Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и обоснование путей ее повышения на примере предприятия оптовой торговли «Елена»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по формированию механизма повышения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие конкурентоспособности предприятия, установить его отличие от понятия конкурентоспособности товара.
2) Выяснить необходимость оценки конкурентоспособности предприятия в экономике, роль этого фактора на рынке.
3) Рассмотреть существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия.
4) Проанализировать конкурентоспособность конкретного предприятия оптовой торговли «Елена» и предложить пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ 5
1.1 Определение и сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ 14
2.2 Дифференциация продукции как способ получения конкурентного преимущества 20
2.3 Возможности применения стратегии ниш для получения конкурентного преимущества 22
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
3.1 Изучение микро- и макросреды фирмы 25
3.2 Определение и оценка конкурирующих сил рынка 28
3.4 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

111 (Автосохраненный).doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)
  1. высокое качество предлагаемых потребителю товаров или услуг;
  2. цена на товары или услуги ниже, чем у конкурентов;
  3. ориентация производства на определенную группу потребителей, что позволяет продукции предприятия в большей степени отвечать их требованиям;
  4. отличие продукции предприятия от товаров или услуг конкурентов;
  5. наличие положительной репутации у предприятия, доверия потребителей к изготавливаемой им продукции;
  6. высокая квалификация персонала предприятия;
  7. оснащение предприятия современным оборудованием.

      В случае, если предприятие отвечает этим требованиям, можно говорить о высоком уровне его конкурентоспособности. Если устанавливается несоответствие какому-либо из указанных пунктов, пути повышения конкурентоспособности следует искать именно в этой области деятельности предприятия.

      Эти несоответствия устанавливаются в  ходе оценки конкурентоспособности предприятия. Существует множество методов оценки, в данной работе описаны основные:

  1. матричные методы (cущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке);
  2. методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия (базируются на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции);
  3. методы, основанные на теории эффективной конкуренции (заключаются в оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности);
  4. комплексные методы (конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу).
 

      В практической части работы были использованы методы, основанные на теории эффективной конкуренции. С его помощью была оценена конкурентоспособность конкретного предприятия «Елена», выявлены сильные и слабые стороны его и конкурентов, был произведен расчет интегрального показателя конкурентоспособности. В итоге получен вывод о лидирующей позиции данного предприятия среди конкурентов, и предложены пути дальнейшего повышения данного показателя.

 

       

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность  предприятия: сущ-ность, методы оценки и механизмы увеличения [Электронный ресурс]. – 2010. –  Режим доступа: http://www.logistics.ru/9/2/i20_64.htm. – Дата доступа: 17.04.2010.
  2. Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://vds1234.narod.ru/?32.html . – Дата доступа: 17.04.2010.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2002. - с. 343.
  4. Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб.: Питер, 2001, с. 404.
  5. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень N 6. 2003, с. 55.
  6. Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998, с. 43.
  7. Коллектив авторов консалтинговой компании БКГ. Виды конкурентных стратегий. - М., 2002.
  8. Емельянов С.М. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX в. - М.: Международные отношения, 2001.
  9. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Учебное пособие [Электронный ресурс]. – 2010. –  Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m49/4.htm. – Дата доступа: 18.04.2010.
  10. Баранчеев Б.Н. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация [Электронный ресурс]. – 2010. –  Режим доступа: http://www.management.com.ua/strategy/str037.html. – Дата доступа: 19.04.2010.
  11. Дибб С.  Практическое руководство по сегментированию рынка. – СПб.: Питер, 2002, с. 240.
  12. Османкин Н.Н., Кондратенко Н.М., Аширов В.К., Дубровина Н.А. Сборник учебно-методической документации по общепрофессиональным дисциплинам для студентов 5-6 курсов специальности "Менеджмент организации" [Электронный ресурс]. – 2005. –  Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13175&p_page=6. – Дата доступа: 20.04.2010.
  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009, с. 672.

 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа объемом 37 с., в том числе 5 табл., 13 библиограф. 
 
 
 
 
 

     Ключевые  слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, МИКРОСРЕДА ФИРМЫ, МАКРОСРЕДА ФИРМЫ, КОНКУРИРУЮЩИЕ СИЛЫ РЫНКА, SWOT-АНАЛИЗ. 
 
 
 
 
 

      Объектом  исследования является конкурентоспособность конкретного предприятия оптовой торговли «Елена».

      Цель  курсовой работы заключена в исследовании теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по формированию механизма повышения конкурентоспособности предприятия.

      Предметом проводимого в работе исследования являются методы оценки конкурентоспособности предприятия.

     В процессе работы выполнены следующие  исследования: анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия, стратегий ее повышения, изучение микро- и макросреды конкретного предприятия, оценка уровня его конкурентоспособности.

     Результатом исследования явилось описание возможного пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

     Студент подтверждает, что приведенный в  курсовой работе расчетно-аналитический  материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и обоснование путей ее повышения на примере предприятия оптовой торговли «Елена»