Оценка эффективности системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание

Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится мощным орудием управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.
В качестве объекта исследования было выбрано АО «Виток». Предметом исследования является эффективность управления АО «Виток».
Цель данного дипломного проекта - проанализировать эффективность управления АО «Виток» и наметить пути её совершенствования.

Содержание

Введение
3
1 Управленческая деятельность и определение ее эффективности
5
1.1 Понятие и сущность управленческой деятельности на современном этапе
5
1.2. Определение эффективности управленческой деятельности.
13
2 Анализ организации и эффективности управления АО «Виток»
18
3 Направления повышения эффективности управления предприятием
27
Заключение
42
Библиографический список
46

Работа состоит из  1 файл

Оценка эффективности системы управления.docx

— 75.68 Кб (Скачать документ)

К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций присутствующих на собрании.

1. Внесение изменений  и дополнений в Устав.

2. Изменение уставного  капитала.

3. Утверждение баланса,  счета прибылей, убытков, ежегодного отчета правления, а также аудитора.

4. Утверждение размера  дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию.

5. Назначение членов Ревизионной  комиссии и независимых внешних  аудиторов, а также определения  сферы деятельности и вознаграждения.

6. Принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений Общества в соответствии с действующим законодательством.

7. Принятие решения об образовании дочерних предприятий и участие Общества в иных предприятиях, объединениях.

8. Принятие решений о  продаже, сдаче в аренду, обмене  или ином распоряжении имуществом Общества, составляющим более 10% его активов.

9. Принятие решений о  ликвидации общества, создании ликвидационной  комиссии и утверждении его  отчета.

10. Принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании Общества в предприятие иной организационно-правовой формы.

II. Утверждение сделок  и иных действий влекущих возникновение обязательств в отношении Общества, которые превышают полномочия предоставленные совету директоров.

12. Избрание генерального директора, членов Совета директоров.

Основной задачей членов совета директоров и членов правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества.

Обязанности генерального директора  Общества возлагаются на руководителя предприятия до первого собрания акционеров.

Председателем Совета директоров по должности является генеральный  директор.

Члены совета директоров и члены правления несут ответственность перед обществом за ущерб, причиненный ему в результате неисполнения или небрежного выполнения ими своих функций. Совет директоров имеет следующие полномочия: - рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала;

- утверждать положение  о Правлении Акционерного общества, предоставляемого Генеральным директором;

- принимать нормативные  документы, регулирующие отношения  внутри Общества;

- принимать правила и  регламент проведения заседаний  Совета;

- утверждать заключение  или прекращение любых сделок, в которых одной из сторон  выступает Акционерное общество, а другой стороной - любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 25% уставного капитала, член Совета директоров, член Правления или должностное лицо Общества;

- давать акционерам рекомендации  относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий,

- по согласованию с  генеральным директором назначать,  увольнять должностных лиц Правления  Общества;

- определять порядок представления  всех счетов, отчетов, заявлений,  системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;

- определять рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда.

АО "Виток" специализируется на выпуске и установке следующих основных видов продукции:

- бытовые и промышленные системы вентиляции из оцинкованной стали;

- кондиционеры;

- увлажнители воздуха;

- электросушители для рук;

- кухонные вытяжки.

Данный ассортимент продукции  не меняется на протяжении уже 3-х лет. Сравним объем выпуска продукции  за отдельные периоды времени.

Таблица № 1 Объёмы выпуска продукции  по годам

 

Вид

продукции

Объём выпущенной продукции

(штук)

Абсолютное 

Отношение

+/-

2009г.

2010г.

1.Бытовые системы вентиляции

50

53

+3

2. Промышленные системы  вентиляции

34

12

-22

3. Кондиционеры

22

18

-4

4. Увлажнители воздуха

48

70

+22

5. Электросушители для рук

21

11

-10

6. Кухонные вытяжки

43

54

+11


Из таблицы 1 видно, что  в 2009 г. количественные изменения произошли по всем видам выпускаемой продукции. Относительное небольшое увеличение выпуска продукции произошло по таким наименованиям, как бытовые системы вентиляции (+3), увлажнители воздуха (+22); кухонные вытяжки (+11). Незначительно сократился, по сравнению с 2009 годом, выпуск кондиционеров (-4). Что касается остальных наименований выпускаемой продукции, то здесь мы видим сокращение выпуска продукции по каждому виду более, чем на 50%.

Численность работников АО "Виток" на конец 2 квартала 2010 г. составила 154 чел. Из них - работники аппарата управления-- 34 человека, или 24%. В 2009 г. численность работников предприятия была соответственно 297 человек и 52 человека, или 18 %. Сравнивая эти данные, видно, что численность работников в этом году сократилась почти вдвое (Таб.3). Такое положение дел объясняется сокращением объема работ в связи с уменьшением количества заказов на продукцию предприятия. Это повлияло и на размер такого показателя, как прибыль.

Если в I квартале 2009г. прибыль составила 28010 тыс. рублей, то в I квартале 2010г. – 6018 тыс. рублей, т.е. в 4,5 раза меньше, чем в 2009г.

 

Таблица № 2: Объёмы выпуска продукции  по годам(I кварт.).

 

Вид

продукции

Объём выпущенной продукции

(штук)

Абсолютное 

Отношение

+/-

Iкварт.2009г.

I кварт.2010г.

1.Бытовые системы вентиляции

12

9

-3

2. Промышленные системы  вентиляции

3

5

+2

3. Кондиционеры

5

7

+2

4. Увлажнители воздуха

22

19

-3

5. Электросушители для рук

3

5

+2

6. Кухонные вытяжки

21

19

-2


 

 

Таблица № 3: Динамика численности  работников предприятия.

 

Категории работников

Ед.

Изм.

Численность работников по годам.

Отношение

+/-

II квар.2009г.

II квар.2010г.

Всего ППП

Чел.

297

154

-143

Рабочие

Чел.

238

114

-124

Руководители

Чел.

12

8

-4

Специалисты

Чел.

29

18

-11

Служащие

Чел.

11

8

-3

МОП

Чел.

2

1

-1

Охрана

Чел.

2

2

-

Ученики

Чел.

-

-

-


 

Сравнивая отношение численности  работников управления к численности  остальных работников предприятия  на конец II квартала 2010г. и 2009г. можно сделать вывод, что в 2009г. на каждого работника управления приходилось 3.7 работника предприятия, а на данный момент эта цифра возросла до 4.5. При этом численность работников аппарата управления сократилась почти вдвое.

Учитывая тот факт, что объём  выпуска продукции почти не изменился, а численность работников управления уменьшилась, то можно сказать, что  эффективность управленцев повысилась. Но, с другой стороны, прибыль предприятия  уменьшилась и составила лишь 21% от былой прибыли, при уменьшении численности управленцев на 30%. Прибыль, приходящаяся на одного управленца в  I квартале 2009г. составляла 28010/52=538тыс. руб., а в I квартале 2010г. составила 6018/34=177тыс. руб.

Такие же расчёты можно сделать  и в отношении прибыли к  численности рабочих:

28010/145=193,1 тыс. руб. - в II квартале 2009г.

6018/120=50.1 тыс. руб. – в II квартале 2010г.

Здесь спад более заметен, что является признаком снижения эффективности  управления АО "Виток"

Проследив за динамикой средней  заработной платы за 2009 и I квартал 2010г. можно заметить её некоторое повышение, несмотря на существенное понижение прибыли. Это говорит о том, что руководство предприятия ведёт работу по поддержанию материального благосостояния работников, что служит хорошим методом стимулирования труда, как в аппарате управления, так и всего предприятия в целом.

На АО "Виток" заработная плата  претерпела следующие изменения. Это  видно из данных таблицы № 4.

Таблица № 4: Динамика средней заработной платы по годам.

 

 

 

Годы

Единицы

Измерения

Средняя заработная плата

В целом по предприятию

Аппарат управления

2008г.

Руб.

518

437

2009г

Руб.

590

498

I кварт. 2010г.

Руб.

738

641


 

Из таблицы видно, что средняя  заработная плата как в целом  по предприятию, так и у работников аппарата управления с 2008 г. повысилась; в целом по предприятию на 210 тыс. руб., а у работников аппарата управления на 204 тыс. руб. Это свидетельствует  о том, что руководство предприятия  постоянно ведет работу по изысканию путей и средств поддержания материального благосостояния своих работников. Несмотря на большую работу, которую проводит руководство "Виток", здесь еще имеются резервы для улучшения его деятельности. И большие резервы хранятся именно в совершенствовании управления деятельностью предприятия.

Возглавляет АО "Виток"  генеральный  директор. В линейном его подчинении находятся главный инженер, главный  бухгалтер и юрист. Главному инженеру подчиняются: отдел кадров; плановый отдел; отдел охраны труда и техники  безопасности и отдел организации  производства и управления. Численность работников аппарата управления составляет 34 человека или 24% от численности ППП, т.е. на каждые 4,5 человека работников АО приходится 1 работник аппарата управления, что  является нерациональным.

Анализ качественного  состава работников аппарата управления выявил следующую картину 13 человек (38%) имеют высшее образование; 19 (56%) имеют среднее специальное образование и 2 человека (6%) - среднее. Как видно, среди них есть и руководители подразделений и ведущие специалисты: главный бухгалтер, 6 человек отдела организации производства и управления. Повышение образовательного уровня управленческого персонала является одним из резервов улучшения его деятельности. Анализ также показал, что часть работников аппарата управления имеют непрофильное образование. Например, в плановом отделе 1 человек имеет техническое образование (инженер-строитель); в отделе организации производства и управления 1 человек имеет высшее педагогическое образование и т.д. Подобные просчеты в подборе и расстановке кадров могут привести к недостаткам в управленческом процессе.

В процессе изучения деятельности АО и, в частности, функционирования аппарата управления этого предприятия, выяснилось, что единственным документом, регламентирующим работу предприятия в целом и  его некоторых подразделений  является Устав предприятия. До настоящего времени не разработаны положения  об отделах и должностные инструкции. Отсутствие этих документов является недопустимым упущением в организации  управления предприятием и негативно  сказывается как на деятельности аппарата управления, так и на результатах  деятельности АО в целом. Как следствие - неизбежно дублируются отдельные  функции, а другие направления работы остаются без должного внимания. Отсутствие четких требований снижает чувство  ответственности; не соблюдаются квалификационные требования при подборе и расстановке  кадров. Из вышеизложенного видно, что  данный участок работы в АО нуждается  в самом пристальном внимании руководства предприятия. Решение  этого вопроса прямо повлияет на повышение эффективности управления, станет залогом успешной деятельности предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления повышения  эффективности управления предприятием

 

 

Радикальная перестройка системы  управления экономикой одно из важнейших  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятии, положение которого в рыночной экономике  изменилось коренным образом. Став объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у  себя систему управления, которая  обеспечила бы ему высокую эффективность  работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения на рынке. При  этом следует учитывать, что по сравнению  с той системой управления, до сих  пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи; разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие.

Информация о работе Оценка эффективности системы управления