Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение методов оценки, которые бы позволили наиболее полно и целесообразно отразить инновационную деятельность организации.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы инноватики;
оценить состояние инновационной активности выбранной организации;
выявить проблемы в инновационной деятельности;
оценить инновационную активность и эффективность внедряемых инноваций;
предложить пути повышения инновационной активности и эффективности инноваций.

Содержание

Введение………………………………………………………………....................4
Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности
предприятия
Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности
предприятия .…………………….............................................................................5
Эффект от инноваций и методы его оценки………….............................10
2 Исследование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................14
2.2 Анализ инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………….................................................................18
2.3 Экспертная оценка инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................22
3 Совершенствование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................25
Заключение………………………………………………………………................28
Список использованных источников……………………………………..............29

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УО «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономика организации и управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Менеджмент

на тему: Оценка инновационной активности предприятия и

эффективности инноваций

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 3-й курс, ДКТ                                                                                  Д.В. Глобуз

 

 

Руководитель                                                                                           Е.В. Лаврова

ассистент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МИНСК 2011


РЕФЕРАТ

 

Работа содержит:  29 с., 2 рис., 5 табл., 3 формулы, 13 источников.

 

ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ  АКТИВНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ.

Объект исследования – инновационная активность предприятия и эффективность инноваций.

Предмет исследования – инновационная активность филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк».

Цель работы – изучить понятия инновационной активности и эффективности инноваций.

оценить инновационную  деятельность филиала №802 ОАО «АСБ Беларусбанк».

разработать систему мер  по активизации инновационной активности и эффективному внедрению инновационных  технологий.

Методы исследования: табличный метод, метод сравнительного анализа, метод анализа и синтеза, метод экспертной оценки, группировок, статистический.

Исследования и разработки: рассмотрено содержание инновационной активности, ее основные показатели и методология оценки эффективности инноваций; проанализирована инновационная активность филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»; оценена эффективность внедрения инноваций; выявлены недостатки и предложены перспективные способы их решения, применимые к конкретному хозяйствующему субъекту.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.     

 

 

 

_________________________

                                                                              (подпись студента)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………....................4

  1. Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности

предприятия

    1. Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности

предприятия .…………………….............................................................................5

    1. Эффект от инноваций и методы его оценки………….............................10

2      Исследование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»

2.1 Организационно-экономическая характеристика  филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................14

2.2   Анализ инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………….................................................................18

2.3   Экспертная оценка инновационной  активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................22

3      Совершенствование  инновационной активности филиала  № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................25

Заключение………………………………………………………………................28

Список использованных источников……………………………………..............29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению инновационной активности и эффективности  инноваций в конкретной организации.

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед организациями республики встает необходимость работать по-новому, приспосабливая все стороны деятельности к меняющейся ситуации. Одной из главных задач любой организации становится поиск альтернативных путей повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг). Одним из таких путей является инновационное развитие, которое дает неоспоримый экономический, финансовый, социальный и экологический эффект.

Для ведения такого рода деятельности необходимо разработать адекватную систему оценки эффективности инноваций, которая смогла отражать все сильные и слабые места инновационной деятельности организации.

Актуальность выбранной темы объясняется  переходом нашей страны в эпоху  инновационного развития экономики, где главную роль играют не природные, а интеллектуальные ресурсы и нововведения. В данных условиях самыми ценными для субъектов хозяйствования становятся результаты интеллектуальной деятельности, собственно инновации, которые приобретают форму промышленной собственности.

Целью работы является определение  методов оценки, которые бы позволили наиболее полно и целесообразно отразить инновационную деятельность организации.

 Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы инноватики;
  2. оценить состояние инновационной активности выбранной организации;
  3. выявить проблемы в инновационной деятельности;
  4. оценить инновационную активность и эффективность внедряемых инноваций;
  5. предложить пути повышения инновационной активности и эффективности инноваций.

При написании работы была использована учебная и научная литература, статьи периодических изданий, статистические данные, данные годовой отчетности организации.

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности предприятия

    1. Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности предприятия

В современном мире значительно возросла роль инноваций. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, потому что ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, а также к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Инноватика, как и любая другая теория имеет свой понятийный аппарат.

Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации  и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность.

Начнем с определения инновации. В «Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь 03.01.2007 №1 дано следующее определение:

«Инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые  или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также    организационно-технические    решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок» [1].

Инновационная активность – это самостоятельная категория. С ее помощью определяется характер инновационной деятельности, которая характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны [2, c. 35].

Активность деятельности организации - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных предпосылках.

Составляющие инновационной активности:

  • инновационная деятельность должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и в оперативной деятельности предприятия;
  • инновационная деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности [3, c.2].

Содержание понятия  «инновационная активность» состоит в следующем:

  1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие   стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
  2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
  3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.
  4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное - это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ.
  5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации.
  6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды [4, c. 95].

Управление инновационной активностью  и повышение ее уровня предполагает установление внешних и внутренних факторов влияния.

  • Внешние факторы включают нестабильность внешней среды как основное проявление временного фактора; инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны властей системного и отраслевого характера; инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.
  • Внутренние: открытость организации; компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость; мотивация специалистов и руководства [5, c. 93].

Инновационная активность предполагает оперативное реагирование на изменение потребностей. Хотя эта стратегия сможет обеспечить предприятию только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов.

Инновационная активность зависит от многих факторов. Главным из этих факторов является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам». Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии каждым из специалистов [6, c. 82].

Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия напротив является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.

При формировании методики оценки инновационной  активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами.

В зависимости от текущего состояния  предприятия и его достигнутых  результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов [7, c. 25].

На практике количественная оценка инновационной активности предприятий  осуществляется на основе трех основных подходов:

  • функционального;
  • результатного;
  • факторно-результатного.

Функциональный подход отличается той основной особенностью, что в его рамках для оценки инновационной активности предприятия используются не характеристики конечных результатов его инновационной деятельности, а показатели интенсивности осуществления предприятием такой деятельности.

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций