Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение методов оценки, которые бы позволили наиболее полно и целесообразно отразить инновационную деятельность организации.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы инноватики;
оценить состояние инновационной активности выбранной организации;
выявить проблемы в инновационной деятельности;
оценить инновационную активность и эффективность внедряемых инноваций;
предложить пути повышения инновационной активности и эффективности инноваций.

Содержание

Введение………………………………………………………………....................4
Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности
предприятия
Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности
предприятия .…………………….............................................................................5
Эффект от инноваций и методы его оценки………….............................10
2 Исследование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................14
2.2 Анализ инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………….................................................................18
2.3 Экспертная оценка инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................22
3 Совершенствование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................25
Заключение………………………………………………………………................28
Список использованных источников……………………………………..............29

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

В данной работе остановимся на рассмотрении таких банковских инноваций как Интернет-банкинг и  Клиент-Банк, которые не так давно завоевали внимание клиентов банка.

Начнем рассмотрение с системы  «Клиент-банк», которая предшествует появлению Интернет-банкинга.

Система «Клиент-Банк» представляет собой программно-технический комплекс, который обладает функциями, необходимыми предприятию для дистанционного управления счетом в банке. Современные технологии программной защиты находятся на высоком уровне, обеспечивающем конфиденциальность проведения всех операций и сохранность средств. Безопасность обеспечивается благодаря электронной подписи, шифрованию и организации доступа при помощи персонального электронного ключа, таким образом, опасность подделки подписи и кражи бумажных бланков и прочих документов исключается.

Система «Клиент-Банк» обеспечивает:

  • доступ ко всем счетам;
  • прием и отправку документов (платежи, письма, заявки, запросы);
  • защиту электронных документов;
  • обмен сообщениями произвольного формата.

Система «Клиент-Банк» имеет следующие  преимущества:

  • Оперативность.
  • Скорость прохождения платежей увеличивает в разы.
  • Удобство.
  • Автоматизация процесса подготовки платежных документов упрощается. Электронные платежные документы, как и бумажные, подписываются должностными лицами компании и отправляются в банк, но вместо обычной подписи используется электронная.
  • Мобильность. Клиент может управлять счетом, не посещая банк.

По состоянию на 01.10.2011г. пользователями системы «Клиент-банк» филиала № 802 являются 495 клиентов (30,2% от работающих клиентов). По сравнению с началом года число пользователей увеличилось на 146 клиентов, фактически привлечено 155 клиентов. По состоянию за 3-й квартал 2011 г. доля электронного документа оборота сложился на уровне 88,01% (сентябрь 89,17%). До конца года данный показатель должен составить 90%.

В связи с тем, что  данной услугой пользуются практически  все клиенты с большим документооборотом,  проведена презентация Пакетов  услуг вводимых банком с 01.07.2011г., а  так же организована Акция, предусматривающая  предоставление скидок клиентам, подключившимся к системе «Клиент-банк». В акции приняло участие 36 клиентов, это помогло увеличить количество электронных документов на 485 по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Работа по привлечению  клиентов на услугу удаленного доступа  проводиться совместно с отделом расчетно-кассового обслуживания, в том числе и в рамках Дня клиента.

Теперь проанализируем  Интернет-банкинг, под которым обычно понимается предоставление банками юридическим и физическим лицам соответствующих услуг (оптовых и розничных) посредством Интернета с помощью специального программно-аппаратного комплекса.

На сегодняшний день Интернет-банкинг является одним из наиболее динамичных сегментов электронной коммерции. При этом возможности использования Интернета в области банковского дела постоянно расширяются, появляются новые службы и технологии, которые доступны даже самым неопытным пользователям.

Интернет-банкинг представляет собой вариант дистанционного способа оказания банковских услуг клиентам. В широком смысле под данным термином можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных сайтов банков и заканчивая сложными виртуальными расчетно-платежными системами. В более узком значении Интернет-банкинг — это аналог системы «банк — клиент», работающий через Интернет.

Стоит обратить внимание на то, что в рамках Интернет-банкинга речь идет о высоко стандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала. Клиент, обслуживающийся с помощью интернет-банкинга, может быть полностью освобожден от каких-либо посещений банка, тем более что у банка вообще может не быть офиса.

В Республике Беларусь рынок услуг  Интернет-банкинга находится на первоначальном этапе развития, но всё больше отечественных кредитных учреждений оказывают или планируют предоставлять в ближайшем будущем услуги интернет-банкинга. Это связано, прежде всего, с ростом количества пользователей Интернета в стране.

В системе «Интернет-банкинг», предоставляемой ОАО «АСБ Беларусбанк» клиент может осуществлять следующие операции:

  • просмотр остатков по карт-счетам;
  • оплата услуг стационарной и мобильной связи;
  • оплата услуг Интернет провайдеров;
  • оплата коммунальных услуг;
  • погашение кредитов с карт-счетов;
  • перемещение средств с карт-счёта на карт-счёт;
  • просмотр истории платежей по видам услуг осуществлённых в системе.

Список доступных операций постоянно пополняется.

Преимущества Интернет-банкинга очевидны и аналогичны преимуществам Клиент-банка. Отличительной особенностью является отсутствие необходимости установки программного обеспечения на компьютер клиента.

В таблице 4 представлены основные данные, отражающие динамику электронного документооборота.

Таблица 4 – Динамика электронного документооборота филиала № 802

 

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.10.2011

Кол-во клиентов (общее)

1315

1402

1510

1586

1640

Кол-во клиентов

(«Клиент-Банк»)

32

162

237

349

495

% электронного

документооборота

32,2

58,03

70,13

81,29

88,01

Количество  документов (в месяц)

27102

33550

36155

37874

35221

В том числе электронных

8727

19470

25355

30787

30998


Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных филиала

Проводя анализ предложенных сведений можно с уверенностью говорить о  том, что рассматриваемые системы  эффективны. Так количество клиентов, подключенных к Клиент-Банку стабильно увеличивается. Темп роста электронного документооборота составляет 2,75 п.п. в 2011 г. по сравнению с 2008 г.  Объем электронных документов в общей численности составляет около 88%.

Следует отметить и тот факт, что после внедрения системы дистанционного обслуживания клиентов, норма времени на оформление кредитового перевода снизилась с 2,5 мин. до 0,6 мин, а количество проводимых операций возросло с 128 до 533 (увеличилось на 78%). Что дает основания говорить, об абсолютной эффективности внедренных систем.

Анализ показал, что данные инновационные  технологии приносят неоспоримый научно-технический  эффект, заключенный в простоте и  новизне данных систем. Нельзя не учесть социальный и финансовые эффекты, которые приносят прибыль Беларусбанку, а также неоспоримые преимущества клиентам данных систем, выражающиеся в огромной экономии времени и сил, которые были бы затрачены для похода в банк, не нанося при этом ущерб природной среде.

Оценим инновационную активность, используя результативный подход, при помощи формулы (1,1), рассмотренной в первой главе, с применение приведенных выше данных по количеству клиентов использующих систему «Клиент-банк», увеличение которых непосредственно связано инновационной активностью филиала:                          


 

Так, чем выше динамический коэффициент  эффективности инноваций, тем лучше. Как видно из расчета данный показатель достигает значительной величины, что  дает возможность говорить о том, что филиал является инновационно активным и эффективность внедряемых инновационных технологий велика. Также можно было бы произвести аналогичный расчет по показателям электронного документооборота, который также бы указал на значительную эффективность инноваций филиала № 802 «АСБ Беларусбанк».

Проведенный анализ показывает, что существенных проблем в инновационной активности филиала нет. ОАО «АСБ Беларусбанк» является ведущим банком страны, и он руководствуется стратегией лидера в инновационной сфере, а инновационные продукты приносят максимум эффекта, как финансового, так и социального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Экспертная оценка  инновационной активности филиала  №802 «АСБ Беларусбанк»

Ранее была оценена инновационная  активность с использованием результативного  подхода. Теперь целесообразно использовать другой подход, а именно экспертную оценку для получения качественной характеристики инновационной деятельности филиала.

Для этого предназначен вопросник, который позволяет формализовать  оценку качества основных элементов  инновационной деятельности. Все вопросы анкеты разделены на 4 группы (политика, процессы, персонал, контроль) и имеют свой вес (относительную значимость): 1-низкая значимость; 2-умеренная значимость; 3-высокая значимость.

Ответу на каждый вопрос ставиться  в соответствие балл по четырехбальной шкале, который означает: 1-да (постоянно, всегда, в полном объеме); 2-частично (отчасти да, не всегда); 3- очень редко (в отдельных случаях);4-нет (никогда, ни в каких случаях). Подобная анкета представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели состояния  инновационной деятельности коммерческого банка

п/п

Вопросы

вес

балл

1

2

3

4

1.

Имеется ли у кредитной организации  утвержденная Правлением стратегия  инновационного развития

2

1

2.

Оценила ли кредитная организация  при выработке инновационной  стратегии все свои сильные и слабые стороны, возможные угрозы (проведен ли SWOT-анализ). Все ли факторы и обстоятельства учтены кредитной организацией при проведении SWOT-анализа при выработке инновационной стратегии.

2

1

3.

Определены ли в инновационной  стратегии инновационные банковские продукты, операции, области (направления) деятельности, в которых банк рассчитывает добиться преимуществ над конкурентами, а также последовательность реализации намеченных планов с учетом взаимосвязи инновационных стратегических решений в отношении:

- развития отдельных направлений  инновационной деятельности (банковских  инновационных продуктов);

- обеспечения соответствия выбранных  инновационных стратегий и направлений  и объемов деятельности возможностям  и ресурсной базе кредитной организации.

2

2

4.

Определены ли в инновационной  стратегии развития методы, при помощи которых кредитная организация  предполагает достигнуть успеха (более  эффективно использовать имеющиеся  возможности для осуществления  инновационной деятельности и др.).

2

2

5.

Имеется ли  у кредитной организации  документированный план действий, включая  график работы и ответственных лиц, для достижения целей, определенных инновационной стратегией развития.

1

2

6.

Проводится ли кредитной организацией регулярный мониторинг степени достижения поставленных в инновационной стратегии целей.

1

3

7.

Выполняются ли планы, разработанные  кредитной организацией для реализации целей, определенных инновационной  стратегией.

2

3

8.

Разработаны ли в кредитной организации  планы мероприятий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, способных подорвать ее финансовую устойчивость, спровоцировать потерю платежеспособности, оказать существенное негативное влияние на капитал и (или) финансовые результаты деятельности.

2

3

9.

Мотивация сотрудников кредитной  организации в эффективности  инновационной деятельности

2

3

10.

Сотрудничество топ-менеджеров с  работниками других отделов в  процессе реализации инновационной  стратегии

2

3


Примечание – Источник: [12, с. 97]

Ознакомившись со стратегией развития ОАО «АСБ Беларусбанк» на 2011 – 2015 годы, а также различными данными о деятельности филиала можно расставить соответствующие баллы по четырехбальной шкале. 

По каждой группе вопросов рассчитывается индекс качества элемента инновационной деятельности (k=1…4) по формуле (2.1):


   

(2.1)

                                                                                     ,

 

где n – число вопросов в группе;

      Баллi- бальная оценка ответа на i-й вопрос группы;

      Весi- удельный вес i-го вопроса в группе.

Рассчитаем индекс качества элемента инновационной деятельности для  каждой выделенной группы:

Политика:

Процессы:

Персонал:

Контроль:

Итоговый показатель инновационной  активности  кредитных организаций  рассчитывается как среднее арифметическое индексов качества:

                                                                                                   


(2.2)                          

                                                                                       ,

                                                                                                          

Значение итогового показателя округляется до целого и интерпретируется  как:

1-инновационная деятельность кредитной  организации планомерно осуществляется;

2-инновационная стратегия банка  осуществлена на 50%, реализация плана  более 5 лет; 

3-инновационная деятельность банка  находится на стадии разработки инновационной стратегии, разрабатывается методика оценки инновационных проектов;

4-инновационная деятельность кредитной  организации находится на стадии  зарождения. [12, с. 65]

Следовательно, полученный итоговый показатель с учетом округления равен  двум.

На основании этого можно сделать вывод о том, что в целом инновационная деятельность филиала осуществляется лишь наполовину и весь потенциал в данной области не задействован.

Также можно проанализировать отдельные  составляющие полученного итогового  показателя – политику, процессы, персонал и контроль. Опираясь на приведенные выше расчеты, можно говорить о высоком качестве, как инновационной политики, так и об инновационных процессах. Но достаточно слаб контроль и мотивация сотрудников. Следовательно, именно в этих областях необходимо искать резервы роста эффективности внедряемых инноваций, а также повышение инновационной активности.

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций