Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и обоснование путей ее повышения на примере предприятия оптовой торговли «Елена»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по формированию механизма повышения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие конкурентоспособности предприятия, установить его отличие от понятия конкурентоспособности товара.
2) Выяснить необходимость оценки конкурентоспособности предприятия в экономике, роль этого фактора на рынке.
3) Рассмотреть существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия.
4) Проанализировать конкурентоспособность конкретного предприятия оптовой торговли «Елена» и предложить пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ 5
1.1 Определение и сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ 14
2.2 Дифференциация продукции как способ получения конкурентного преимущества 20
2.3 Возможности применения стратегии ниш для получения конкурентного преимущества 22
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
3.1 Изучение микро- и макросреды фирмы 25
3.2 Определение и оценка конкурирующих сил рынка 28
3.4 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

111 (Автосохраненный).doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ       3
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ       5
1.1 Определение и сущность понятия  «конкурентоспособность предприятия»       5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности  предприятия       6
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ       14
2.1 Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ        14
2.2 Дифференциация продукции как способ получения конкурентного преимущества       20
2.3 Возможности применения стратегии ниш для получения конкурентного преимущества       22
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ       25
3.1 Изучение микро- и макросреды фирмы     25
3.2 Определение и оценка конкурирующих сил рынка          28
3.4 Расчет интегрального показателя  конкурентоспособности       30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ        33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ       35
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 
 

      Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

      Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по формированию механизма повышения конкурентоспособности предприятия.

      Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      1) Определить понятие конкурентоспособности предприятия, установить его отличие от понятия конкурентоспособности товара.

      2) Выяснить необходимость оценки  конкурентоспособности предприятия в экономике, роль этого фактора на рынке.

      3) Рассмотреть существующие методы  оценки конкурентоспособности предприятия.

      4) Проанализировать конкурентоспособность  конкретного предприятия оптовой торговли «Елена» и предложить пути ее повышения.

      Объектом  исследования является конкурентоспособность указанного предприятия.

      Предметом проводимого в работе исследования являются методы оценки конкурентоспособности предприятия.

      Работа  состоит из трех глав. Глава 1 содержит теоретическую информацию о понятии «конкурентоспособность предприятия», в ней описывается роль этого фактора в современной экономике, также в этой главе представлены основные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Глава 2 представляет основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. В главе 3 дается анализ конкурентоспособности конкретного предприятия и представлены возможные пути ее повышения.

      Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных  и зарубежных ученых в области  экономической теории и микроэкономики.

 

      ГЛАВА 1  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ 

      1.1 Определение и  сущность понятия  «конкурентоспособность  предприятия»

      Сегодня, в условиях глобализации и интернационализации  производства, конкурентоспособность является единственным критерием эффективности деятельности предприятия и востребованности выпускаемой им продукции. Очень сложно дать точное определение понятию «конкурентоспособность», это относительное понятие, ведь успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. В целом, конкурентоспособность – это способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Это определение одинаково подходит как к характеристике товара, так и характеристике предприятия. Однако нельзя совмещать эти понятия: конкурентоспособность товара является одним из критериев конкурентоспособности предприятия.

      Впрочем, вплоть до второй половины 1980-х годов  проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед предприятиями на всей территории бывшего СССР практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках.

      Однако  реформы 90-х годов привели к  перестройке всей экономической системы бывшего СССР и отразились на экономической ситуации Республики Беларусь. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро- на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. Именно поэтому повышение конкурентоспособности национальной промышленности должно быть основным приоритетом развития белорусской экономики [1]. 

      1.2 Методы оценки  конкурентоспособности предприятия

      Экономистами  не прекращается поиск путей повышения  конкурентоспособности предприятия. Невозможно вывести формулу расчета этого показателя, которая была бы применима ко всем предприятиям. Говоря о конкурентоспособности предприятия, нужно понимать, что речь идет не только об объективной оценке, например, себестоимости продукции или услуг, но и о субъективной оценке деятельности предприятия потребителями, от их вкусов, предпочтений, моды. Тем не менее, сегодня во многих источниках можно встретить слова о том, что невыраженная количественно конкурентоспособность предприятия остается всего лишь общим описанием работы той или иной организации и имеет невысокую ценность для руководства. Ниже рассматриваются четыре основных метода, наиболее распространенных сегодня в области оценки конкурентоспособности предприятия. 

      1.2.1 Матричные методы

      Группа  методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

      Преимущества  метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

      Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований. 

      1.2.2 Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия

      Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

      Расчет  показателя конкурентоспособности  по каждому виду продукции ведется  с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы определяются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов.

      Каждый  из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В частности, в ряде методов в качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.

      Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности  позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности  рассматриваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.

      Показатели  конкурентоспособности вычисляются  по каждому виду продукции предприятия. Далее определяется коэффициент  конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому виду продукции, где в качестве весов выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

      К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. К недостаткам – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке. 

      1.2.3 Методы, основанные на теории эффективной конкуренции

      Согласно  этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

      Суть  подхода заключается в оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов. При этом состав и структура оцениваемых способностей значительно варьируют в различных методиках: от показателей себестоимости и финансовой устойчивости до способности предприятия адаптироваться к нововведениям.

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и обоснование путей ее повышения на примере предприятия оптовой торговли «Елена»