; даже континенты путешествий).

Сегодня туризм становится насущной потребностью все большего количества людей в мире. Средства массовой информации, маркетинг сделали свое дело - внедрили в сознание людей необходимость и прелесть путешествий не только с точки зрения познания, но и с точки зрения восстановления и получения разнообразных удовольствий. Причем понимание комфорта и удовольствий с развитием туризма в мире претерпело существенные изменения в сторону повышения стандартов и огромного разнообразия предложений.

 

1.2 Проблемы повышения квалификации специалистов сферы туризма

 

Для  большинства  стран  туризм  является  одной  из  самых  доходных сфер  предпринимательства.

Профессиональная деятельность в сфере туризма пользуется большой популярностью в нашей стране и во всем мире. Современная  индустрия туризма  отличается  высокой  динамикой, дифференцированностью видов профессиональной  деятельности,  что  предъявляет  высокие  требования  к уровню  и  качеству подготовленности специалистов для сферы туризма.

В  нашей  стране  существует  немало  учебных  заведений,  в  которых готовят  будущих  организаторов туристических  поездок,  правоведов, экономистов  и  других  специалистов  в  области  туризма.

Образовательные традиции подготовки специалистов для сферы туризма,  умеющих  работать  в  условиях современного  уровня открытости межкультурных коммуникаций, рыночной экономики и предпринимательства, находятся на стадии становления.

За последние годы в этой сфере профессионального образования произошел определенный «прорыв».

Особенно  заметен  прогресс  в  разработке  учебных  и  методических  пособий,  описывающих  отдельные аспекты организации туристской деятельности, гостеприимства и сервиса. Вместе с тем в настоящее время профессиональное  образование  в  сфере  туризма  продолжает  испытывать  немалые  трудности.  В отечественных  вузах  нередко  используются  учебники  по  гостеприимству  и  туризму,  написанные зарубежными авторами. Это, безусловно, положительный момент, так как будущие российские специалисты из первых рук узнают о состоянии дел в мировой практике туристского бизнеса и гостеприимства. Однако в зарубежных  работах,  естественно,  не  учитывается  специфика  отечественной  экономики  и  культурно-досуговой  практики.  И  хотя  в  имеющихся  пособиях  отечественных  авторов  частично  восполняется  этот недостаток,  в  целом  приходится  признать,  что  отечественная  наука  о  туризме  пребывает  на  стадии становления.  Отдельные  издания  по  проблемам  социально-культурного  сервиса  в  туризме  не  меняют состояния дел в общероссийских масштабах. Даже поверхностный анализ учебной литературы показывает, что  говорить  о  сложившихся  комплексах  отечественных  наук  о  туризме  и  сфере  сервиса  пока преждевременно.

Эта  неопределенность  науки  о  туризме (а  точнее,  целого  комплекса наук) в настоящее время преодолевается  самой  практикой  развития отечественного  бизнеса.  От  состояния  науки  о  туризме непосредственно зависит  развитие  системы  профессионального  образования, т.е. подготовка тех специалистов,  которые  отвечают  за  качество  отдыха  людей.  Вместе  с тем  эта  наука  несправедливо принижается,  что  можно  объяснить  тем,  что  работа  организаторов  туризма -  режиссеров  и  сценаристов нашего  отдыха -  воспринимается  как  сугубо «технологическая»,  требующая  в  первую  очередь  навыки управленца,  экономиста.  Но  в  настоящее  время  наряду  с  экономической  природой  все  более  отчетливо обнаруживает  себя  социокультурная  сущность  туризма:  туризм  осознается  как  одна  из  функциональных сфер  культуры,  элемент  и  средство  культуры, фактор  влияния  на нее. Его  социально-культурная  природа обнаруживает  себя  в  том,  что  данная  индустрия  рассматривается  как  деятельность,  способствующая развитию всех аспектов, связанных с культурой. Туризм воздействует на человека, формируя в нем навыки и  умения  общения,  он  способствует  изучению  культур,  традиций  разных  народов  и  взаимопониманию между ними. Отечественный комплекс наук о туризме направлен на изучение развития индустрии туризма и сервиса  в  условиях  массовых  коммуникаций  и  глобальных  взаимодействий,  а  также  на  повышение профессионализма специалистов, задействованных в данной сфере деятельности [10, с. 70-71].

В  настоящее  время  существует  множество  специализированных  факультетов  и  институтов, занимающихся  профессиональной  подготовкой  кадров  для  туристской  индустрии.  Профессиональное воспитание  в  ВУЗе  представляет  собой  специально  организованный,  контролируемый  процесс,  в  ходе которого  происходит  профессиональное  становление  специалиста,  развитие  профессиональной  структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного труда.

Однако, при таком обилии учебных заведений дефицит профессиональных  работников  в  сфере туризма  не  только  не  перестает существовать,  а  намечается  кадровый  кризис  квалифицированных специалистов для многих туристских компаний в России. Подобная ситуация обусловлена рядом причин.

Во-первых, большинство будущих специалистов не имеют элементарного представления  о  том,  как строится работа в туристской фирме. Не предполагают, что, выбрав данную профессию, обрекают себя на тяжелейший  труд,  отсутствие  зачастую  выходных  и  праздников  в  кругу  семьи,  ежедневное  и  ежечасное общение  с  не  всегда  приветливыми  или  доброжелательными  клиентами,  огромное  количество командировок,  сравнительно  небольшой  уровень  заработной  платы  и  требуемая  руководством  полная самоотдача  в  работе.  Список  подобных «неудобств»  такой  профессии  не  сможет  избежать  ни  один менеджер,  в  какой  бы  туристской фирме  он не  работал. Отсюда  разочарования профессией,  частая  смена места работы.

Во-вторых,  нежелание  многих  руководителей  турфирм  тратить  свое  время  на  малоопытных  и совершенно безынициативных будущих специалистов, «требующих»  за  свою работу  еще и материального вознаграждения.

В-третьих,  низкий  уровень  подготовки  персонала  для  организаций  туристской  отрасли.  Незнание специфики  туристской  терминалогии,  недостаточный  кругозор,  слабое  владение  иностранными  языками - вот неполный перечень того, с чем приходится сталкиваться при найме на работу турменеджеров [4, с. 17].

Один из выходов из сложившейся ситуации видится в проведении профессионального собеседования и психологического  тестирования, как абитуриентов, желающих стать профессионалами  турбизнеса,  так и студентов на протяжении  всего периода обучения. Это необходимо,  для  того,  чтобы показать над  какими личностными качествами должен работать будущий профессионал в сфере туризма совместно с педагогами, а  какие  личностные  качества  ему  мешают.  Данные  тестирования  смогут  сэкономить  время  и  нервы  как новоиспеченному специалисту, так и его будущему работодателю. К сожалению, на сегодняшний момент, ни  одно  высшее  учебное  заведение  не  проводит  подобных  тестов.  Тем  не  менее,  отрицание  или непонимание важности и значения подобных тестирований в выборе профессии турменеджера в конечном итоге  приводит  к  оттоку  уже  подготовленных  выпускников  из  отрасли  или  их  переквалифицирование  на другие специальности. Для преодоления данных трудностей следует уделять больше внимания определению и развитию профессионально значимых качеств для индустрии туризма, необходимо привлекать различных специалистов (психологов,  социологов  и  т.  д.)  для  разработки  тестов  и  методик  по  их  выявлению  и коррекции у студентов специализированных вузов непосредственно во время обучения.

Что  касается  практической  составляющей  в обучении  специалистов  в области туризма, следует отметить, что  здесь  особенно  важно  понимание самой  туристической  отраслью  важности  практики студентов  как  основы, на  которой  строится  их  будущий  профессионализм.  В  ее  процессе студенты получают  возможность, не  только  ознакомится  с  деятельностью предприятий, но и  устроиться на  работу.

Большинство учебных заведений имеют налаженные связи с предприятиями данной отрасли в своем городе и регионе. Важной тенденцией является то, что многие находят работу уже во время обучения.

В  то  же  время,  процесс  перехода  к  информационному  обществу  потребует  от  специалистов  по социально-культурной деятельности, сервису и туризму способности быстро и качественно перерабатывать и использовать большие массивы информации, применяя при этом современные компьютерные технологии и другие технические средства и методы.

С момента начала компьютеризации и информатизации профессионального  высшего  образования рассмотрению  компьютера  и  компьютерных  технологии  как  объектов  изучения  посвящено  значительное число  исследований. Использование  компьютерных  технологий  в  процессе  построения  занятий  по  любой учебной  дисциплине  возможно  на  различных  его  этапах:  предъявления  учебной  информации;  усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; повторения и закрепления полученных навыков и умений; промежуточного и итогового контроля; анализа полученных результатов и коррекции действий [4, с. 18].

Непременным  следствием  информатизации  современного  общества являются  такие  социальные последствия  как:  увеличение  числа  работников  непосредственно информационной  сферы; интеллектуализация основных  видов  труда и повышение уровня информационной  культуры  специалистов на  основе  освоения  новых  информационных  технологий,  которые  обязаны  сыграть  ключевую  роль  в обеспечении  качества  подготовки  специалистов,  в  том  числе  и  по  социально-культурной  деятельности, сервису и туризму.

Проблема становления профессионала – это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития  будущего специалиста как субъекта социального действия. Он должен видеть свою профессию во всей  совокупности  ее  широких  социальных  связей,  знать  предъявляемые  к ней  и  ее  представителям требования, понимать  содержание и  специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных  задач  и  быть  готовым  разрешать  их  в  меняющихся социальных  условиях.

Профессиональный уровень  специалистов –  их  знания,  квалификация, мастерство –  служат  гарантом надежности и стабильности.

Культура  же  специалиста  развивается  через  практический  опыт,  но интеллектуальные  основы профессионализма  формируются  образованием, главная  цель  которого –  достижение  профессиональной компетентности. Для  этого  необходимо  создание  современной  системы  подготовки специалистов  всех уровней профессионального образования, с учетом преемственности образовательных программ для сферы обслуживания.

 


Заключение

 

Ознакомительные туры и семинары – это как практические занятия и лекции по теории. Для успешной работы нужны и семинары, и мастер-классы, и, конечно же, ознакомительные туры. Только ознакомительный тур дает полное представление о возможностях курортов и качестве предлагаемого оператором продукта, включая отельную базу, дает возможность вдохнуть атмосферу страны, так сказать попробовать на вкус и пощупать руками, что это за турпродукт. 

Эффективность ознакомительного тура можно оценить, анализируя продажи агентства или введя бонусную систему по оплате рекламного тура, когда его стоимость возвращается при отправке определенного количества туристов.

XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования и дальнейшего влияния на развитие туризма. Формирование пакета тура сегодня - не просто технический процесс. Благодаря сформировавшемуся сегодня «рынку потребителей» в туризме, особое значение придается его дифференциации. Поэтому и туроперейтинг должен быть серьезно дифференцированным. А для этого, конечно, необходимы профессиональные знания менеджера и его квалифицированный подход к формированию туристского продукта.

Специалисту в области туризма необходимы знания по ресурсоведению, по состоянию и динамике рынка, маркетингу, менеджменту. Необходимо знать технологические особенности проектирования, подготовки, разработки и предоставления туров, особенности их тематического содержания. Нужны также знания по технологии производства и предоставления отдельных видов туристских услуг, учитывая разнообразие и особенности подготовки различных типов и видов туристских программ. Все это требует огромных практических навыков. Многие туристские фирмы зарубежных стран, ориентированных на туризм, уже давно поняли эту истину.

Список использованных источников

 

1.             Федеральный закон №132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим

2.             Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 256с.

Информация о работе Обучающие туры как способ повышения квалификации персонала туристических фирм