Оперативное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию механизма управления производственной деятельностью предприятия ООО «Примерное»
Для достижения поставленной цели был определен следующий круг задач:
1) изучить основы современной теории оперативного управления;
2) проанализировать и оценить деятельность предприятия ООО «Примерное»;
3) разработать рекомендации по совершенствованию оперативного управления предприятием ООО «Примерное»;
4) дать оценку экономической эффективности данных рекомендаций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...….………………………………………………………………………..1
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность оперативного управления, принципы, цели, задачи и функции………………….………………….………………………………………………. 4
1.2 Информационное обеспечение оперативного управления производством.……………..………………………………………………………….…….7
1.3 Оперативное управление производством предприятия АПК…………………..……………………………..………………………………………..9
ГЛАВА II. Характеристика внутренней, внешней среды организации.
2.1 Характеристика внутренней среды предприятия ООО «Примерное»…………….24
2.2. Анализ внешней среды предприятия ООО «Примерное»………………………….28
2.3. SWOT-анализ предприятия ООО «Примерное»…………………………………….32
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРИМЕРНОЕ»
3.1. Пути решения исследуемой проблемы на предприятии ООО «Примерное»……………………………………………………………………….............36
3.2.Методика расчёта, экономической эффективности предлагаемых рекомендаций………………………………………………………………………………41
3.3.Расчёт экономической эффективности предлагаемых рекомендаций……………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 71.17 Кб (Скачать документ)

Определенные ситуации надо изучать  более подробно. В подобных ситуациях  недостаточно текущей информации и  нужно проводить специальное  исследование. Управленческое исследование - систематическое определение круга  данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой оперативной  ситуацией, их сбор, анализ, отчет о  результатах. Фирма может проводить  исследование сама, а может заказать его у специализированных фирм. Вот  наиболее типичные вопросы, решаемые в  ходе исследований:

изучение характера рынка; замеры потенциальных возможностей рынка; анализ распределения долей рынка  между фирмами; анализ сбыта; изучение тенденций деловой активности; изучение товаров конкурентов; краткосрочное  прогнозирование; изучение реакции  на новый товар и его потенциала; долгосрочное прогнозирование; изучение политики цен.[13]

Система анализа информации позволяет  обрабатывать отобранную информацию и  делать из нее соответствующие выводы. Обычно анализ производится по различным  методикам статистической обработки  информации.

Чтобы исследование дало результат, оно  должно быть посвящено достаточно узкой  проблеме. Эту проблему надо поставить  на самом первом этапе. Далее формулируются  цели исследования. Цели могут быть поисковыми, описательными или экспериментальными (проверка гипотезы).

На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации.

Результаты исследования должны быть представлены руководству в простой  и ясной форме для принятия управленческих решений.

 

1.3. Оперативное управление производством  предприятия АПК

Оперативное управление производством  на предприятии осуществляют, прежде всего линейные руководители. Наряду с ними активное участие в этой работе принимают рядовые специалисты  и исполнители. Диспетчерская служба – орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государственных органах управления АПК на  уровне района и области. Диспетчерская служба повышает уровень управления агропромышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

 

Оперативное управление  - это анализ, планирование, претворение в жизнь  и контроль  за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов  с целевыми покупателями ради  достижения задач  организации, таких  как, получением прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.

Управляющие  - это должностные  лица фирмы, занимающиеся анализом оперативной  ситуации, претворением в жизнь  намеченных планов и/или осуществляющие контрольные функции.

С появлением новой функции на предприятии  возникает необходимость управления ею. Для этого необходимо сформулировать организационно – экономический  механизм для реализации функции  оперативного управления в компании, т.е. спроектировать систему управления .

Система оперативного управления  - это совокупность информационных, организационных, плановых и контрольных  элементов, обеспечивающих взаимосвязь  предприятия с рынком.[18]

Информационное обеспечение оперативного управления осуществляется на основе разработки информационной системы  , т.е. совокупности приемов, методов, организационных  и технических средств сбора, накопления и обработки данных, необходимых  для осуществления управления на предприятии. Система  складывается их трех частей [18]:

  • внутренняя отчетная информация, создаваемая на самом предприятии;
  • внешняя информация, публикуемая в печати;
  • исследовательская информация, формируемая на основе оперативных  исследований силами самого предприятия или специализированными организациями.

Именно в тесной взаимосвязи  всех видов информации и складывается МИС предприятия.

Процесс организации управления  на предприятии нельзя рассматривать  только как формальное выделение  специального подразделения с возложением  на него отдельных видов деятельности, которые предприятие до настоящего времени не выполняло или выполняло  частично (проведение рекламы, изучение спроса и др.). Организация управления на предприятии – это организация  процесса взаимодействия всех подразделений  предприятия, направленного на достижение рыночных целей.[18]

                                 Система

                                 Оперативного управления



Товар                           Целевой                         Методы

                                      рынок                         распределения

                         Цена            Стимулирование

Схема 1 – Система оперативного управления

Практика консалтинговых фирм показывает, что организация управления на предприятии  предусматривает проведение нескольких этапов работ, которые могут осуществляться самостоятельно или с приглашением внешних консультантов и специалистов.[18]

  • Этап диагностики предприятия: краткая информация о предприятии, описание основных проблем функционирования и развития предприятия, оценка потенциала предприятия, определение роли управления в условиях современного состояния предприятия.
  • Аналитический этап: анализ коньюктуры рынка, оценка перспектив развития товарного предложения, оценка действий конкурентов, прогноз общего объема структуры и спроса, анализ покупательского поведения
  • Организационный этап: разработка концепции предприятия, создание Положения о службе оперативного управления, подготовка предложений по кадровому обеспечению службы
  • Методический этап: формирование информационной системы управления , подготовка методических рекомендаций по координации и взаимосвязям на предприятии
  • Внедренческий этап: разработка и обоснование плана оперативного управления, создание системы контроля управления, оценка деятельности созданной службы оперативного управления
  • Обучающий этап: организация и проведение обучения управлению управленческого персонала предприятия, организация и проведение обучения специалистов службы управления, проведение стажировок менеджеров и специалистов.

Основные организационные  структуры  оперативного управления.

Достижение целей любого предприятия  зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной  структуры и от того, каким образом  эта структура функционирует.

Организационная структура управленческой деятельности на предприятии может  быть определена как конструкция  организации, на основе которой осуществляется управление, иными словами – это  совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной  деятельностью.

Организационная структура имеет  решающее значение для успешной реализации миссии организации. Для организации  не существует универсальной схемы, т.к. она охватывает широкий спектр работ и функций, имеющих место  при внедрении и использовании  рыночной философии организации  предпринимательства, главным принципом  которой является ориентация на потребителя - на изучение и удовлетворение его  потребностей и желаний.

Организационная структура определяет сложившийся (или проектируемый) в  организации (службе) численный состав подразделений, связи и отношения  между ними, а также уровень  их интеграции в единое целое. Она  устанавливает степень обособленности, департаментизации (организационного обособления) входящих в нее подразделений (групп, отделов), уровень их правовой самостоятельности  в получении  необходимой информации и принятии решений. Структура как бы закрепляет внутреннюю композицию организации (службы), фиксирует количественный и качественный состав входящих в нее образований, их иерархическую субординацию, распределение  власти и самостоятельности между  ними.

Выбор организационной структуры  подразделения предприятия зависит  от многих факторов. Наиболее важны  следующие факторы: тип организации (предприятия), в котором создается  подразделение; вид стратегии, которой  придерживается предприятие; уровень  существующего проектируемого разделения труда в подразделении (службе); тип  департаментизации основных функций  и работ; наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями  предприятия; наличие связей с внешней  средой; существующие нормы управляемости  и контролируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления; степень централизации  и децентрализации в принятии решений; необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения  в процессе взаимодействия его со смежными отделами (группами) предприятия [2].

Вероятность изменения стратегии  должна учитываться как при формировании структуры проектируемой организации, так и деятельности существующих предприятий и подразделений. Поскольку  структура не может быть устойчива  при введении новой стратегии, изменению  ее должно предшествовать тщательное обоснование необходимости такого шага.        

При разработке организационной структуры  необходимо учитывать уровень разделения труда на предприятии и в его  подразделениях. Это связано с  тем, что возможно изменение специализации  работ как по функциям, так и  по конкретному применению их и решению  отдельных задач. Возможности применения технологической (горизонтальной) и  управленческой (вертикальной) специализаций  должны быть учтены при совершенствовании  организационной структуры.       

Организационная структура охватывает определенное количество подразделений, работ и персонала. При росте  численности подчиненных увеличивается  число межличностных коммуникаций, например, между руководителем и  подчиненным. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа подразделений  создает неблагоприятные условия  для управляемости организационной  структурой. Во избежание неуправляемости  организационной структуры проводят оптимизацию масштаба управляемости  и контроля организации. Путем достижения оптимального сочетания количества подчиненных и уровней иерархии формируют наиболее рациональную организационную  структуру.

Рассмотренные выше методические положения  по формированию организационных структур предприятия являются основой разработки и обоснования организационных  структур оперативного управления, т.е. подразделений, которые отвечают за организацию, планирование, координацию  и проведение управленческой  политики на предприятии.

Проектирование организационных  структур оперативного управления  представляет собой деятельность по разработке и встраиванию таких  структур в систему управления деятельностью  предприятия. Организационные структуры  служб управления должны удовлетворять  определенным требованиям, главными из которых являются: малое количество звеньев, создание условий для развития интегрированного управления на предприятии; содействие предприятию в постоянном удовлетворении потребностей существующих и потенциальных покупателей; обеспечение  развития творчества и инновационной  деятельности сотрудников; гарантия быстрой  адаптации производимых продуктов  к требованиям рынка; содействие росту объемов продаж и снижению себестоимости.   

Особенности производственной деятельности, отличие производственных потенциалов, различие в размерах и  структуре потребляемых ресурсов, объемах  производства и сбыта продукции  предопределяют индивидуальный подход к разработке организационных структур управления. Однако поиск какой-то универсальной, стандартизированной организационной  структуры управления представляется нецелесообразным. [7].

Основными факторами, которые отражают содержание организационной структуры  управления, являются:  

- функции управления;                                      

- продукция производимая предприятием;        

- рынки сбыта продукции;       

- регионы, в которых размещены  рынки или покупатели.                         

Несмотря на множество вариантов  организационных структур , выбор  осуществляется в основном между  организационными структурами, ориентированными на функции.

При организации управленческой  структуры предприятия необходимо соблюдение следующих принципов  ее построения.[2]     

           1. Единство  целей. Базовыми целями являются: объем продаж, прибыль, отношение  прибыли к объему продаж, доход  на одну акцию, доля предприятия  на рынке, структура капитала (т.е. доля субсидированного капитала). При этом цели не должны  исключать друг друга.              

Информация о работе Оперативное управление