Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:10, курсовая работа
Важнейшим фактором успешной деятельности предприятия является разработка системы трудовой мотивации и организация оптимальной системы стимулирования персонала.
Высокий должностной оклад как основной подход в решении данной проблемы отнюдь не всегда гарантирует заинтересованность и высокую результативность персонала, но создает реальную опасность переплаты сотрудникам за не сделанную работу.
• Введение
• Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда в управление персоналом организации
o 1.1 Формы стимулирования трудовой деятельности
o 1.2 Формирование заработной платы в организации
o 1.3 Разработка системы оплаты труда
• Глава 2. Анализ и совершенствование технологии стимулирования труда персонала МУ «ЕРКЦ г. Курска»
o 2.1 Характеристика деятельности МУ «ЕРКЦ г. Курска»
o 2.2 Анализ эффективности системы стимулирования труда в МУ «ЕРКЦ»
o 2.3 Пути совершенствования системы стимулирования труда
• Список использованной литературы
Среди других важных вопросов, которые обычно предусмотрены в политике, -- принципы повышения зарплаты, повышения и понижения по службе, политика оплаты сверхурочных и политика, касающаяся оплаты в течение испытательного срока, во время службы в армии, выполнения гражданских обязанностей и отпуска. Политику вознаграждения обычно разрабатывают директор по персоналу или директор по оплате труда вместе с высшим руководством [19, с.83]
Стремление к справедливости -- наверное, самый важный фактор при определении уровня оплаты. Существует два аспекта справедливости: внутренний и внешний. Внешняя справедливость означает, что оплата не должна проигрывать в сравнении с вознаграждением в других организациях -- иначе будет трудно привлечь и удержать квалифицированных работников. Внутренняя справедливость означает, что каждый работник должен считать свою зарплату справедливой по сравнению с уровнем оплаты других работников в той же организации.
На практике процесс определения уровня оплаты, обеспечивающий справедливость с внешней и внутренней точек зрения, состоит из пяти шагов:
1. Исследуют, какую зарплату платят другие работодатели за сходную работу, чтобы обеспечить справедливость с внешней точки зрения.
2. Определяют ценность каждого вида труда в организации с помощью оценки труда (чтобы обеспечить справедливость с внутренней точки зрения).
3. Группируют аналогичные виды работ в разряды.
4. Определяют расценки на работы каждого разряда при помощи линий зарплаты.
5. Корректируют тарифные ставки..
Существуют две популярные альтернативы традиционной оценке труда: оплата, основанная на квалификации и оплата, сложившаяся на рынке.
При оплате, основанной на квалификации, Вам платят за широту, глубину знаний и навыков, которые Вы можете использовать, а не за работу, которую Вам в настоящее время поручили [10, с.38]
Вторая основная альтернатива оценке труда -- оценивать труд напрямую на рынке. Для этого необходимо составление всеобъемлющей и четкой должностной инструкции и затем сравнение цен на этот вид труда на рынке. Конечно же, в некоторой степени все системы оценки труда в чем-то формируются рынком. Однако в большинстве систем оценки труда рыночные цены узнают только для относительно малого количества «контрольных» видов труда. Остальные виды труда затем оцениваются в сравнении с ними.
Разработка системы оплаты труда менеджеров и специалистов во многом аналогична разработке системы оплаты для всех остальных работников. Основная цель этой системы та же: привлечь хороших работников и поддерживать их преданность делу. Основные методы оценки труда -- например, классификация видов труда, ранжирование или балльная оценка -- практически столь же подходят для оценки труда менеджеров и специалистов, как и для оценки труда на производстве или в канцелярии [14, с.528]
Некоторые работодатели используют командные или групповые поощрительные схемы. Данная схема также способствует групповому планированию, разрешению проблем и укреплению сотрудничества между рабочими. Главный недостаток групповой схемы заключается в том, что вознаграждение каждого рабочего более не основывается на его личных усилиях. Из-за того, что человек не видит, как его усилия ведут к желаемому вознаграждению, групповая схема может быть менее эффективна, чем индивидуальная.
Глава 2. Анализ и совершенствование технологии стимулирования труда персонала МУ «ЕРКЦ г. Курска»
2.1 Характеристика деятельности МУ «ЕРКЦ г. Курска»
Муниципальное учреждение «Единый расчетно-кассовый центр города Курска» был создан в августе 2001 года. Это муниципальное учреждение, учредителем которого является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска. Оно действует на основании Устава (Приложение А).
МУ «ЕРКЦ» занимается организацией работы по начислению, учету, сбору, обработке и распределению платежей за жилищно-коммунальные услуги. Оно ведет расчет и начисление льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; организует работу по взысканию задолженности с граждан и юридических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг. Формирует и ведет единую общую городскую базу данных по населению города и муниципальному жилищному фонду.
МУ «ЕРКЦ» проводит сбор и инкассирование денежных средств за предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги самостоятельное или через специальные организации на договорных условиях (например, через банки).
Среди задач МУ «ЕРКЦ» стоят также организация работы по начислению, сбору, учету, обработке и распределению платежей с юридических лиц, имеющих жилые и нежилые помещения в муниципальном жилищном фонде; организация работы по начислению, сбору арендной платы с юридических и физических лиц, арендующих нежилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Согласно Уставу МУ «ЕРКЦ» вправе также осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доходы:
· предоставление юридическим лицам услуг по централизованному сбору и инкассированию денежных средств за предоставленные ими услуги населению в соответствии с заключенными договорами;
· оказание услуг физическим и юридическим лицам по приобретению и созданию программного обеспечения;
· оказание услуг физическим и юридическим лицами по вопросу обработки информации вычислительной техникой;
· оказание юридическим лицам услуг по механизированной обработке их бухгалтерской документации в соответствии с заключенными договорами;
· оказание платных услуг населению по представлению необходимых документов и информации.
Все имущество МУ «ЕРКЦ» находится в муниципальной собственности города Курска и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества являются:
· муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска;
· имущество, приобретенное за счет средств городского бюджета, выделенных по смете;
· имущество, приобретенное за счет доходов от видов деятельности, выполняемых на договорных условиях.
Финансирование МУ «ЕРКЦ» может осуществляться:
· за счет дохода, полученного от реализации работ и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
· средств, выделенных из городского бюджета по утвержденной смете целевым назначением;
· кредитов банков и других кредитных организаций;
· иных источников, не противоречащих действующему законодательству РФ, в том числе средств бюджета г. Курска.
Направления расходования получаемых МУ «ЕРКЦ» доходов определены его Уставом и представлены на рисунке 2.
Учреждение строит свою деятельность на основе хозяйственных договоров. Оно самостоятельно разрабатывает и реализует планы своей деятельности, при согласовании с комитетом ЖКХ г. Курска. Структура управления учреждением, штатное расписание разрабатываются МУ «ЕРКЦ» самостоятельно при согласовании с комитетом ЖКХ г. Курска.
Управление деятельностью МУ «ЕРКЦ» осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции. Директор назначается на должность на контрактной основе и освобождается от должности Главой г. Курска. Кандидатура директора согласовывается с председателем комитета ЖКХ г. Курска.
МУ «ЕРКЦ» имеет двойственное подчинение - комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска, т.е. своему учредителю, и комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Курска. Такое двойственное подчинение вступает в противоречие с одним из основных принципов управления - принципом единоначалия. Принцип единоначалия гласит: «У подчиненного должен быть только одни начальник». Нарушение этого принципа может приводить к снижению эффективности объекта управления, так как от разных начальников могут поступать разные, порой противоречащие распоряжения. Для снижения возможности негативных последствий двойственного подчинения в Уставе МУ «ЕРКЦ» записаны компетенции самого МУ «ЕРКЦ» и его субъектов управления.
К компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска в отношении МУ «ЕРКЦ» относится:
· управление и распоряжение имуществом, закрепленным за МУ «ЕРКЦ» на праве оперативного управления;
· осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за МУ «ЕРКЦ» на праве оперативного управления;
· организация инвентаризации и оценки имущества МУ «ЕРКЦ»;
· оформление документов о закреплении имущества на праве оперативного управления за МУ «ЕРКЦ».
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Курска осуществляет:
· координацию деятельности учреждения;
· контроль по вопросам производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, организации начисления, учета, сбора, обработки, распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги;
· контроль по вопросам расчета и начисления льгот и субсидий за жилищно-коммунальные услуги.
В настоящее время МУ «ЕРКЦ» принимает платежи от населения за коммунальные услуги, электричество, газ, пользование радио-точкой, антенной, кабельным телевидением, услугами IP-телефонии. Спектр предоставляемых услуг постоянно расширяется.
Анализируя весь период деятельности МУ «ЕРКЦ», можно сказать, что сама идея создания единых расчетных центров себя оправдала. Повысилось качество обслуживания и удовлетворенности потребителя, т.е. населения. Все услуги можно оплатить в одной точке. Уменьшилось количество ошибок в расчетах, т.к. в единой базе данных по каждому клиенту отслеживаются все платежи. Все большее количество услуг можно оплатить по одной квитанции, которая, что не маловажно для населения, приходит уже заполненной.
У муниципальных властей появилась возможность более качественно организовывать работу по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и отслеживать правомерность предоставления этих льгот конкретным лицам. Увеличилась скорость обработки и передачи информации. Стала более прозрачной система организации денежных потоков. Появился более эффективный механизм взимания недоимок и пеней.
2.2 Анализ эффективности системы стимулирования труда в МУ «ЕРКЦ»
Организационная структура МУ «ЕРКЦ г. Курска» характеризуется составом производственных подразделений организации; территориальным расположением подразделений; внутрипроизводственными связями звеньев производственной структуры; распределением численности работающих и объемов оказываемых услуг (прием платежей, информационно-аналитическая обработка)
В настоящее время
в МУ «ЕРКЦ» работают 258 человек, увеличение
численности персонала
В таблице 1 представлены данные о движении работников за 2001- 2005 годы.
Таблица 1 - Движение кадров в МУ «ЕРКЦ г. Курска» в 2001-2005 гг.
№ | Наименование | ||||||
п/ п | показателя | 2001. | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1 | Списочная численность | 176 | 208 | 247 | 257 | ||
на начало отчетного | |||||||
периода | |||||||
2 | Принято за отчетный | ||||||
период | 181 | 45 | 66 | 36 | 21 | ||
в т.ч. с увеличением | |||||||
объемов | 32 | 39 | 7 | 21 | |||
3 | Уволено за отчетный | ||||||
период | 5 | 13 | 27 | 26 | 20 | ||
в т.ч. по сокращению | |||||||
численности | - | - | - | - | |||
из них с сокращением объемов | - | - | - | - | |||
4 | Списочная численность | ||||||
на конец отчетного | |||||||
периода | 176 | 208 | 247 | 257 | 258 | ||