Оценка стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:30, курсовая работа

Описание

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и её реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систему взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремиться организация, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условия изменяющегося окружения.

Основной целью моей курсовой работы является освещение вопросов определения и реализации стратегии в рамках стратегического управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Процесс стратегического менеджмента
1.1 Главная задача менеджмента

1.2 Пять задач стратегического менеджмента

1.3 Кто и как разрабатывает стратегию?

Глава 2. Выбор направления развития компании
2.1 Задача первая - формирование стратегического видения

2.2 Задача вторая - постановка целей

2.3 Задача третья - разработка стратегии

Глава 3. Конкретная ситуация
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 88.40 Кб (Скачать документ)

Подход главного архитектора. 

В некоторых  компаниях один человек - глава или  владелец компании - берет на себя роль главного стратега, единолично формируя ключевые элементы стратегии. Это не означает, что он автор всех идей, на которых строится стратегия, или  сам собрал и проанализировал  всю необходимую информацию; процессу разработки стратегии обычно предшествуют мозговая атака с привлечением подчиненных  и профессиональный анализ информации. Это означает, что этот человек  выступает в роли главного и единственного  архитектора стратегии, лично руководит  ее разработкой и ставит цели. 

Делегирование. 

При таком подходе  ответственный за разработку стратегии  менеджер делегирует часть своих  полномочий доверенным подчиненным, нижестоящим  менеджерам, компетентным рабочим группам  сотрудников разных подразделений  компании, независимым рабочим комиссиям  или, реже, группе консультантов, специализирующихся на помощи в разработке стратегии. Делегирование таких мероприятий, как мозговые атаки, анализ, разработка некоторых крупных и большинства мелких компонентов стратегии, позволяет привлекать менеджеров и служащих с опытом работы на местных рынках и в условиях жесткой конкуренции. Такой подход удобен (если не необходим) многоотраслевым компаниям с широким ассортиментом товаров. Чем шире ассортимент выпускаемой продукции, диверсификация и географический разброс подразделений, тем удобнее передать часть полномочий по разработке стратегии работникам на местах. Они из первых рук получают информацию о потребительских предпочтениях, адекватно оценивают маркетинговые возможности и сумеют быстро адаптировать стратегию к меняющимся условиям. Чем быстрее меняется рынок, тем перспективнее делегирование. 

Менеджеры, делегируя  часть полномочий, теряют контроль над отдельными компонентами стратегии, однако за ними сохраняется ключевая роль в формулировании ведущих компонентов  стратегии. Кроме того, они утверждают или отклоняют предложения подчиненных. Главный недостаток делегирования  состоит в том, что успех зависит  от профессионализма и компетенции  менеджеров низшего звена, а им свойственна  обычно узость кругозора. Возможно, для  них главная цель - решение их текущих проблем, а не использование  будущих возможностей в масштабах  всей организации. Случается, что линейный менеджмент не видит необходимости  или просто не хочет корректировать текущую стратегию. Делегирование опасно еще и тем, что может создать у подчиненных ощущение, будто стратегическое планирование недостойно времени и внимания начальника. И наконец, высший менеджмент ни в коем случае не должен самоустраняться от разработки стратегии, особенно в критические моменты, например, когда в группе стратегического планирования возникают разногласия или разрабатывается неперспективное направление развития. 

Совместный, или  коллективный, подход. 

Это промежуточный  подход, заключающийся в том, что  ответственный за создание стратегии  менеджер опирается на помощь и советы своих коллег и подчиненных, вырабатывая  компромиссный вариант стратегии. В группы разработки стратегии обычно входят линейные и функциональные менеджеры  из разных подразделений, несколько  начинающих менеджеров с творческим подходом, и (в качестве наблюдателей) ветераны предпенсионного возраста, не боящиеся говорить горькую правду и дать мудрый совет. 

Компания Electronic Data Systems пересматривала свою стратегию в течение года и привлекла к этому процессу 2500 из 55 тысяч работников компании под надзором 150 менеджеров из разных стран мира". В компании J. M. Smucker, производящей джемы и желе, была создана рабочая группа из 140 работников (7% от двухтысячного коллектива), которые 25% рабочего времени в течение полугода тратили на поиск путей возрождения компании; группа, при поддержке всего персонала, разработала 12 программ по удвоению доходов компании в последующие 5 лет. Финская корпорация Nokia Group, мировой лидер беспроводных коммуникаций, привлекла к выработке стратегии 250 работников. Все шире распространяется практика привлечения к выработке стратегии клиентов и поставщиков, что позволяет лучше оценить будущую ситуацию на рынке. 

Коллективной  выработкой стратегии руководит  обычно ответственный менеджер, но результат представляет собой плод усилий всех участников процесса. Такой  подход удобен в ситуациях, когда  компоненты стратегии касаются различных  отделов и видов деятельности и приходится привлекать специалистов с разным опытом, знаниями и представлениями  о будущем. К достоинствам коллективного  подхода следует отнести и  то, что участники становятся ярыми  приверженцами созданной ими  стратегии и охотно участвуют  в ее реализации. Кроме того, если работник участвовал в разработке стратегии, он чувствует свою ответственность, - отговорка "это была не моя идея" не срабатывает. 

Привлечение внутренних резервов. 

При этом подходе  высшее руководство предлагает отдельным  служащим и целым рабочим группам  выдвигать предложения по запуску  новых товарных линий и освоению новых направлений деятельности. Идея состоит в том, чтобы помочь раскрыться талантливым работникам компании. Топ-менеджмент выбирает предложения, которые представляются перспективными, и предоставляет разработчикам  организационные и бюджетные  ресурсы для реализации их идей. Таким образом, появляются новые  компоненты стратегии, а их разработчики получают ведущие роли при запуске  новых видов продукции, руководят  проникновением компании на новые географические рынки и возглавляют новые  подразделения. 

Привлечение внутренних резервов срабатывает только при  наличии в организации хорошего кадрового потенциала. При этом подходе  стратегия компании представляет собой  совокупность инициатив, выбираемых из предложенных на конкурсной основе. Этот подход хорошо зарекомендовал себя в отраслях, где быстро развиваются технологии и/или постоянно появляются новые возможности. 

Роль совета директоров в разработке и реализации стратегии. 

Ведущая роль в  разработке и реализации стратегии  отводится ведущим менеджерам, а  стратегическая роль совета директоров сводится к надзору за тем, чтобы  все пять задач стратегического менеджмента шли на пользу акционерам (в случае акционерной формы собственности) или донорам (в случае некоммерческой организации). Учитывая количество судебных исков, возбуждаемых акционерами, и рост затрат на страхование гражданской ответственности, понятно значение роли совета директоров как органа надзора за стратегическими действиями компании. Более того, держатели больших пакетов акций (взаимные и пенсионные фонды), органы государственного регулирования и финансовая пресса требуют от членов совета директоров, особенно приглашенных, пристально наблюдать за стратегией компании и за деятельностью администраторов-исполнителей. Обычно менеджеры-исполнители кратко информируют совет директоров о ключевых стратегических мероприятиях и передают стратегические планы этому органу для официального утверждения. Директора редко принимают непосредственное участие в разработке и реализации стратегии, да и не должны этого делать. Большинство приглашенных директоров не имеют опыта работы в данной отрасли; их знания о компании ограничены. Совет директоров обычно собирается один раз в месяц (или реже) на заседание, которое длится 6-8 часов. Трудно ожидать от совета директоров глубокого понимания всех стратегических вопросов, собственных оригинальных стратегических предложений, способных конкурировать с предложениями исполнительных менеджеров. Все это и не требуется от совета директоров, главная задача которого - надзор и контроль. Первейшая обязанность совета - обеспечение конструктивной критики". Если исполнительные менеджеры подают совету директоров полностью обоснованные предложения, то в критике нет надобности. Достаточно задать несколько толковых вопросов, чтобы проверить обоснованность стратегических предложений, и осуществлять контроль за их исполнением. Однако если прибыльность и доля рынка компании уменьшаются (и тем более - если уменьшаются стремительно), члены совета директоров просто обязаны занять активную позицию, инициировать дискуссию о стратегическом пути компании, пригласить на заседание совета ключевых исполнительных менеджеров, а возможно, и напрямую включиться в процесс, предложив изменение стратегии компании и смены руководства. 

Главная задача совета директоров в стратегическом менеджменте - оценивать и утверждать стратегические планы, а также возможности  стратегического мышления главы  компании и его преемников. 

Главная практическая задача совета директоров - оценка компетенции  высшего руководства в вопросе  разработки и реализации стратегии. На основании этой оценки принимаются  конкретные решения: о повышении  заработной платы, премировании или  отставке14. Случалось, что совет  директоров, придя к заключению, что главы компаний недостаточно адаптируют стратегии компаний к  происходящим на рынках изменениям, настаивал  на отставке глав компаний и назначении нового руководства. Совет директоров должен также своевременно оценить стратегические качества основных претендентов на пост высшего руководителя. Если глава компании уходит в отставку, совет избирает преемника - либо из менеджеров компании (часто по рекомендации бывшего главы), либо со стороны, если принято решение о радикальной смене курса. Надзор и контроль со стороны совета директоров чрезвычайно важны для стратегии компании. 

Преимущества  стратегического подхода к управлению. 

Главная идея этой книги состоит в том, что современный  менеджмент невозможен без стратегического  мышления. Менеджер должен знать стратегическое положение компании, понимать влияние  меняющихся условий, отслеживать внешнюю  и внутреннюю среду компании и  правильно выбирать момент для изменения  стратегии. Глава одной из преуспевающих  компаний выразился следующим образом. 

Наши конкуренты знакомы с теми же идеями, методами и подходами, что и мы, и имеют  такие же возможности для их использования. Разница между нашими достижениями определяется лишь тщательностью и  самодисциплиной, с которыми мы и  они разрабатываем и реализуем  свои стратегии. 

Стратегическое  мышление и управление, в отличие  от свободной импровизации, интуиции и упования на везение, имеют ряд  преимуществ: концентрируют деятельность всей организации на достижении основной цели, заставляют менеджеров и рядовых  сотрудников искать новые возможности  и угрозы, способствуют непрерывному развитию бизнес-модели, дают менеджерам ясные критерии для оценки проектов бюджетов. Оптимально такое управление ресурсами, которое поддерживает Стратегию компании и гарантирует достижение поставленных целей. 

Инновационные стратегии нередко становятся ключом к устойчивому улучшению деятельности компании. Энергичная реализация творческой, неординарной стратегии обеспечивает компании положение лидера, делает ее товары и услуги отраслевым стандартом. Процветающий бизнес - это всегда результат  проницательного, активного менеджмента, а отнюдь не счастливой случайности  или длительного везения. 

Глава 2. Выбор  направления развития компании

2.1 Задача первая - формирование стратегического  видения 

Ясно сформулированное стратегическое видение - необходимая  предпосылка устойчивого стратегического  лидерства. Видение необходимо для  эффективного руководства и принятия ответственных решений; оно ориентирует компанию на будущее, определяет приоритетные потребности покупателей и виды деятельности, а также долгосрочную конкурентную позицию компании. Выбор направления развития начинается с поиска ответов на три вопроса: куда компания должна идти, как изменится ситуация в отрасли в будущем и как это изменение скажется на положении компании. 

Стратегическое  видение - это не изобретение броского девиза, а размышление о путях  достижения прочного успеха. Формирование видения означает выбор сферы  деятельности и пути развития компании. 

Разработка эффективной  стратегии компании начинается с  формирования видения и выбора направления  развития. 

Три составляющие стратегического видения. 

Формирование  стратегического видения начинается с создания трех основных ее компонентов. 

Миссия компании, определяющая положение и бизнес компании в настоящий момент. 

Долгосрочный  курс, вырабатываемый на основе миссии и определяющий стратегический путь компании. 

Четкая формулировка стратегического видения для  получения широкой поддержки  всех сотрудников компании. 

Миссия: исходный пункт формирования стратегического  видения 

Сформулировать  миссию компании не так просто, как  кажется. 

Получение прибыли  не может быть миссией компании 

Иногда компании ошибочно определяют миссию как получение  прибыли. Однако прибыль - это цель и  результат деятельности компании. Тот  факт, что компания стремится к  получению прибыли, ничего не сообщает о том, в какой сфере и каким  образом создается прибыль. Если компания объявляет своей целью  получение прибыли, ей все равно  надо объяснить, как она этой цели достигает. Такое объяснение и есть миссия компании. 

Миссия объясняет  суть деятельности, специфику бизнеса  и путь развития компании - все то, что отличает эту компанию от остальных  в этой отрасли. 

Информация о работе Оценка стоимости предприятия