Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое и практическое исследование конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить основные подходы к понятию конкуренции и конкурентоспособности;
Определить состав и значимость факторов, определяющих конкурентоспособность;
Проанализировать существующие методы оценки конкурентоспособности организации;
Оценить конкурентоспособность предприятия Студия загара «Фигура+»

Содержание

Введение 3
1. Сущность конкурентоспособности организации и ее факторы 4
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации 4
1.2. Факторы конкурентоспособности организации 8
2. Методы оценки конкурентоспособности организации 12
2.1. Системный анализ организации – основа оценки ее конкурентоспособности 12
2.2. Методы определения комплексного показателя конкурентоспособности 14
2.3. Методики оценки конкурентоспособности на основе доли рынка 18
3. Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+» 21
Заключение 29
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

настя.менеджмент.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Глобальным  фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства, является гибкое использование законов конкуренции.

     Реальная  конкурентная среда является сложной, многофакторной и динамично изменяющейся системой, поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы и способы оценки конкурентоспособности организаций, определяя их потенциал для успешного развития в будущем.

     Анализ  экономической литературы показал, что повышение эффективности  управления развитием предприятия во многом зависит от адекватной оценки его конкурентоспособности на рынке.

     Вместе  с тем многообразие публикаций научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, отражает объективную сложность предмета научного исследования. В частности существуют различные трактовки самого понятия конкурентоспособности организации и методики ее оценки.

     Целью работы является теоретическое и практическое исследование конкурентоспособности организации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    • Изучить основные подходы к понятию конкуренции и конкурентоспособности;
    • Определить состав и значимость факторов, определяющих конкурентоспособность;
    • Проанализировать существующие методы оценки конкурентоспособности организации;
    • Оценить конкурентоспособность предприятия Студия загара «Фигура+»

     Методологической  и информационной базой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных учёных, статьи в научных  сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме.

     1. Сущность конкурентоспособности  организации и  ее факторы

     1.1. Понятие конкуренции  и конкурентоспособности  организации

     Только  выход на рынок с конкурентоспособным  товаром дает возможность предприятию  выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения.

     В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка1.

     Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной  экономической борьбы, в которых  при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

     соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

     соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;

     соперничество на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

     Конкуренция - механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

     По  поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию.

     Динамическую  конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией.

     Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого  с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации2.

      Наличие конкуренции на рынке товаров  или услуг, на котором действует  предприятие, требует от него обеспечения  определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В чем же сущность конкурентоспособности?

      Ожегов  С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность  трактует, как способность выдерживать  конкуренцию, противостоять конкурентам3.

      Данное  определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И.4 характеризует конкурентоспособность как степень притягательности.

      Некоторые авторы дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс свойств, определяющий отличие от аналога5.

     Рассмотрим  определение конкурентоспособности  организации.

     Далее перечислены наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации.

     Это способность фирмы, компании конкурировать  на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

     Способность противостоять на рынке другим изготовителям  и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

     Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

     Способность фирмы выпускать конкурентоспособную  продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

     Это способность успешно оперировать  на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем  выпуска и реализации конкурентоспособных  изделий и услуг6.

     Другие  определения термина конкурентоспособности организации приведены в таблице 17. 

Таблица 1

Определения термина “конкурентоспособность организации“

Автор Определение
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев  А.Г., Райзберг Б.А. Способность компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей
Киперман  Г.Я. Способность противостоять  на рынке другим изготовителям и  поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности
Перцовский  Н.И. Возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы
Фатхутдинов Р.А. Способность предприятия  выпускать конкурентоспособную  продукцию, преимущество предприятия  по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами 
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Способность успешно  оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
 

     Однако, на наш взгляд, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

     Данное  определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности  организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить  в будущем конкурентоспособные товары.

     Причем  превосходство должно достигаться  без ущерба финансовому состоянию  предприятия. 

     1.2. Факторы конкурентоспособности  организации

     Оценка  конкурентоспособности организации  может осуществляться только среди  предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени.

     Конкурентоспособность организации достигается при  длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.

     Конкурентные  преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

     Внутренние  конкурентные преимущества организации  подразделяются на шесть групп8: 1) структурные, образуемые при проектировании организации; 2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 4) управленческие; 5) рыночные; 6) эффективности.

      Данные  внутренние и внешние факторы  конкурентного преимущества применимы  для абстрактной организации, но для каждой конкретной организации данные конкурентного преимущества необходимо уточнять.

      Рассмотрим  факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность организации у других авторов.

      Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд  предлагают при разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как9: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности;  финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+»