Оценка эффективности системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание

Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится мощным орудием управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.
В качестве объекта исследования было выбрано АО «Виток». Предметом исследования является эффективность управления АО «Виток».
Цель данного дипломного проекта - проанализировать эффективность управления АО «Виток» и наметить пути её совершенствования.

Содержание

Введение
3
1 Управленческая деятельность и определение ее эффективности
5
1.1 Понятие и сущность управленческой деятельности на современном этапе
5
1.2. Определение эффективности управленческой деятельности.
13
2 Анализ организации и эффективности управления АО «Виток»
18
3 Направления повышения эффективности управления предприятием
27
Заключение
42
Библиографический список
46

Работа состоит из  1 файл

Оценка эффективности системы управления.docx

— 75.68 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

3

1 Управленческая деятельность  и определение ее эффективности

5

1.1 Понятие и сущность  управленческой деятельности на  современном этапе

5

1.2. Определение эффективности  управленческой деятельности.

13

2 Анализ организации и  эффективности управления АО «Виток»

18

3 Направления повышения  эффективности управления предприятием

27

Заключение

42

Библиографический список

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одним из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. По сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются новые функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления, увеличения объёма и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Также возросла и ответственность за качество и своевременность принятия тех или иных решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится мощным орудием управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.

В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.

В качестве объекта исследования было выбрано АО «Виток». Предметом исследования является эффективность управления АО «Виток».

Цель данного дипломного проекта - проанализировать эффективность управления АО «Виток» и наметить пути её совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Управленческая деятельность  и определение ее эффективности

 

 

1.1 Понятие и сущность  управленческой деятельности на  современном этапе

 

 

Управление предприятием представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив  предприятия и все стороны  его деятельности с целью получения  максимальных результатов. Такое воздействие  на каждом предприятии и в организации  оказывают управленческие кадры. Следовательно, чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается  результативность деятельности всего  предприятия. Однако, процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала предприятия, которая, в свою очередь, складывается из эффективности деятельности отдельных  работников и групп работников различного уровня образования, квалификации и  т.д. Все эти работники составляют управляющую систему предприятия. Поэтому, прежде чем рассматривать вопросы, связанные с эффективностью управления предприятием,  следует раскрыть содержание управленческой деятельности и отличить необходимые качества работников, которые её осуществляют.

Менеджмент организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие  требования к управленческому персоналу. Современный управленец - это человек, владеющий и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инновации, маркетинга, управления персоналом и производством.

Чтобы выполнять свои сложные и  ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области  как менеджмент. Они включают:

а) умение обосновывать и принимать  решения в ситуациях, для которых  характерны высокая динамичность и  неопределённость;

б) высокую информированность (информация- это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция. динамика спроса на продукцию  и услуги и т.д.;

в) знакомство с опытом менеджмента  на других предприятиях и в разных отраслях;

г) способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами  повышения эффективности управления;

д) умение использовать современную  информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая  на растущие требования практики, выдвигает  и разрабатывает все новые  идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает  непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области  процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность  хозяйствования.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры  взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями. Чтобы работать с людьми, столь резко различавшимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

- высокое чувство долга и  преданность делу;

- честность в отношениях с  людьми и доверие к партнерам;

- умение четко выражать свои  мысли и убеждать;

- уважительное и заботливое отношение  к людям вне зависимости от  их положения в иерархии предприятия;

- способность быстро восстанавливать  свои физические и душевные  силы и критически оценивать  собственную деятельность.

От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы  вырабатывают в себе способность  сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над  исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными  чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы, методом  проб и ошибок. Однако последние  достижения науки (в том числе  социологии, психологии и др.) позволяют  изучать природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда  менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому, в организациях выделяют следующие виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально- квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д.

Структурное разделение труда менеджеров строится, исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низшего, среднего и высшего.

К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как  бригады, смены, участки.

Средний уровень - самый многочисленный, составляющий, по некоторым данным, 50-60% от общей численности управленческого  персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного  процесса в подразделениях, которые  состоят из нескольких первичных  образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных  и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень - это администрация  предприятия, осуществляющая общее  стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и  производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% от общего управленческого персонала.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием  и колеблется от одного - двух на малых  предприятиях до восьмидесяти в крупных  объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим  является то, что на каждом из них  предусматривается определенный объем  работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию  по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

Технологическое и профессионально - квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается  в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие  основные должности управленческого  персонала на предприятиях: руководители и их заместители (из них мастера); главные специалисты, инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал, юридический персонал, другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого  персонала, а их труд является самым  сложным и ответственным.

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей  управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации  является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению кадров, а также по организации  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются  отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации  труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими  подразделениями, которые выполняют  функции управления кадрами. Для  решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Информация о работе Оценка эффективности системы управления