Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое и практическое исследование конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить основные подходы к понятию конкуренции и конкурентоспособности;
Определить состав и значимость факторов, определяющих конкурентоспособность;
Проанализировать существующие методы оценки конкурентоспособности организации;
Оценить конкурентоспособность предприятия Студия загара «Фигура+»

Содержание

Введение 3
1. Сущность конкурентоспособности организации и ее факторы 4
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации 4
1.2. Факторы конкурентоспособности организации 8
2. Методы оценки конкурентоспособности организации 12
2.1. Системный анализ организации – основа оценки ее конкурентоспособности 12
2.2. Методы определения комплексного показателя конкурентоспособности 14
2.3. Методики оценки конкурентоспособности на основе доли рынка 18
3. Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+» 21
Заключение 29
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

настя.менеджмент.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     С одной стороны в данной отрасли  покупатели имеют незначительное влияние  на предприятие, так как клиентами являются не крупные потребители, а индивидуальные, которые не имеют возможности взаимодействовать друг с другом и согласованно влиять на цены, качество и другие условия продаж. Но, с другой стороны, даже одиночные потребители могут оказывать конкурентное давление на Студию загара в определённых обстоятельствах:

     Если  услуги студии достаточно схожи с услугами конкурентов, то потребитель может переключится с одного салона на другой без особых затрат. Перспектива утраты клиентов, особенно постоянных может побудить руководство  пойти на дополнительные уступки.

     Большое влияние имеет информированность  клиентов о студии и конкурентах. Чем лучше осведомлены потребители, тем выгоднее их положение относительно поставщика.

     Таким образом, можно сделать вывод, что рычаги воздействия покупателей в какой-то мере оказывают давление на конкурентоспособность Студии загара «Фигура+», хоть и не являются крупными компаниями, а индивидуальными потребителями.

     4.  Рычаги воздействия поставщиков

     Поставщики  салонов-конкурентов могут оказывать конкурентное давление, если могут обеспечить отдельным игрокам рынка более выгодные условия с точки зрения цен, качества, потребительских свойств оборудования, профессиональной косметики, расходных материалов или сроков поставки.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  рычаги воздействия поставщиков также в какой-то мере оказывают давление на Студию загара, но влияние это не сильное.

     5. Уровень конкуренции в отрасли

     Салоны  в отрасли конкурируют друг с  другом как на ценовой, так и не ценовой основе. Размеры предприятий индустрии красоты небольшие, что определяет наличие нежестких входных барьеров. Потребители сохраняют верность бренду, что облегчает уровень конкуренции, и такая конкуренция будет не ценовой.  Покупатели активны и в наличии имеются прямые и косвенные услуги - заменители, следовательно, степень конкурентного соперничества выше.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  фактор конкуренции в отрасли  для Студии загара «Фигура+» особенно значим.

     До  недавнего времени Студия загара «Фигура+» имела только одного конкурента в своем районе – салон «Мечта». Недавно в непосредственной близости от студии открылся еще два салона – «Фея» и «Красотка», и положение ожесточилось.

     Построим  Конкурентную карту рынка.  Конкурентная карта рынка (ККР) для определения статуса исследуемой организации и ее непосредственных конкурентов приведена в табл. 3.

     Таблица 3

     Матрица формирования конкурентной карты рынка

Темпы

прироста

рыночной 

доли (Т), %

Доля  рынка, %
Лидеры

рынка  

(при доле  рынка свыше

40 %)

Организации

с сильной

конкурентной

позицией (при  доле

рынка от 40 % до 15 %)

Организации

со слабой

конкурентной

позицией конкурентной

позицией   (при доле

рынка от 15% до 5%)

Аутсайдеры

рынка (при доле

рынка менее 5 %)

1 2 3 4
Организации с

быстро улучшающейся

конкурентной  позицией (Т более 10%)

1  
 
1

«Мечта» 

5

Студия загара «Фигура+»

13
Организации с

улучшающейся

конкурентной  позицией (Т от

10% до 5 % включительно)

2  
2   
6 10 14
Предприятия с

ухудшающейся

конкурентной  позицией (Т от

5 % до -5% включительно)

3  
 
3   
7 11 15
Организации с

быстро ухудш.

конкурентной  позицией (Т менее - 5%)

4  
 
 
4
8

«Фея»

12 16

«Красотка»

     Все анализируемые организации в  соответствии с их положением на ККР  имеют следующие статусы: 

    • конкурент «Мечта» имеет статус 1, 
    • Студия загара «Фигура+» – статус 5,
    • конкурент «Фея» – статус 8,
    • конкурент «Красотка» – статус 16.

     Следовательно, наиболее сильная позиция на рынке  у организации Студия загара «Фигура+» по отношению к конкурентам «Фея» и «Красотка», но уступает конкуренту «Мечта».

     Для определения рекомендаций по увеличению конкурентоспособности предприятия  проведем SWOT-анализ (табл. 4-5). 

    Таблица 4

    SWOT-анализ 

    Сильные стороны

    Слабые  стороны

    1. Широкий спектр предлагаемых услуг
    2. Высокая квалификация персонала
    3. Высокое качество предоставляемых услуг
    4. Удачное расположение салона
    5. Высокий уровень обслуживания
    1. Недостатки в рекламной политике
    2. Недостаточная известность
    Возможности Угрозы
    1. Улучшение уровня жизни населения
    2. Увеличение арендной платы у конкурентов
    3. Положительная оценка потребителей
    1. Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны  конкурентов
    2. Снижение уровня жизни населения
    3. Увеличение арендной платы
    4. Рост темпов инфляции
 

    Таблица 5

    Матрица SWOT-анализа 

            Внешняя среда
              Возможности Угрозы
             
            1. Улучшение уровня жизни населения
            2. Увеличение арендной платы у конкурентов
            3. Положительная оценка потребителей
            1. Увеличение конкурент-ных преимуществ у конкурентов
            2. Снижение уровня жизни населения
            3. Увеличение арендной платы
            4. Рост темпов инфляции
            Внутренняя среда Сильные стороны    
            1. Широкий спектр предла-гаемых услуг
            2. Высокая квалификация персонала
            3. Высокое качество пре-доставляемых услуг
            4. Удачное расположение салона
            5. Высокий уровень обслуживания
            Широкий спектр услуг и удачное расположение привлекут клиентов, а высокие качество и уровень обслуживания повлекут за собой положительную оценку потребителей. Высокие квалификация персонала и качество обслуживания позволят удержаться на рынке.

            При снижении уровня жизни придется снизить цены, чтобы  удержать клиентов.

            Слабые  стороны    
            1. Недостатки  в рекламной политике
            2. Недостаточная известность
            Положительная оценка клиентов способствует улучшению  имиджа салона и распространению  информации о нем. Небольшая известность и недостатки в рекламной  политике могут привести к потере доли рынка.
 
 

     Таким образом, в качестве основной рекомендации Студии для повышения конкурентоспособности  предприятия можно посоветовать проведение активной рекламной кампании и расширение и совершенствование  предоставления услуг.

     Реклама услуг существенно отличается от рекламы всякого другого товара, прежде всего объектом, информация о котором должна быть доведена до потребителя. Косметические услуги, являясь товаром, не имеют материальной формы, их потребительские свойства абстрактны, заранее не фиксированы и не могут быть воспроизведены в воображении потребителя. Из этого следует, что объектом рекламы должны быть не только сами услуги салона, но и полезный эффект, которого можно достичь, пользуясь этими услугами.

     Реклама салона в широком смысле слова означает комплекс мер, направленных на завоевание доверия к салону.

     Расширение  понимания рекламы позволяет  выделить ряд элементов в системе  рекламирования, каждый из которых  играет свойственную только ему роль.

     Работа  с общественностью преследует долгосрочные цели и ставит своими задачами постоянное информирование населения о салоне, его политике и тем самым пробудить доверие и желание воспользоваться услугами именно этого салона красоты.

     Собственно  реклама (в узком смысле) создает  предварительные условия для последующей реализации на рынке поставленных целей. Реклама – инструмент долго- и среднесрочной политики фирмы.

     Прямой  маркетинг предполагает использование  индивидуального канала общения  с потребителем (посредством почты, телефона, беседы с глазу на глаз), является средством краткосрочной политики фирмы.

     Обращение к клиентам в рамках маркетинговой  кампании должно быть составлено в  привлекательной форме, содержать  достоверную информацию и побуждать  к ответной реакции.

     Кроме того, так как в данной отрасли уровень конкуренции достаточно высок, удерживать свой позиции салону красоты приходится с помощью расширения спектра услуг, улучшения их качества и продвижения товара на рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, в литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

     В целом, конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.

Наличие конкуренции на рынке товаров  или услуг, на котором действует  предприятие, требует от него обеспечения  определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением  его с данных рынков.

      Определений конкурентоспособности в литературе довольно много. Однако, все недостатки в определении понятия конкурентоспособности на наш взгляд, устранены в понятии, которое звучит следующим образом: конкурентоспособность - это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка. Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

     Можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

     Данное  определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.

      Исследованы методы оценки конкурентоспособности, которой должен предшествовать комплексный  системный анализ организации.

     Нами  были рассмотрены методики на основе доли рынка, которые предполагают, что чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем  выше ее конкурентоспособность.

     Анализируя  рассмотренные методы определения  комплексных  показателей конкурентоспособности  организаций, можно отметить, что многие подходы определения комплексных показателей конкурентоспособности для организаций совпадают и  используют экспертные методы. Большинство прелагаемых методов расчета комплексных показателей конкурентоспособности основано на суммировании единичных показателей с использованием их значимости (весомости) или без учета последних. Поэтому при использовании рассмотренных выше методов оценки  комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции перед исследователем встают две существенные проблемы: выбор наиболее подходящего метода из приведенных выше; обоснование значимости (весомости) единичных показателей конкурентоспособности.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+»