Определение степени готовности персонала организации к проведению стратегических изменений (на примере ООО «НОРД»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является: готовность к стратегическим изменениям на предприятии «НОРД».
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
o рассмотреть сущность стратегических изменений и области их проведения;
o описать виды стратегических изменений;
o выявить возможные проблемы, возникающие во время проведения изменений, а так же методы преодоления сопротивления в компании;
o на примере предприятия «НОРД» рассмотреть готовность персонала к проведению стратегических изменений;

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы проведения стратегических изменений.
1.1 Сущность стратегических изменений;
1.2 Основные области проведения стратегических изменений;
1.3 Этапы осуществления стратегических изменений.
Раздел 2. Специфика функционирования организации.
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Система сбыта ООО «НОРД».
2.3. Экономический анализ ООО «НОРД»
2.4. Стратегия и цели организации ООО «НОРД»
Раздел 3. Характеристика топ-менеджмента организации.
Раздел 4. Оценка уровня готовности персонала организации к изменениям.
4.1 Определение уровня компетентности топ-менеджмента организации при проведении изменений;
4.2 Определение личной позиции сотрудников организации к изменениям.
Раздел 5. Сопротивление стратегическим изменениям.
5.1 Выявление основных причин сопротивления изменениям;
5.2 Выбор и обоснование метода преодоления сопротивления стратегическим изменениям.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Определение степени готовности персонала организации.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме этого, было выявлено, что 50% работников организации в ближайшее время  не собираются покинуть ее. Однако если бы пришлось менять работу, то 75% опрошенных ушли бы из данной организации по причине  низкой зарплаты

     Работа  в данной организации нравится, но 82% опрошенных не удовлетворяет уровень заработка, а получение достойной заработной платы является определяющим фактором для 45% работников.

     Однако  не только фактор высокой заработной платы определяет выбор места  работы. Вторым и третьим по значимости фактором были названы “возможность долговременных отношений с работодателем” (40%) и “возможность получения социальных благ” (40%).

     Чуть  больше половины (53,2%) опрошенных работают во внеурочное время, при этом они  не проявляют негативных эмоций по этому поводу (46,2% относится положительно к сверхурочной работе). Это серьезный повод задуматься о пересмотре систем стимулирования труда.

     Относительно  возможностей карьерного роста сотрудников  анкетирование позволило выявить, что понятие карьеры работники в первую очередь связывают с ростом благосостояния (наибольшее количество ответов), со служебным ростом и ощущением уверенности и стабильности (второе и третье места по количеству ответов). Однако возможность карьерного роста в рамках данной организации у работников невелика: 50% опрошенных не видят такой возможности, а 46,2% – затруднились ответить. При этом подавляющее большинство работников отмечают, что стремление к карьерному росту руководство либо поощряет не в полной мере, либо не поощряет вообще. Известно, что карьерный рост невозможен без дополнительного обучения. Среди опрошенных 96% стремятся к повышению своей квалификации, хотя 57,8% заявляют, что на сегодняшний момент руководство не использует их профессиональные возможности в полной мере.

     Оценка  результатов

     Руководство ООО «НОРД» имело не вполне адекватное представление об удовлетворенности  сотрудников своей фирмы. Результаты анкеты неприятно удивили директора, уверенного, что работники готовы к изменениям и их не устраивают условия труда, заработная плата, и не знают о проводимой в организации кадровой и социальной политике.

     Общая картина показала, что работники  предпочитают иметь долговременные отношения с работодателем, однако на уровне организации пока не достигнута взаимная увязка интересов работодателя и работника.

     Для более полной картины рассчитаем уровень текучести работников за 2010 год. Уровень текучести персонала оценивается по формуле: 

     

 

     Утп — уровень текучести персонала  в периоде, %;

     Рс  — число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.;

     Риа — число работников, уволенных  в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.;

     Чс  — среднесписочная численность  работников в периоде, чел.

     

     Такой уровень текучести является выше среднего. При этом большая часть  работников ушла по собственному желанию. Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы). 
 

     В разделе 5 «Сопротивление стратегическим изменениям» необходимо осуществить:

     5.1 Выявление основных  причин сопротивления  изменениям;

     Бесконфликтное  внедрение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. Слишком по-разному оцениваются изменения со стороны высшего руководства предприятия (для него это новые шансы) и со стороны его сотрудников (для них перемены чреваты опасностью). Сопротивление переменам может иметь разную силу и интенсивность. Оно проявляется как в форме пассивного, более или менее скрытого неприятия перемен, выражающегося в виде абсентеизма, снижения производительности или желания перейти на другую работу, так и в форме активного, открытого выступления против перестройки (например, в виде забастовки, явного уклонения от внедрения новшеств). Причина сопротивления может крыться в личных и структурных барьерах. К личным барьерам относятся, например:

  • Неприятие нового — люди с подозрением относятся к тому, что, как им кажется, негативно повлияет на устоявшееся положение, способы работы или условия занятости. Они боятся изменять привычную обстановку. Они могут не доверять руководителям, а значит, и не верить их заявлениям о том, что изменения проводятся для блага сотрудников и организации. У них могут быть серьезные причины, основанные на прошлом опыте. Они могут подозревать, что у руководства имеются скрытые мотивы, и чем мощнее пропаганда, чем громче торжественные заверения менеджеров, тем сильнее недоверие.
  • Экономический страх — страх потери денег, угроза гарантированной занятости.
  • Неудобство — изменения сделают жизнь более трудной.
  • Неопределенность — изменения могут причинять беспокойство в силу неопределенности их результатов.
  • Символический страх — небольшие изменения, которые могут повлиять на какой-нибудь ценный символ, например, отдельный офис или зарезервированное место на стоянке, могут являться символом начала больших перемен. Это особенно верно, когда у работников нет определенного представления о масштабе изменений.
  • Угроза межличностным отношениям — то, что идет вразрез с привычными социальными отношениями и стандартами группы работников, будет встречать сопротивление.
  • Угроза статусу или квалификации — изменения воспринимаются как понижающие статус человека или квалификацию.
  • Страх несоответствия компетентности — озабоченность нехваткой способности справляться с новыми требованиями или приобретением новых умений и навыков.13

     В качестве барьеров на уровне организации выступают:

  • инертность сложных организационных структур, трудность переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм;
  • взаимозависимость подсистем, ведущая к тому, что одно "несинхронизированное" изменение тормозит реализацию всего проекта;
  • сопротивление передаче привилегий определенным группам и возможным изменениям в сложившемся "балансе власти";
  • прошлый отрицательный опыт, связанный с проектами изменений;
  • сопротивление трансформационным процессам, навязанным консультантами извне.

     Этот  перечень показывает, что уже на стадии концептуальных разработок в  плановом порядке может быть учтена реакция персонала на изменения. Вместе с тем подходы к реорганизации  с расчетом на участие коллектива, несмотря на предпочтительность, чреваты слишком большими потерями времени до того, как принимаемые меры дадут результат. Потому в случае необходимости быстрых и радикальных изменений должны предусматриваться и жесткие меры.  

     5.2 Выбор и обоснование  метода преодоления  сопротивления стратегическим изменениям.

     Известный гуру менеджмента, родоначальник стратегического  управления Игорь Ансофф предлагает четыре метода преодоления сопротивления изменениям. 

     Сравнение методов внедрения перемен    

            Таблица 4 

Метод Условия применения Достоинства Недостатки
Принудительный Повышенная  срочность Быстрота перемен Сильное сопротивление 
Адаптивный Средняя срочность Несущественное  сопротивление Медленный
Кризисный Угроза функционированию Несущественное  сопротивление Большой дефицит  времени, риск неудачи
«Аккордеона» Умеренная срочность, периодически повторяющиеся изменения Несущественное  сопротивление, подгонка ко времени, комплексное  изменение способностей Сложность
 

     Осуществление организационных изменений –  «высший пилотаж» в работе руководителей компаний, предполагающий знание философии и технологии процесса, а также изучение успехов и неудач. Осуществление организационных изменений можно сравнить с восхождением на неизвестную вершину. Всегда существует вероятность неудачи, но тщательная подготовка и знание ошибок, сделанных другими, как и знание успешного опыта, повышают вероятность успеха.

     Цель  изменений компании «НОРД» – развитие организационных способностей, особенно способностей сотрудников, для вовлечения их в процесс принятия решений относительно организационных проблем. Целью является создание рабочей системы, в которой сотрудники становятся эмоционально привязаны к задачам развития компании. Фокусируясь на эффективности и производительности, с которой люди работают на каждом уровне, лидеры таких организационных изменений верят, что фирма улучшит свое финансовое положение.

     Конкретные  шаги, которые будут сделаны в компании «НОРД» для достижения поставленной цели – всестороннее обучение сотрудников. С помощью консультантов был проведен целый ряд семинаров по анализу деятельности каждого подразделения.

     Опора на ценности и поведение – отличительный  признак всех стратегических изменений, которые происходят в компании «НОРД». Топ-менеджмент обычно провозглашает набор ценностей или принципов, которые составляют корпоративную культуру и регламентируют поведение служащих. В компании «НОРД» его руководителем (и собственником) было заявлено, что основа философии управления компании — соблюдение интересов всех сотрудников, а также развитие их способностей и предоставление возможностей для самореализации и самовыражения. Организационная культура компании поддерживает высокий уровень работы и личные достижения каждого сотрудника.

     Сторонники  проводимых изменений утверждают, что  акцент на структуру и системы, особенно навязанный сверху, не приведет к фундаментальным изменениям. Исключениями могут быть «самонавязанные» и «самоспроектированные» структуры и системы на уровне подразделений.

     На  предприятии «НОРД» команда менеджеров устанавливала приоритетные задачи на каждую неделю, но никто не рассматривал совместную работу с консультантами как временную кампанию, имеющую начало и конец.

     Данные  изменения обычно меньше подчеркивают роль финансовых стимулов, особенно индивидуальных. Финансовые стимулы используются как дополнительный механизм мотивации сотрудников организации. Ведущие механизмы включают реорганизацию работы и изменения в стиле управления.

     Базируясь на этих аргументах, можно предположить, что лучше использовать поощрения (стимулы) в процессе изменений, подкрепляя возникшее поведение, чем использовать стимулы на ранних стадиях, управляя поведением людей.

     Проведенный анализ позволяет сделать несколько  выводов относительно теории проведения организационных изменений. Выбор  той или иной теории зависит в первую очередь от:

  • характера и масштаба проблемы, стоящей перед организацией. Если компания столкнулась с серьезными проблемами, требующими немедленного решения;
  • личностных характеристик сотрудников организации. Речь идет об уровне образования и об отношении к работе самих сотрудников компании. Сотрудники с невысоким уровнем образования, безынициативные люди не смогут помочь руководству при этом подходе. Тогда более уместным будет подход именно этот подход;
  • характера и содержания работы в организации. При монотонной и рутинной работе трудно развивать творчество и вовлеченность в процесс управления. Необходимо четко выстроить процедуры и регламенты поведения, что характерно для этой теории.
  • ценностных ориентаций руководства и стиля лидерства. Руководитель, ориентирующийся на экономические ценности, будет использовать, эту теорию.

Заключение

 

      Осуществление выбранной стратегии предполагает использование комплекса мероприятий  по реализации организационных изменений. Наиболее эффективный путь достижения результатов — использование запланированной стратегии стратегических изменений, которая позволит успешно преодолеть неизбежное сопротивление изменениям.

      Выбор стратегии осуществления изменений  определяется такими факторами, как  темп осуществления изменения; степень управления со стороны менеджеров; использование внешних агентств, например консалтинговых; центральное или местное сосредоточение сил. Типичными стратегиями осуществления стратегических изменений являются следующие: директивная стратегия, где менеджер "навязывает" изменения; стратегия, основанная на переговорах, когда признается законность интересов других участников процесса изменений; нормативная стратегия, часто использующая внешних и внутренних консультантов; аналитическая стратегия, где решения принимаются на основе четкого определения проблемы, сбора и изучения информации.

Информация о работе Определение степени готовности персонала организации к проведению стратегических изменений (на примере ООО «НОРД»)