Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:55, контрольная работа
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения (тethodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Теоретическая часть …………………………………………………………….2
Что такое «метод управления» ……………………………………………….2
Организационно – распорядительные (административные) методы..5
Экономические методы ………………………………………………...8
Социально – психологические методы ………………………………10
Самоуправление ……………………………………………………….13
Практическая часть ……………………………………………………………..16
Список используемой литературы ……………………………………………..25
Приложение 1 ………………
Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.
Основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
В отличие от административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.
Конкретный
набор и содержание рычагов
экономического воздействия
Для решения
экономических задач в
Несмотря
на характерное для
3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением в соответствии с ценностями и нормами коллектива.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.
Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.
Недостаточное
внимание к социальным и психологическим
аспектам управления вызывает нездоровые
взаимоотношения в коллективе, что
снижает производительность труда.
Как показывает практика, формирование
здорового морально-
Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Социально-психологические
методы руководства требуют, чтобы
во главе коллектива были люди достаточно
гибкие, умеющие использовать разнообразные
аспекты управления. Успех деятельности
руководителя в этом направлении зависит
от того, насколько правильно применяет
он различные формы социально-психологического
воздействия, которые, в конечном счете,
сформируют здоровые межличностные отношения.
В качестве основных форм такого воздействия
можно рекомендовать: планирование социального
развития трудовых коллективов, убеждение
как метод воспитания и формирования личности,
экономическое соревнование, критику
и самокритику, постоянно действующие
производственные совещания, которые
выступают как метод управления и как
форма участия трудящихся в управлении,
различного рода ритуалы и обряды.
4. Самоуправление
Одна из важнейших задач в развитии организации - создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей человека, которые появятся благодаря внедрению механизма, предусматривающего широкие права самостоятельных хозяйственных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответственностью за конечные результаты работы и развитыми формами демократического управления (самоуправления).
Самоуправление трактуется нами как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие «самоуправление» выражает довольно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.
Полностью
самоуправляемой считается
Самоуправление на любом уровне управления представляется как процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу».
Примером подобных преобразований «снизу» являются хозрасчетные бригады, подрядные и арендные коллективы. Именно на этом, низшем, но основном, уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.
Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений. С одной стороны, оно предполагает определенную самостоятельность организационно-хозяйственных звеньев организации по отношению к высшим органам управления, т. е. наделение правами принимать самостоятельные решения по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой - полную самостоятельность (на базе слияния субъекта и объекта управления), обеспечивающую объекту управления полноту власти, принимающему решение и по мере необходимости выполняющему его.
Все зависит от уровня и форм производственной демократии. Основными формами такой демократии являются:
1) соучастие в управлении - право работников на получение информации о функционировании организации, о планах администрации, на выражение своего мнения, на привлечение к управлению фирмой с правом совещательного голоса и на представительство в органах управления на условиях меньшинства;
2) соуправление
- право на участие в принятии
решений, наложение вето на
отдельные постановления,
3) внутренний (рабочий) контроль - право контроля за действиями администрации с правом вето без прямого привлечения работников к управлению делами организации;
4) самоуправление - право как на прямое управление предприятием по главным направлениям на основе принципа «один человек - один голос», так и на косвенное (через избранных представителей) - по всем остальным (не главным). В этом случае высшим органом управления становится общее собрание всех работников фирмы, а исполнительная власть делегируется администрацией.
Самоуправление
возможно только в таких экономических
условиях, в которых каждый работник
и трудовые коллективы реализуют
себя в качестве субъектов собственности.
В условиях самоуправления труд соединяется
с управлением через отношения собственности.
Так как экономической формой их реализации
является полный хозрасчет, то более благоприятные
условия для развития самоуправления
складываются на нижнем уровне, где хозрасчетные
отношения проявляются наиболее значимо.
Развитие и внедрение полного хозрасчета
и самофинансирования подводит прочный
экономический фундамент под процессы
самоуправления и демократизации всей
деятельности коллектива.
Практическая
часть
В качестве
объекта выступает
Данная
структура управления на машиностроительном
предприятии является комбинированной
(линейно-функциональной). Рассмотрим
её более подробно.
Машиностроительное предприятие
возглавляет директор завода, который
организует всю работу предприятия и несет
полную ответственность за его состояние
и деятельность перед государством (собственником
предприятия) и трудовым коллективом.
Директор представляет предприятие во
всех учреждениях и организациях, распоряжается
имуществом предприятия, заключает договора,
издает приказы по предприятию, в соответствии
с трудовым законодательством принимает
и увольняет работников, применяет меры
поощрения и налагает взыскания на работников
предприятия, открывает в банках счета
предприятия.
Основным производственным
звеном данного промышленного предприятия
является отдел. При существующей структуре
управления руководителю предприятия
непосредственно подчиняются:
Информация о работе Оптимизация методов управления организацией