Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью работы является определение методов оценки, которые бы позволили наиболее полно и целесообразно отразить инновационную деятельность организации.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы инноватики;
оценить состояние инновационной активности выбранной организации;
выявить проблемы в инновационной деятельности;
оценить инновационную активность и эффективность внедряемых инноваций;
предложить пути повышения инновационной активности и эффективности инноваций.
Введение………………………………………………………………....................4
Теоретические аспекты оценки инновационной деятельности
предприятия
Понятие, сущность и подходы к оценке инновационной активности
предприятия .…………………….............................................................................5
Эффект от инноваций и методы его оценки………….............................10
2 Исследование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................14
2.2 Анализ инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………….................................................................18
2.3 Экспертная оценка инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................22
3 Совершенствование инновационной активности филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк»..................................................................................................25
Заключение………………………………………………………………................28
Список использованных источников……………………………………..............29
В данной работе остановимся на рассмотрении таких банковских инноваций как Интернет-банкинг и Клиент-Банк, которые не так давно завоевали внимание клиентов банка.
Начнем рассмотрение с системы «Клиент-банк», которая предшествует появлению Интернет-банкинга.
Система «Клиент-Банк» представляет собой программно-технический комплекс, который обладает функциями, необходимыми предприятию для дистанционного управления счетом в банке. Современные технологии программной защиты находятся на высоком уровне, обеспечивающем конфиденциальность проведения всех операций и сохранность средств. Безопасность обеспечивается благодаря электронной подписи, шифрованию и организации доступа при помощи персонального электронного ключа, таким образом, опасность подделки подписи и кражи бумажных бланков и прочих документов исключается.
Система «Клиент-Банк» обеспечивает:
Система «Клиент-Банк» имеет следующие преимущества:
По состоянию на 01.10.2011г. пользователями системы «Клиент-банк» филиала № 802 являются 495 клиентов (30,2% от работающих клиентов). По сравнению с началом года число пользователей увеличилось на 146 клиентов, фактически привлечено 155 клиентов. По состоянию за 3-й квартал 2011 г. доля электронного документа оборота сложился на уровне 88,01% (сентябрь 89,17%). До конца года данный показатель должен составить 90%.
В связи с тем, что
данной услугой пользуются практически
все клиенты с большим
Работа по привлечению клиентов на услугу удаленного доступа проводиться совместно с отделом расчетно-кассового обслуживания, в том числе и в рамках Дня клиента.
Теперь проанализируем Интернет-банкинг, под которым обычно понимается предоставление банками юридическим и физическим лицам соответствующих услуг (оптовых и розничных) посредством Интернета с помощью специального программно-аппаратного комплекса.
На сегодняшний день Интернет-банкинг является одним из наиболее динамичных сегментов электронной коммерции. При этом возможности использования Интернета в области банковского дела постоянно расширяются, появляются новые службы и технологии, которые доступны даже самым неопытным пользователям.
Интернет-банкинг представляет собой вариант дистанционного способа оказания банковских услуг клиентам. В широком смысле под данным термином можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных сайтов банков и заканчивая сложными виртуальными расчетно-платежными системами. В более узком значении Интернет-банкинг — это аналог системы «банк — клиент», работающий через Интернет.
Стоит обратить внимание на то, что в рамках Интернет-банкинга речь идет о высоко стандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала. Клиент, обслуживающийся с помощью интернет-банкинга, может быть полностью освобожден от каких-либо посещений банка, тем более что у банка вообще может не быть офиса.
В Республике Беларусь рынок услуг Интернет-банкинга находится на первоначальном этапе развития, но всё больше отечественных кредитных учреждений оказывают или планируют предоставлять в ближайшем будущем услуги интернет-банкинга. Это связано, прежде всего, с ростом количества пользователей Интернета в стране.
В системе «Интернет-банкинг», предоставляемой ОАО «АСБ Беларусбанк» клиент может осуществлять следующие операции:
Список доступных операций постоянно пополняется.
Преимущества Интернет-банкинга очевидны и аналогичны преимуществам Клиент-банка. Отличительной особенностью является отсутствие необходимости установки программного обеспечения на компьютер клиента.
В таблице 4 представлены основные данные, отражающие динамику электронного документооборота.
Таблица 4 – Динамика электронного документооборота филиала № 802
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.10.2011 | |
Кол-во клиентов (общее) |
1315 |
1402 |
1510 |
1586 |
1640 |
Кол-во клиентов («Клиент-Банк») |
32 |
162 |
237 |
349 |
495 |
% электронного документооборота |
32,2 |
58,03 |
70,13 |
81,29 |
88,01 |
Количество документов (в месяц) |
27102 |
33550 |
36155 |
37874 |
35221 |
В том числе электронных |
8727 |
19470 |
25355 |
30787 |
30998 |
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных филиала
Проводя анализ предложенных сведений можно с уверенностью говорить о том, что рассматриваемые системы эффективны. Так количество клиентов, подключенных к Клиент-Банку стабильно увеличивается. Темп роста электронного документооборота составляет 2,75 п.п. в 2011 г. по сравнению с 2008 г. Объем электронных документов в общей численности составляет около 88%.
Следует отметить и тот факт, что после внедрения системы дистанционного обслуживания клиентов, норма времени на оформление кредитового перевода снизилась с 2,5 мин. до 0,6 мин, а количество проводимых операций возросло с 128 до 533 (увеличилось на 78%). Что дает основания говорить, об абсолютной эффективности внедренных систем.
Анализ показал, что данные инновационные
технологии приносят неоспоримый научно-
Оценим инновационную
Так, чем выше динамический коэффициент эффективности инноваций, тем лучше. Как видно из расчета данный показатель достигает значительной величины, что дает возможность говорить о том, что филиал является инновационно активным и эффективность внедряемых инновационных технологий велика. Также можно было бы произвести аналогичный расчет по показателям электронного документооборота, который также бы указал на значительную эффективность инноваций филиала № 802 «АСБ Беларусбанк».
Проведенный анализ показывает, что существенных проблем в инновационной активности филиала нет. ОАО «АСБ Беларусбанк» является ведущим банком страны, и он руководствуется стратегией лидера в инновационной сфере, а инновационные продукты приносят максимум эффекта, как финансового, так и социального.
2.3 Экспертная оценка
инновационной активности
Ранее была оценена инновационная активность с использованием результативного подхода. Теперь целесообразно использовать другой подход, а именно экспертную оценку для получения качественной характеристики инновационной деятельности филиала.
Для этого предназначен вопросник,
который позволяет
Ответу на каждый вопрос ставиться в соответствие балл по четырехбальной шкале, который означает: 1-да (постоянно, всегда, в полном объеме); 2-частично (отчасти да, не всегда); 3- очень редко (в отдельных случаях);4-нет (никогда, ни в каких случаях). Подобная анкета представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Показатели состояния инновационной деятельности коммерческого банка
№ п/п |
Вопросы |
вес |
балл |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Имеется ли у кредитной организации утвержденная Правлением стратегия инновационного развития |
2 |
1 |
2. |
Оценила ли кредитная организация при выработке инновационной стратегии все свои сильные и слабые стороны, возможные угрозы (проведен ли SWOT-анализ). Все ли факторы и обстоятельства учтены кредитной организацией при проведении SWOT-анализа при выработке инновационной стратегии. |
2 |
1 |
3. |
Определены ли в инновационной стратегии инновационные банковские продукты, операции, области (направления) деятельности, в которых банк рассчитывает добиться преимуществ над конкурентами, а также последовательность реализации намеченных планов с учетом взаимосвязи инновационных стратегических решений в отношении: - развития отдельных - обеспечения соответствия |
2 |
2 |
4. |
Определены ли в инновационной стратегии развития методы, при помощи которых кредитная организация предполагает достигнуть успеха (более эффективно использовать имеющиеся возможности для осуществления инновационной деятельности и др.). |
2 |
2 |
5. |
Имеется ли у кредитной организации документированный план действий, включая график работы и ответственных лиц, для достижения целей, определенных инновационной стратегией развития. |
1 |
2 |
6. |
Проводится ли кредитной организацией регулярный мониторинг степени достижения поставленных в инновационной стратегии целей. |
1 |
3 |
7. |
Выполняются ли планы, разработанные кредитной организацией для реализации целей, определенных инновационной стратегией. |
2 |
3 |
8. |
Разработаны ли в кредитной организации планы мероприятий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, способных подорвать ее финансовую устойчивость, спровоцировать потерю платежеспособности, оказать существенное негативное влияние на капитал и (или) финансовые результаты деятельности. |
2 |
3 |
9. |
Мотивация сотрудников кредитной организации в эффективности инновационной деятельности |
2 |
3 |
10. |
Сотрудничество топ-менеджеров с работниками других отделов в процессе реализации инновационной стратегии |
2 |
3 |
Примечание – Источник: [12, с. 97]
Ознакомившись со стратегией развития ОАО «АСБ Беларусбанк» на 2011 – 2015 годы, а также различными данными о деятельности филиала можно расставить соответствующие баллы по четырехбальной шкале.
По каждой группе вопросов рассчитывается индекс качества элемента инновационной деятельности (k=1…4) по формуле (2.1):
(2.1)
где n – число вопросов в группе;
Баллi- бальная оценка ответа на i-й вопрос группы;
Весi- удельный вес i-го вопроса в группе.
Рассчитаем индекс качества элемента инновационной деятельности для каждой выделенной группы:
Политика:
Процессы:
Персонал:
Контроль:
Итоговый показатель инновационной активности кредитных организаций рассчитывается как среднее арифметическое индексов качества:
(2.2)
Значение итогового показателя округляется до целого и интерпретируется как:
1-инновационная деятельность
2-инновационная стратегия
3-инновационная деятельность
4-инновационная деятельность
Следовательно, полученный итоговый показатель с учетом округления равен двум.
На основании этого можно сделать вывод о том, что в целом инновационная деятельность филиала осуществляется лишь наполовину и весь потенциал в данной области не задействован.
Также можно проанализировать отдельные составляющие полученного итогового показателя – политику, процессы, персонал и контроль. Опираясь на приведенные выше расчеты, можно говорить о высоком качестве, как инновационной политики, так и об инновационных процессах. Но достаточно слаб контроль и мотивация сотрудников. Следовательно, именно в этих областях необходимо искать резервы роста эффективности внедряемых инноваций, а также повышение инновационной активности.
Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций