Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по формированию механизма повышения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие конкурентоспособности предприятия, установить его отличие от понятия конкурентоспособности товара.
2) Выяснить необходимость оценки конкурентоспособности предприятия в экономике, роль этого фактора на рынке.
3) Рассмотреть существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия.
4) Проанализировать конкурентоспособность конкретного предприятия оптовой торговли «Елена» и предложить пути ее повышения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ 5
1.1 Определение и сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ 14
2.2 Дифференциация продукции как способ получения конкурентного преимущества 20
2.3 Возможности применения стратегии ниш для получения конкурентного преимущества 22
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
3.1 Изучение микро- и макросреды фирмы 25
3.2 Определение и оценка конкурирующих сил рынка 28
3.4 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Положительные: Повышение общего уровня покупательной способности.
Отрицательные: Снижение общего уровня покупательной способности.
Положительные: Появление новых технологий, делающие поставляемую продукцию еще более привлекательной для потребителей (например, технологии производства, позволяющие сохранить натуральные свойства косметики и др.) или позволяющие снизить издержки производства, транспортировки, длительного хранения.
Отрицательные: Длительное отсутствие прогресса в развитии указанных технологий.
Положительные: Либерализация ценообразования, спад инфляции, стабильность валюты, снижение арендной платы на складские помещения.
Отрицательные: Рост инфляции, вмешательство государства в экономику, нестабильность валюты, рост арендной платы на складские помещения.
Положительные: Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей, продавцов, снижение таможенных пошлин.
Отрицательные:
Принятие законов, ограничивающих ввоз
в РБ импортных товаров, повышение таможенных
пошлин.
3.2 Определение конкурирующих сил рынка
Конкуренты внутри отрасли: ООО «А», ЧУП «Б». Данные предприятия занимаются деятельностью, аналогичной деятельности рассматриваемого предприятия «Елена». Все три фирмы поставляют в Республику Беларусь косметику ОАО Концерна «Калина», у всех основными покупателями являются магазины розничной торговли. Различия в их деятельности могут заключаться в ассортименте, который предлагает каждая фирма, в цене своих услуг (которая выражается в наценке на продаваемую продукцию), в условиях оплаты (фирма-поставщик может требовать предоплату, предоставлять товар с отсрочкой), в количестве обслуживаемых клиентов. Различия в этих показателях помогают оценить конкурентоспособность каждого предприятия, сравнить их между собой и выявить лидера. С этой целью применяется SWOT-анализ.
Так называемый SWOT-анализ, традиционно используемый при исследовании сильных и слабых сторон собственной фирмы и производимых товаров и услуг, можно применить для анализа конкурентов.
Первая часть анализа (анализ сильных и слабых сторон) позволяет решить, с каким успехом могут действовать конкуренты на определенных рынках и какие стратегии необходимо разработать, чтобы обезопасить себя или проникнуть на рынок, занятый конкурентом. Знание целевого рынка конкурентов достигается с помощью второй части анализа (анализ целей и стратегий). Ведь то, что конкуренты имеют цели, еще не значит, что они подкреплены реальными ресурсами. SWOT-анализ позволяет узнать, какими видами ресурсов (финансовыми, людскими, капитальными сооружениями, и т.д.) обладают фирмы-конкуренты.
Очень важно знать реакцию клиентов на конкурентов: знают ли их покупатели, покупают ли их продукцию, как высоко они оценивают качество обслуживания и предлагаемые цены на их услуги. Ответы на эти вопросы дает SWOT-анализ [11].
Если
окажется, что стратегия конкурентов
не соответствует их сильным и слабым
сторонам, следует немедленно воспользоваться
этим обстоятельством. При этом нужно
осуществить SWOT-анализ и для собственной
компании. Таким образом, делается еще
один шаг в сторону преимущества над конкурентами.
Таблица 3.2. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.
«А» | «Б» | |
Сильные
стороны |
подготовленные
продавцы-консультанты;
широкий ассортимент; развитая система скидок; покупателям предоставляется рассрочка платежа |
доступные цены;
полезные услуги |
Слабые
стороны |
высокие цены;
мало полезных услуг; отсутствие собственной сети розничной торговли; работа с 50%-ной предоплатой |
отсутствие
собственной сети розничной торговли;
работа с 30%-ной предоплатой; отсрочка платежа невозможна |
Таблица 3.3. SWOT-анализ предприятия «Елена»
Сильные
стороны |
сильно развитая
сеть региональных представителей;
гибкая система скидок; широкий ассортимент продукции; высококвалифицированные маркетологи, обладающие деловыми качествами; |
Слабые стороны | текучесть кадров |
Благоприятные возможности | расширение торговых
представительств в областных городах
страны;
привлечение новых поставщиков, расширение ассортимента |
Угрозы |
так как предложенная продукция не является предметом первой необходимости, в связи с Мировым финансовым кризисом возможно падение спроса на продукцию |
3.4 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
Обобщение результатов предыдущих этапов даст возможность выделить основные характеристики товара, услуги или фирмы, которые и позволят оценить конкурентоспособность. Всего можно выделить четыре главные характеристики, которые следует расположить по значимости в порядке возрастания:
Порядковый
номер в этом списке, деленный на
10, будем использовать в качестве
коэффициента значимости.
Таблица 3.4. Значения характеристик (параметров) конкурирующих предприятий
Характеристики |
Ассортимент, шт. | Цена, руб. | Условия
оплаты |
Количество постоянных покупателей, чел. |
Коэффициент
значимости Название предприятия |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
«Елена» |
400 |
6000 |
Работа без предоплаты; предоставляется отсрочка платежа | 40000 |
«А» |
100 |
5950 |
50% предоплаты; предоставляется отсрочка платежа | 5000 |
«Б» | 50 |
5800 |
Предоплата 30%; отсрочка платежа невозможна | 1000 |
В
соответствии со значениями в таблице
4.3 расставим баллы по трехбалльной шкале
(наилучший результат равен 3, наихудший
- 1). Получаем таблицу для расчета рейтинга
конкурентоспособности (таблица 4.5)
Таблица 3.5. Рейтинг конкурентоспособности
Характеристика | Ассортимент, шт. |
Цена за единицу одинакового товара, руб. | Условия оплаты |
Количество постоянных покупателей, чел. |
Коэффициент значимости
Название предприятия |
0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
«Елена» | 3 | 1 | 3 | 3 |
«А» | 2 | 2 | 2 | 2 |
«Б» | 1 | 3 | 1 | 1 |
Далее рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Значение интегрального показателя конкурентоспособности Рj для каждого предприятия-конкурента определяется по формуле:
Pj = S Ai * Бji,
где Pj – количественный показатель конкурентоспособности предприятия;
Ai – коэффициент значимости i-той характеристики;
Бji – балльная оценка i-той характеристики для j-того предприятия.
Наиболее конкурентоспособно предприятие, показатель которого Pj имеет максимальное значение.
«Елена» P=0,4*3+0,3*1+0,2*3+0,1*3=2,4
«А» P=0,4*2+0,3*2+0,2*2+0,1*2=2
«Б» P=0,4*1+0,3*3+0,2*1+0,1*1=1,6
Интегральный показатель конкурентоспособности выше у предприятия «Елена», можно сделать вывод о его лидирующей позиции среди конкурентов.
Завершением
всего приведенного выше анализа
является разработка плана мероприятий
по повышению
Как видно из анализа, предприятие «Елена» является наиболее конкурентоспособным в своей отрасли, основной недостаток его деятельности находится во внутренней среде организации (высокая текучесть кадров), однако и его необходимо минимизировать, чтобы сделать организацию более устойчивой к внешним воздействиям.
Согласно приведенным в главе 2 основным стратегиям повышения конкурентоспособности предприятия, предприятие «Елена» может рассмотреть возможность применения стратегии ниш. Для этого необходимо детально изучить рынок с целью выявления оптимального сегмента своей деятельности. Однако самым главным путем повышения своей конкурентоспособности предприятие должно выбрать стратегию снижения издержек производства. Это сможет помочь фирме снизить цены на свои услуги и тем самым получить очень важное преимущество среди конкурентов, которым сейчас она, как видно из таблицы 3, не обладает. Необходимость применения данной стратегии можно обосновать наличием возможности ее осуществить: предприятие «Елена» может сократить свои затраты на единицу продукции благодаря эффективной организации своих внутренних операций: экономия за счет ассортимента, за счет масштаба и за счет накопленного опыта.
Кроме
этого, можно постоянно проводить
различные маркетинговые
В данной работе было рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия в теоретическом и практическом аспектах, методы ее оценки, пути ее повышения. В соответствие с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
В настоящий момент в условиях свободного глобального рынка конкурентоспособность является единственным критерием эффективности деятельности предприятия и востребованности выпускаемой им продукции. Конкурентоспособность предприятия включает в себя наличие таких показателей как: