Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение методов оценки, которые бы позволили наиболее полно и целесообразно отразить инновационную деятельность организации.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы инноватики;
оценить состояние инновационной активности выбранной организации;
выявить проблемы в инновационной деятельности;
оценить инновационную активность и эффективность внедряемых инноваций;
предложить пути повышения инновационной активности и эффективности инноваций.

Содержание

Введение………………………………………………………………....................4
Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности
предприятия
Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности
предприятия .…………………….............................................................................5
Эффект от инноваций и методы его оценки………….............................10
2 Исследование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................14
2.2 Анализ инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………….................................................................18
2.3 Экспертная оценка инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................22
3 Совершенствование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................25
Заключение………………………………………………………………................28
Список использованных источников……………………………………..............29

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрение приведенных и  иных проблем в инновационной  деятельности, а также предложений  по их устранению будет осуществлено в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование  инновационной активности филиала  № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»

В настоящее время инновационная  культура нашего общества находится  на низком уровне, а недостаток или отсутствие инновационной культуры в обществе в целом является важнейшей причиной инновационной стагнации. Мировой опыт свидетельствует о том, что преодолеть инновационную стагнацию только с помощью капитальных вложений невозможно.

Но нужно иметь ввиду, что  изменения в потребительском  поведении не минуемы,  и, если со временем появляются новые коммуникационные и покупательские процессы, которые приводят к большему  удобству, низким ценам и легкой досягаемости, то время, пока потребитель привыкает к новому окружению и спектру услуг, должно быть использовано филиалом  для своей адаптации к ранее не применяемой технологии услуг, базирующейся на "ноу-хау" в банковском бизнесе.

 По данным  Американской ассоциации  банкиров для того, чтобы иметь  преимущество в конкурентной  борьбе в финансовом секторе,  1/6 часть расходов должна вкладываться в развитие технологий и информационные системы.

Согласно данным по филиалу  № 802 вложения в сферу технологий и информационных систем составляют  мизерную долю всех расходов, чуть больше половины процента.  Филиалу необходимо пересмотреть политику затрат для создания конкурентного преимущества в банковской сфере и увеличить вложения в развитие технологий и информационных систем.

Поскольку филиал имеет разветвленную  отделенческую сеть по обслуживанию физических лиц, то необходимо сосредоточиться на внедрении новых технологий в области обслуживания физических лиц.

В этом направлении обращает на себя внимание использование в практике зарубежных банков зон самообслуживания, что позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционно-кассового зала филиала и соответственно сократить количество операционистов и кассиров, выполняющих рутинные операции, и увеличить число менеджеров, занимающихся учетно-ссудными,  консалтинговыми и другими видами услуг.

Можно  создавать и полностью автоматизированные филиалы банка, которые представляют собой помещение,  оснащенное специальным банковским оборудованием. Автоматизированный банк (в зависимости от количества оборудования) может размещаться на площади 10–50 м2   в жилых зданиях, зданиях магазинов, промышленных объектов, станций метро, вокзалов, аэропортов и т.д. Он оказывает услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

И, конечно, новые технологии требуют  изменения в квалификации работников. Можно спрогнозировать появление  таких специальностей как продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям.

Подготовка именно таких специалистов также должна быть организована в  филиале.

Следует отметить, что механизм внедрения  рассмотренных выше инноваций  имеет  определенные особенности, которые определяются общими чертами инновационной активности в сфере услуг, в том числе финансовых как специфическом секторе общественного производства: нематериальный характер результата деятельности; тесную связь с потребителями; несколько спонтанный процесс появления инновационных идей, которые не являются результатами научных исследований; важная роль самообучения организации; склонность к формированию открытых инновационных сетей и т.д.

Именно данные особенности значительно  усложняют разработку системы оценки инновационной активности и создают трудности в оценке эффективности инноваций.

Проведенный анализ инновационной  активности филиала № 802 позволил выделить ряд слабых сторон, усиление которых  может повысить эффективность внедряемых банком инноваций.

Целесообразно предложить пути совершенствования  каждого из выявленных слабых блоков:

  1. функциональный блок:
  • качественное улучшение исследований потребностей потребителей инноваций, а также их предпочтений в отношении качественных параметров предлагаемой услуги;
  • создание принципиально нового документооборота, основанного на строгой формализованности и видимости  (карты, схемы, регламенты)

2) финансовый блок:

  • поиск средств на внедрение инноваций внутри банка. Так, на данный момент финансирование инноваций осуществляется в основном за счет лизинга. В связи с этим целесообразно создать фонд, средства которого будут идти только на инновационную деятельность.

3) управленческий и организационный  блоки:

  • налаживание эффективной взаимосвязи между структурными подразделениями филиала (отделами);
  • делегирование полномочий;
  • разумное сочетание автономности и централизации;
  • снятие бюрократических барьеров.

На данном этапе развития филиала  целесообразно создать структуру,  которая целенаправленно будет  заниматься вышеуказанными проблемами.

В наше время это становится непременным  условием обеспечения результативности и эффективности инновационного процесса, поскольку позволяет:

  • четко определить всех его участников и степень их ответственности;
  • организовать последовательно-параллельное выполнение его этапов с установкой обратных связей и возможностью корректирующих действий;
  • сэкономить время и затраты на разработку и внедрение инноваций;
  • сформировать сбалансированный, стратегически выверенный портфель инноваций;
  • осуществлять постоянный мониторинг внедрения инноваций.

Для повышения эффективности инноваций  необходимо комплексное использование  новых принципов менеджмента. Основными  из них являются:

  • создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
  • нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;
  • определение приоритетных задач инновационной работы исходя из целей и задач фирмы;
  • сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения инновационного процесса;
  • максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе одновременного параллельного решения инновационных задач.

Для совершенствования инновационной деятельности филиала необходимы следующие этапы:

  • внедрение системы непрерывных улучшений;
  • совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала с целью поощрения инноваций (нововведений);
  • преодоление сопротивления сотрудников инновациям (нововведениям);
  • модификация системы сбора внутренней и внешней маркетинговой информации;
  • совершенствование стратегического менеджмента в филиале, регламентация процедур разработки, рассмотрения, утверждения, реализации и мониторинга инновационных проектов.
  • создать адекватную систему оценки и контроля инновационной деятельности;
  • применять портфельный подход, одновременно инвестируя и осуществляя продуктовые, маркетинговые инновации, инновации бизнес-процессов и операционных моделей.

Таким образом, в непростых современных  условиях мирового хозяйства филиалу  необходимо учитывать, что стратегическое управление инновационной деятельностью является необходимым условием функционирования. Для успешной реализации инновационной стратегии необходимо наличие организационных структур, инновационной культуры, поддерживающей появление и воплощение новых идей, механизмов оценки и контроля эффективности инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновации - это сложная и многосторонняя категория. Ключевыми составляющими  данного понятия являются инновационная  деятельность, инновационная активность и эффективность инноваций.

Инновационная активность – это категория, с помощью которой определяется характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность организации в свою очередь характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии.

На практике количественная оценка инновационной активности предприятий  осуществляется на основе трех основных подходов:

  • функционального;
  • результатного;
  • факторно-результатного.

В данной работе оценка инновационной активности и эффективности инноваций основана на результативном подходе, который базируется на оценке конечных результатов деятельность организации.

Понятие эффективности инноваций  является одним из самых спорных  и проблемных аспектов в инноватике. Основными видами эффекта, получаемого от внедрения инноваций являются экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экологический.

В работе проведен анализ инновационной  активности структурного подразделения  ОАО «АСБ Беларусбанк» филиала № 802. Рассмотрены такие инновационные технологии как Интернет-банкинг и система «Клиент-банк».

На основе экспертной оценки были выявлены определенные проблемы, препятствующие более эффективному внедрению инновационных  технологий. Среди них слабый уровень контроля, недостаточность инвестиций, а также отсутствие мотивации персонала.

В последней главе курсовой работы приведены наиболее целесообразные способы устранения выявленных проблем:

  1. поиск средств на внедрение инноваций внутри банка.
  2. делегирование полномочий;
  3. разумное сочетание автономности и централизации;
  4. снятие бюрократических барьеров.
  5. подготовка таких специалистов как продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям

В заключение хочется обобщить и  отметить, что в условиях усиливающейся конкуренции и прогресса в области информационных технологий  филиал  должен переосмыслить и реорганизовать свою деятельность.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОТЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Наука и образование / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/science/sc_leg_acts.asp - Дата доступа: 02.11.2011
  2. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 272с.
  3. Никитина  О.В.  Инновационная  активность  предприятия  и возможности  ее  оценки.  //Современные  проблемы  экономики  и управления  народным  хозяйством:  Сборник  научных  статей аспирантов  СПбГИЭУ.  Вып.  12/  Под  ред.  Смирнова  Е.Б.  –  СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 12 c.
  4. Авериенков В.И., Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 280с.
  5. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2009. – 400с.
  6. Юрзинова С. М. Финансы организаций: менеджмент и анализ. – М.: ЭКСМО, 2004. – 385с.
  7. Коуз Р.Г. Природа фирмы // в кн.: Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001.-360 с.
  8. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720 с.
  9. Балдин К.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. – 368с.
  10. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 416с.
  11. Юрзинова С. М. Финансы организаций: менеджмент и анализ. – М.: ЭКСМО, 2004. – 385с.
  12. Муравьева А.В. Банковские инновации: мировой опыт и российская практика: дисс. ... кандидата экон. наук: 08.00.05 / А.В. Муравьева – М., 2005. – 148 л.
  13. Лукьянова И.Р. Фискальные рычаги в стимулировании инновационного экономического роста: проблемы и перспективы / И. А. Лукьянова ; БГЭУ // Гуманитарные науки : сборник научных трудов. - Минск, 2010. - Вып. 19 : Ноосферная экономика в начале XXI века: наука, образование, инновации, культура. - С. 157-164.

 

 

 

 

 




Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций